Политика

Коломойскому предложили создать собственную «народную республику»

27.03.2015, 10:29
{Коломойскому предложили создать собственную «народную республику»} Молдавские Ведомости

Компромисс между Порошенко и Коломойским больше похож на победу Коломойского, но в таком виде она унизительна для олигарха. Разоружение подконтрольных ему батальонов может высечь искру, из которой разгорится пламя новой войны за КНДР – «Коломойскую Народную Днепропетровскую республику». Недаром ополченцы Донбасса и олигарх друг другу уже «подмигивают».

Внешнее впечатление о достигнутом компромиссе довольно обманчиво. Победителями себя считают обе стороны, но при этом обе же – проигравшие. А это самая опасная психологическая ситуация, которая может сложиться в ходе конфликта, в котором слишком много личного, слишком много денежного и слишком много психиатрического. Ведь каждая из сторон, считая себя победителем в силу внешнего антуража, в то же время испытывает глубокие внутренние переживания из-за «компромисса». А представление о себе как о победителе и «альфа-самце» потребует попытки добить противника на его же поле, вне зависимости от того, как это сочетается с реальностью. При этом на два-три шага уже мало кто думает – даже Коломойский, которому приписывают «шахматные» способности, что очевидно не так. Что до Порошенко, тут важны не только его человеческие качества, но и подчиненность внешним силам. Скорее всего, он уже тяготится этой подчиненностью, его – президента страны – слишком долго унижали, указывая, что делать и что говорить, куда давать деньги и на кого ориентироваться. Это утомительно и надоедает, особенно если ты действительно поверил в то, что ты президент суверенного государства с гербом, флагом, гимном и даже, прости, Господи, армией.

Ведь что мы имеем в сухом остатке. 1) Добровольческие батальоны (они же «бенябаты») как были, так и остались, никто и не подумал выполнять приказы Авакова о сдаче оружия или «расформировании». Власти уже который месяц и «Айдар» расформировать не могут, а это ведь вообще чистая махновщина, тогда как «бенябаты» четко структурированы и вертикально организованы. 2) Все счета госорганизаций переведены в «Приватбанк» Коломойского, который, таким образом, монопольно завладел уже не только средствами простых граждан, но и всеми госактивами. А на Украине невозможно стать успешным предпринимателем, не имея доступа к госресурсам. Не для того Коломойский столько времени утверждал свою власть над третью страны, чтобы в итоге «вовремя слинять» накануне лавинообразного развала экономики и финансовой системы, сосредоточившись на сезонной торговле зерном. 3) Позиции других олигархических групп тоже окрепли, в первую очередь, уже было выброшенного на помойку Ахметова, а также Ремкулова и Петра Ющенко. 4) Контроль над нефтянкой остался за Коломойским, хотя юридически он лишился позиций в «Укрнафте» и «Укртранснафте». 5) Уйдя с поста днепропетровского губернатора «по собственному желанию», Коломойский сохранил за собой моральное (если это слово к нему применимо в принципе) превосходство и может некоторое время демонстрировать всему миру и ридной Украине «что бывает, если меня нет».

Скажем прямо: так себе вышел «компромисс». Эта очаровательная тупиковая ситуация может на пару месяцев зависнуть, а может почти мгновенно выйти из-под контроля – слишком уж много личного, слишком много случайных факторов в ней задействовано. Назначенный на субботу «днепропетровский майдан» тоже может стать спусковым крючком, хотя его лозунги и цель были кардинально «переформатированы» после встречи Коломойского с послом СШАПайеттом. Теперь там будут лозунги про «единую Украину», про борьбу с коррупцией и тяжелое наследие прошлого. А возглавить всю эту рать должен уже новый губернатор Днепропетровской области Резниченко, которого почему-то причисляют к ставленникам Порошенко и записывают его назначение в число «побед» президента.

Если попытаться разобрать наихудший сценарий, при котором у кого-то все-таки сдадут нервы, настоящим спусковым крючком может стать реальная попытка разоружить и расформировать добровольческие батальоны территориальной обороны. И это не обязательно может быть приказ непосредственно от Порошенко (хотя, учитывая его психологическое состояние, и это вполне вероятно). Глава МВД Аваков тоже способен спровоцировать такой конфликт, спасая, в том числе, и себя, и своего патрона Яценюка, которого по неизвестным причинам считают следующим кандидатом на отставку и даже «зачистку». Но война словесная, идеологическая, взаимные обвинения в коррупции и глупости – это одно, а вот попытка разоружения батальонов и физического захвата Днепропетровска – это другое.

Батальон «Донбасс» по факту разделен на два – один в составе МВД, второй – спецназ министерства обороны под командованием Семена Семенченко численностью около 500 человек. Эти части, скорее, звезды пиара, а не боевых действий. Чистая, незамутненная увлеченность Семенченко самим собой и своей ролью в истории несколько отдаляет его от Коломойского, который таких нарциссов на своей клумбе не слишком любит. А личные отношения, плавно перерастающие в денежные, будут играть в этом противостоянии едва ли не ключевую роль.

#{ussr}Батальон «Днепр-1» Юрия Березы куда серьезней. У него есть и бронетехника, и настоящий боевой опыт. Но эти хлопчики слишком уж напоминают банду мародеров, чтобы пытаться вовлечь их в «войну за идею». А идея – это вторая по силе воздействия позиция (после денег), которую мог бы «включить» Коломойский (если, конечно, захочет мыслить такими категориями). Именно «днепровцы» настолько разозлили Порошенко, что стали спусковым крючком к раскручиванию противостояния. Именно они убили в ходе разборки под Волновахой сотрудника СВУ, который якобы мешал им заниматься контрабандой. По крайней мере, было заявлено, что выстрелы производились из оружия, принадлежавшего именно им. Порошенко в ответ отдал приказ о «зачистке», но задержать пока удалось лишь около 30 человек.

Батальон «Азов» Андрея Билецкого насчитывает около 1000 человек со своими танками, БТР и зенитным вооружением. Пока что он целиком задействован под Мариуполем, и нет никаких оснований полагать, что он будет оттуда выведен. Вообще, вывод каких-либо подразделений с линии фронта на юго-востоке (тем более с ключевых направлений) вполне можно объявить «изменой Родине», а сейчас многое будет строиться именно на пропаганде и контрпропаганде. Тем не менее 26 марта появились первые сообщения о возможном отзыве с фронта, в том числе и из «сектора «М» – из-под Мариуполя, некоторых рот «Правого сектора». Правда, в самом ПС говорят, что никуда отходить не собираются.

В ПС примерно 20 батальонов по 500 человек в каждом, и длительное время они целиком существовали на деньги Коломойского. Собственно, ПС существовал на его деньги еще до того, как стал серьезной силой, а был лишь кучкой отморозков, выросших из футбольных фанатов. Теперь это международная организация с самостоятельной системой иерархии, представленная в Раде. Да, зависимости от Коломойского никто не отменял, но сейчас ПС вполне самостоятелен в выборе стороны, которую можно поддержать. И выбор этот будет зависеть не столько от сиюминутных выплат, сколько от перспективы, которую усмотрит Дмитрий Ярош. Этот парень считает себя недооцененным и вполне готов немного «подождать», сделав выбор в пользу не сиюминутной «выплаты», а неких обещаний дальнейшего усиления его власти и влияния. Вообще, нарциссизм – и как явление, и как болезнь – давно уже из фактора психиатрического превратился на Украине в фактор политический. Латиноамериканское желание увидеть свой парадный портрет в полный рост в новом мундире с эполетами и орденами на входе в каждое присутственное место страны (включая кинотеатры) может привести к очередному перевороту или хотя бы просто – к повороту исторической судьбы Украины в новую, пока еще не вырытую канаву. И Петлюра, и Скоропадский, кстати, были весьма обеспокоены вопросами дизайна формы, орденов и употребления армейских команд на государственной мове.

Непосредственно Коломойскому подчиняется также охранное предприятие Secure IT, которое и участвовало в захвате административных зданий в Киеве. Это «преторианская гвардия» олигарха, однако степень ее обученности и способности к ведению боевых действий (а не к обычному мордобитию при рейдерских захватах предприятий) неизвестна. Обычно такие ребята оказываются бесполезны, если им оказывают действенное сопротивление.

То же можно сказать и о футбольных ультрас, которых вокруг Коломойского страсть как много. Он и сам владеет несколькими футбольными клубами (как и некоторые его друзья-союзники, наподобие Вадима Рабиновича), а также финансирует ряд фанатских группировок. Это бездумные, отмороженные и крикливые ребята, склонные к позерству, любящие ходить по ночам строем и с факелами, но они нуждаются в «политруках», иначе быстро переключаются на пиво. В противостоянии, которое мы моделируем сейчас, они важны. Но не как боевая сила с оружием и в форме, а как толпа неуправляемой деревенщины, с визгом кидающаяся на «чужих», особенно если их высадить где-нибудь в тылу. Мы это проходили уже год назад в Одессе. Тогда получилось, может сработать и сейчас, и никакая киевская милиция им противостоять не сможет.

Если вернуться к оценке самых технически боеспособных и самых известных широкой публике подразделений, на которых может опереться Коломойский, то главная их проблема, как это ни парадоксально, именно в подготовке. По ряду данных, «бенябаты» пытались обучать американские специалисты из морского спецназа, что в итоге нанесло добровольческим батальонам непоправимый урон. Дело в том, что система подготовки и боевого использования частей специального назначения (а именно к ним относят себя «бенябаты») в США и бывшем СССР принципиально разная. Американский спецназ в принципе не умеет воевать без сопровождения артиллерии, авиации и высокоточного оружия, он приучен зачищать местность после того, как позиции противника обработаны чем-то электронным и наводящимся со спутника. Отечественная же система подготовки даже слов таких не знает, а рассчитывает на классическую методику армейской разведки боем. Это не хорошо и не плохо, это просто реальность. В результате добровольческие батальоны, которые проходили обучение у американских инструкторов, оказываются бесполезны в той войне, которая идет на юго-востоке, они быстро разваливаются, когда натыкаются на контратаки. А в гипотетическом конфликте Коломойского с остальной Вселенной никакого высокоточного оружия уж точно, слава Богу, не будет. Не будет даже чудовищной артиллерийской поддержки, которой ВСУ на юго-востоке компенсируют отсутствие боевого духа и тактической выучки.

Но сколь бы плохо обучена ни была эта толпа, разоружить ее для Порошенко непосильная задача. Во-первых, для этого придется снять войска с фронта, оголять его участки, а это уж точно смерти подобно. ВСУ только сейчас постепенно начинают оправляться от поражений последних месяцев и с огромным трудом собирают силы для нового удара. Более того, они способны сейчас только на одну – и не больше! – попытку нового решительного наступления. После этого ВСУ перестанут существовать как явление.

Собственно говоря, именно поэтому Коломойский и заигрывает в последние дни с ДНР и ЛНР, демонстрируя вербальное желание признать хотя бы статус-кво. В Донецке и Луганске ему также словесно подыгрывают, что, правда, больше похоже на своеобразный местный юмор. Особенно радует предложение Коломойскому со стороны Донецка провозгласить КНДР – Коломойскую Народную Днепропетровскую Республику. Как это ни смешно, такое развитие событий было возможно еще пару дней назад и может быть возможно в случае развития событий по худшему сценарию. Кстати, местечко Коломыя, от названия которого происходит фамилия олигарха, находится на Западной Украине, в самом сердце Карпат, и считается одним из оплотов бандеровского движения. Возможно, именно оттуда растут хорошие отношения Коломойского с националистами, что в идеальном мире для еврея – уроженца Днепропетровска из интеллигентной семьи инженеров – было бы немыслимо.

Да, Донецк вульгарно троллит Коломойского, обещая поддержку и помощь. В реальности ДНР и ЛНР никакой помощи ему оказать не смогут – самим не хватает, да и не захотят. В Донецке и Луганске, которые в Москве принято считать чем-то единым и даже управляемым, уже давно сформировалась своя внутренняя политика, своя идеология и свои политические принципы. Серьезная ошибка Москвы заключается как раз в том, что руководство новых республик она воспринимает как чуть ли не марионеток, которыми можно манипулировать довольно грубыми методами. А там люди за год дикой войны сильно выросли в идейном плане, они проливали кровь и теряли друзей и могут теперь, если что, к такой-то матери послать. Это может не нравиться (и не нравится тем, кто еще в 2013 году пытался манипулировать, скажем, «Партией регионов»), но это данность, с которой придется считаться. Для общения с этими людьми нужны иные методы, кроме окрика и «закрытия крана», и важно признать за ними права на собственные мысли и идеи. Пусть бы и «в рамках приличия».

ДНР и ЛНР будут подзуживать Коломойского к мятежу ровно до того момента, когда «бенябаты» (а вслед за ними и регулярные части ВСУ) начнут покидать линию фронта в стремлении сцепиться между собой. Это будет напоминать события 1918–1919 годов, причем примерно в тех же географических пределах, только вместо «тачанок» будут БТРы. И лавина эта начнет отскакивать от линии фронта на запад – к Днепру, с гиканьем и весельем занимая по дороге местечки и хутора. Это они умеют. Это у них хорошо получается.

И вот тогда в ДНР и ЛНР вспомнят всё. В том числе и неосторожное включение Коломойским в состав Днепропетровской области трех районов Донецкой, которое он пролоббировал год назад с целью «усиления управляемости». Вряд ли Коломойский этого не понимает. Он очень неглуп, просто слишком эмоционален и потерялся во времени.

Прямое военное столкновение «бенябатов» и тех сил, которые наберут Порошенко и Аваков, губительно для них для всех, поскольку через неделю после этого не будет не то что Днепропетровска (он, может, и устоит как город, уличных боев и обстрелов масштаба донецких не предвидится), а всей Украины. Ибо фронт рухнет, и где остановятся ВСН – никому не понятно. Да, они сильно растягивать на марше не будут, у них пока недостаточно для этого сил и средств, но продвижения до границ бывшей Донецкой области будет достаточно, чтобы похоронить одновременно и режим президента Порошенко, и любую олигархическую фронду.

Но куда более возможна война подковерная, нежели прямая, если уж отталкиваться от личных качеств вовлеченных в эти события лиц. Если Коломойский хочет сохранить под своим контролем что-то большее, чем деньги, он должен предоставить населению хотя бы части Украины некий лозунг, способный перебить обвинения, исходящие из Киева. А такой лозунг только один: борьба с коррупцией. В Киеве засели воры. Все. Поголовно. Не только Порошенко лично, но и все остальные. Это сильно не понравится этим «остальным», которым придется сплотиться вокруг президента, что бы они там себе о нем ни думали на самом деле. Никаких других понятных людям лозунгов Коломойский предоставить не может, сам будучи при этом, мягко говоря, «авторитетным предпринимателем» с замашками оголодавшего крокодила. Если кто-то («в достаточном количестве», как писал Гоголь) на это купится, тогда можно рассчитывать на вялую попытку провозгласить КНДР, но и то – вряд ли.

В идеологическом плане преимущество всегда будет за Киевом с его неубиваемым лозунгом про «единство страны». «Сепаратист Коломойский» – жупел пострашнее «русских оккупантов», которых никто не видел, но в которых верят как в бабайку или боевую чупакабру. А он же туточки, бывший свой. У него даже депутаты Рады есть, чтобы озвучивать, и СМИ, чтобы транслировать.

Таким образом, единственный ресурс сопротивления (как, впрочем, и наступления) для Коломойского – это, как всегда, деньги. Более того, он свято верит в них как в единственную возможную ценность. Представить себе, что он обрушит гривну до зимбабвийского уровня, на самом деле вполне возможно. Лично он и его окружение от этого не пострадают, а тотальные невыплаты зарплаты можно будет списать на правительство и президента, придумав какую-нибудь техническую отмазку типа электронного сбоя в Центральном банке. Другое дело, что, по ряду подсчетов, у Коломойского на данный момент нет достаточного количества наличной валюты (не гривен!), чтобы платить даже «бенябатам». Гривны они больше не возьмут – на фиг нужна им эта бумага, если банкоматы отключены. Срочно требуются наличные доллары, а где их взять – это, действительно, проблема для Коломойского. Именно это, а не фиктивная потеря контроля над «Укрнафтой». Бог с ней, с «нафтой», отношения с посольством США в такой ситуации дороже. Возможно, именно поэтому Коломойский, привыкший посылать оппонентов по привычному адресу, уже на первых секундах разговора так смиренно выслушивал посла Пайетта. Он считает себя полубогом и гением и полагает, что ему-таки удастся обмануть Пайетта. Насколько он в этом наивен – мы убедимся очень скоро.

Ведь все еще сохраняется шанс на то, что будет хуже.

 

Текст: Евгений Крутиков

Комментарии (0) Добавить комментарии