Экономика

Кому платят теневики за утаивание статистики?

24.01.2023, 12:06
{Кому платят теневики за утаивание статистики? } Молдавские Ведомости

Приказом минфина №215/2015 утверждены методологические нормы кассового исполнения бюджетов, составляющих национальный публичный бюджет и внебюджетных средств, через единый казначейский счет минфина. 

Согласно п.5.1.1. методологии, на основании получаемых ежедневно, еженедельно и ежемесячно 115 разных первичных финансовых данных и бухгалтерского учета, управление государственного казначейства, региональные казначейства минфина составляют, не вручную и не на старинных счетах, отчеты об исполнении бюджетов. 

Как вы наверняка понимаете, на базе первичной отчетности составлять обобщенные месячные отчеты об исполнении всех категорий отчетов (национального, государственного, социального, медицинского и обобщенного местного) в наш электронный век намного легче и быстрее. 

Тем не менее, минфин ежемесячно и ежегодно публикует на своей веб-странице отчеты об исполнении бюджетов только через 25 -35 дней. И после того, как руководство казначейства представляет итоговые отчеты на подпись министру финансов, все предыдущие министры и нынешний всегда держат их у себя по три-пять дней. Для чего? Ведь задним числом уже нельзя ничего изменить. 

По опыту своему скажу - это такой способ начальников показать свою важность и нужность. Хотя именно так они доказывают свою никчемность. И эта система постоянных задержек с отчетами - хроническая болезнь всех госструктур. 

Например, бюро статистики публикует отчет о ВВП за соответствующий год ровно 29 декабря следующего года - тогда, когда он уже не имеет никакой информационной ценности. Ведь минфину нужны макроэкономические данные, в том числе по ВВП, к июню текущего года для прогнозирования и разработки бюджетов следующего года. 

Некоторые обобщения из финансовых отчетов предприятий за прошедший год НБС публикует только во второй половине июля следующего года. Итоговые данные о зарплате за предыдущий год - только в сентябре следующего года. В то же время национальному банку нужна информация о стоимости товаров и услуг ежемесячно для вариации денежных агрегатов (денежной массы), чтобы хоть как-то пытаться управлять инфляцией. 

Так планомерно создается ситуация, когда даже теоретически невозможно что-либо предпринять для вмешательство в процесс инфляции или дефляции, для регулирования денежных агрегатов с целью поддержать плановые показатели развития экономики. 

Согласно постановлению правительства №188/2012 об официальных страницах органов публичного управления в сети интернет, все госструктуры обязаны  публиковать сведения о планировании и отчеты об исполнении бюджетов. Почти все эти отчеты не обнародуют, хотя представляют их минфину ежеквартально. Разве не мог бы минфин на своем портала обнародовать эти отчеты, сопроводив хоть каким-нибудь обобщенным отчетом, анализом общей ситуации и предложениями?   

Был закон №171/1994 о коммерческой тайне, на основании статьи 5(4) к объектам коммерческой тайны не могли отнести сведения по утвержденным формам статистической отчетности, а также отчетности о финансово-экономической деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы об уплате налогов и других платежей в национальный публичный бюджет; документы, удостоверяющие платежеспособность; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест. 

Однако, когда в 2018 году парламент принял закон о модернизации гражданского кодекса, закон о коммерческой тайне отменили. И теперь на законном основании все предприятия ничего о себе не публикуют. Невозможно, как предписывалось ранее, сверить какие-либо статистические отчеты, документы об внесении налогов и платежей, как и документы, удостоверяющие платежеспособность субъекта. Ранее открытые данные с легкой руки парламента стали секретными.

И вот тужатся в президентуре, в правительстве, в прокуратуре и антикоррупционной прокуратуре, в НЦБК, ища казнокрадов и коррупционеров. А ведь, скорее всего, именно эти структуры и стали соучастниками вседозволенности и поощрения теневой деятельности. И не надо быть наивным и думать, что не ведутся взаиморасчеты между госструктурами и теневиками. 

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии