Расследование

Концепция «Первый дом»: что и кто стоит за ней?

28.07.2017, 10:28
{Концепция «Первый дом»: что и кто стоит за ней?} Молдавские Ведомости

На последнем заседании правительство утвердило концепцию «Первый дом». Что и кто стоит за этим документом?

Разработка нормативной базы для внедрения и пилотирования госпрограммы «Первый дом» была предусмотрена планом действий правительства на 2016-2018 годы, раздел «Молодежь и спорт». Срок разработки был определен на IV квартал 2016 года. Проект должны были разработать госканцелярия, министерство регионального развития и строительства, минфин, минэкономики, национальный банк и ODIMM.

Проект был завершен и 30 мая выставлен минфином (основной разработчик) для публичных консультаций.

В информационной ноте к проекту нет никаких разъяснений, почему ипотекой, строительными делами для физических лиц должна заниматься ODIMM (призванная оказывать помощь малым и средним предприятиям), а не профильное министерство.

Согласно  распределению ролей, минфин будет исполнять роль гаранта. Но передаст ее организации по поддержке малых и средних предприятий (ODIMM) при минэкономики и инфраструктуры.

Минфин ежегодно будет предлагать парламенту на утверждение государственные гарантии, которые будут использованы в ходе реализации программы «Первый дом». Минфин также будет предлагать парламенту для утверждения необходимые суммы, предназначенные для гарантирования программы.

ODIMM будет предоставлять от имени государства гарантии для пользователей ипотеки, физических лиц, для осуществления расчетов за дом/жилье в рамках программы. И осуществлять мониторинг использования кредитов в рамках программы, вести базу данных о гарантированных ипотечных государственных кредитах.

Предполагается, что на программу «Первый дом» на первые два года будет выделена сумма до одного миллиарда лей. Это примерно на 1000 домов/квартир стоимостью до одного миллиона лей каждый. 

Чем занимается  и чем должна заниматься ODIMM? И почему именно ее выбрали минфин и правительство?

ODIMM является публичным учреждением, которое было учреждено постановлением правительства №538/2007 на основании закона №206/2006 о малых и средних предприятий. В 2016 году был принят новый закон о малых и средних предприятиях, однако постановление правительства о создании ODIMM до настоящего времени еще не успели откорректировать, привести в соответствие с новым законом.

Согласно закону о малых и средних предприятий, организация призвана предоставлять поддержку при осуществлении государственной политики по развитию сектора малых и средних предприятий, упрощать доступ микро-, малых и средних предприятий к финансированию,  управлять фондом гарантирования кредитов для малых и средних предприятий. А это немалые деньги. Только за последние три года якобы на поддержку, оказание кредитов малым и средним предприятиям было выделено из госбюджета 251,8 миллиона лей.

Как использовались эти средства – неизвестно: какие-либо финансовые отчеты ODIMM никогда не публиковались. В обнародованных отчетах - только информация о проведении всевозможных консультаций. А о том, какой учет ведет организация, можно судить хотя бы по одной цифре. В отчете за 2016 год сообщается, что малые предприятия-инкубаторы из девяти районов якобы произвели продукции на 94 миллиарда лей. Сравните с ВВП страны за прошлый год - 136 миллиардов лей.   

Согласно регламенту, финансовые средства организации формируются за счет средств, выделяемых ежегодно из государственного бюджета; финансовых средств, предоставляемых донорами; добровольных отчислений и пожертвований физических и юридических лиц, в том числе иностранных и (как всегда) - других источников, не противоречащих законодательству.

Финансовые средства, выделенные из госбюджета, должны расходоваться в соответствии с годовой сметой расходов, утвержденной координационным советом, председателем которого является замминистра минэкономики. А порядок расхода других средств – не обнародован.

Как уже сказано, организация не публикует никаких финансовых отчетов. Счетная палата в 2013 году в акте аудита финансовой деятельности минэкономики отметила, что у ODÎMM отсутствовали бухгалтерские балансы, которые отражали бы финансовое состояние учреждения за определенный период. Факт, подтверждающий, что эта организация не составляет финансовые отчеты в соответствии с законом и регламентом. В акте также сказано, что следствием трактовки статуса некоммерческой организации под формой публичного учреждения и исполнителя бюджета национальным бюро статистики не присвоен ODÎMM соответствующий код. Тот же фактор обусловил отсутствие финансовых отчетов согласно установленным нормам регламентирования, а также установленных методов консолидирования отчетов минэкономики с отражением сальдо на конец отчетного периода.

На протяжении последующих лет после проверки этот очень серьезный недостаток бухучета организации не был устранен, а минэкономики и Счетная палата не проследили и не обеспечили устранение замечаний, отмеченных в акте.

И на законодательно-нормативном уровне был создан ряд прецедентов.

Во-первых, определили, что разработкой политики, координацией, мониторингом, оценкой политики и мер государственной поддержки развития сектора малых и средних предприятий будет заниматься трехступенчатая структура – правительство - министерство экономики - организация по развитию сектора малых и средних предприятий. Фактически же прямые функции министерства были переданы некоммерческой организации в форме публичного учреждения. Это прямое нарушение закона о центральном отраслевом публичном управлении, по которому разработкой, принятием и мониторингом политик в отрасли (подотрасли) должно заниматься министерство. А для обеспечения внедрения политики государства в определенных подобластях или сферах вверенных министерству областей деятельности в его ведении могут создаваться административные органы в организационно-правовых формах агентств, государственных служб или государственных инспекций.

Во-вторых, принятый в 2006 году закон о поддержке сектора малых и средних предприятий, которым было предусмотрено создание организации с соответствующим статусом и полномочиями, но не агентства, госсслужбы или госинспекции, были нарушены основные принципы закона о законодательных актах. Вновь принимаемый законодательный акт не был согласован с существующей правовой базой.

В-третьих, учредив некоммерческую организацию, да еще и в форме публичного учреждения с соответствующим статусом и полномочиями, создали тем самым неразбериху в функциях и полномочиях министерства и данной организации. Поэтому на протяжении всех этих лет она не может поделить главенствующее положение с министерством, а точнее, с министерскими структурами.

И, наконец, в-четвертых. Случай, когда организация по развитию и поддержке малых и средних предприятий была незаконно наделена министерскими функциями разработки и утверждения стратегии развития малого бизнеса, мониторинга внедрения соответствующей политики, является единственным исключением из законодательных норм. Мониторинг внедрения политик - прерогатива министерств, а все существующие госструктуры, созданные при министерствах, законно уполномочены только внедрять соответствующие политики. Кроме того, это противоречит правилам и требованиям к разработке документов политик, утвержденным правительством в январе 2007 года. Документами политик являются: концепция, стратегия, программа, план. И документы политик утверждаются министерствами.

Таким образом, у ODIMM предостаточно своих прямых не решенных на протяжении многих лет проблем. И  нет никаких оснований подключать организацию ODIMM еще и к ипотечному кредитованию физических лиц в рамках проекта «Первый дом». Но это только на первый взгляд. Потому как если раскрыть скобки, все начинает проясняться.

Организацией ODIMM с момента ее учреждения руководит Юлия Ябанжи (на фото). До назначения она была начальником управления минэкономики по работе с малыми и средними предприятиями. То есть разбиралась в проблеме. Ябанжи закончила экономический факультет политехнического института в 1986 году, училась в одной группе с Лилией Палий. В 2005-2006-м и в 2011-2014 годах Палий была начальником управлений минэкономики, в 2014-2016-м – госсекретарем министерства. С 2007 года до января 2016 года по совместительству – член совета ODIMM. А с начала прошлого года она является генеральным секретарем госканцелярии.

Да, нет прямых доказательств связи между отношениями Палий-Ябанжи и передачей функций управления ипотечным кредитованием ODIMM в рамках программы «Первый дом». Но тогда каким образом в проекте приказа о концепции «Первый дом», подготовленном минфином, находит место структура при минэкономики, у которой нет никаких полномочий в части управления кредитами для физических лиц? Организация, которая по всем показателям много лет подряд, не выполняет прямые свои обязанности? Которая в своих отчетах в оправдание своей деятельности приводит объемы производства малых и средних предприятий, к чему не имеет никакого отношения? Которая не отчитывается годами о расходовании сотен миллионов бюджетных средств? Которая игнорирует предписания Счетной палаты?

Думитру БАРБАЛАТ 

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Эту стерву, которую пригрел бывший премьер еще в 2003г.(посчитайте, кто это был), а затем уже сама она приспосабливалась ко всем последующим министрам экономики, и некоторым премьерам, давно пора привлечь к уголовной ответственности за ежегодную растрату государственных средств в сверх особо крупном размере.
    Пусть сегодня Счетная палата повторит проверку состояния дел с использованием фонда для малых и средних предприятий. Для начала, это будет предостаточно.

  • x

    Как каким образом?
    Видимо, передок еще хорошо работает.
    Не зря же по случаю 10 лет создания этой кормушки, сам премьер красовался на трибуне. А она, удовлетворенная очередной победой, лицезрела его из президиума.
    Каким-то образом смогла одурманить всех министров экономики, начиная с 2007г.
    И опять, каким образом?
    Не сложно угадать с одного раза - фонд поддержки, через который ежегодно фильтруют 70-90 млн.
    Если эти деньги предназначены для кредитования, то где, на чьем счету, потом аккумулируются возвращенные кредиты? Об этом как бы никто не ведает. Как бы.