История

Константин Чеченев: «Молодежь выбирает бумажную книгу»

16.04.2016, 16:21
{Константин Чеченев: «Молодежь выбирает бумажную книгу»   } Молдавские Ведомости

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, уникальный и лучший в России профильный вуз, готов предоставить 54 бюджетных места для выпускников молдавских лицеев

Книга, которая еще недавно была не только источником знаний, но и первейшей насущной потребностью духовной жизни, сильно потеснена виртуальным пространством. Порой даже кажется, что навсегда, что отныне ее роль – перейти в разряд дорогой, красивой, редкой  и малополезной вещи, чего-то вроде инкрустированного стразами пистолета, который  украшает оружейную коллекцию, но из которого никто не стреляет. Но так ли это? Действительно ли книгу в привычном бумажном виде ожидают столь существенные и необратимые метаморфозы? На этот вопрос «Молдавских ведомостей» отвечает  президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев.

Константин Васильевич приехал в Кишинев для участия в ХХ международном салоне детской  и юношеской книги, открывшемся 13 апреля на «Молдэкспо». Благодаря этому среди многочисленной литературы на румынском, английском, французском и других языках был и стенд с российскими изданиями. Вторая, не менее важная миссия, с которой Чеченев приехал в Молдову, – помощь в презентации Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, где он является членом попечительского совета. Презентация прошла 14 апреля в Российском центре науки и культуры. Этот по-своему уникальный и лучший в России профильный вуз готов предоставить 54 бюджетных места для выпускников молдавских лицеев. В его составе четыре института - коммуникаций и медиабизнеса, принтмедиа и информационных технологий, графики и искусства книги, издательского дела и журналистики. Университет готовит специалистов по 30 направлениям, самые востребованные - графика и дизайн (к слову, именно в МГУП были разработаны все современные русские шрифты для компьютера и облик Олимпийского Мишки), журналистика и инженерные специальности. Есть там и единственная в мире кафедра антикварной книги.

Константин Чеченев уверен, что Молдова - это страна, где достаточно грамотных молодых людей, которые могут получить именно в этом университете хорошее образование и быть прекрасными специалистами в своей стране. «У нас есть ряд серьезных крупных издательств, к примеру, компании «Росмэн» или «Рипол-классик», которые были созданы с нуля в 90-е годы выпускниками этого вуза. Сейчас они - лидеры книжного рынка», - рассказывает Чеченев.

В России в прошлом году вышло 20 тысяч наименований детских книг

-  Константин Васильевич, с чем вы приехали на книжную выставку в Кишинев?

-  Мы уже участвовали у вас в детской книжной ярмарке несколько лет назад, решили возобновить это замечательное дело.  Конечно, мы не смогли показать весь пласт детской литературы, который существует в нашей стране. Только в прошлом году в России вышло более 20 тысяч наименований книг детской тематики, а мы привезли около ста: и детская классика, и современные авторы. Кстати, с нами приехала замечательная писательница Анна Гончарова. Это молодой детский автор, она написала более 20 книг, ее повести-сказки для детей младшего возраста уже успели приобрести популярность у маленьких читателей, книги расходятся по всей России и за рубежом.

Конечно, то, что представлено на нашем выставочном  стенде, не показывает всего того многообразия, которое существует в книгоиздании России. Выходит очень много книг. При всем спаде в книжном деле количество наименований не падает: в прошлом году - 121 тысяча! К сожалению, только малая толика попадает за пределы России, и мы всегда рады, когда можем привести хоть что-то, ведь любителей книжных новинок здесь много. У нас в Молдове есть очень хороший партнер – компания «Библион». Надеюсь, они будут привозить в Молдову, еще больше наших  книг.   А мы со своей стороны продолжим практику благотворительной поставки литературы по линиям правительства Москвы, МИДа, Россотрудничества.

Мы постараемся, чтобы литература на русском языке, в полном объеме, начиная от обучающей, исторической, научной и заканчивая детской книгой, попадала на ваши книжные полки – в библиотеках, в семьях.  Это особенно важно с учетом того, что в конце прошлого года президент России подписал два указа – по развитию русских школ за рубежом и по поддержке русского языка за рубежом. Эти программы долговременные, они позволят создать новые условия для поддержки и продвижения русского языка, особенно на постсоветском пространстве. То есть будет и материальная база усиливаться, и больше преподавателей будет присылаться в страны СНГ, и, конечно, увеличится количество книг, поставляемых в эти республики.

- Что именно в дальнем и ближнем зарубежье пользуется наибольшим спросом?

- Практически во всех странах лидируют  заказы на детскую литературу. Спрос на учебную и художественную литературу также не падает. Нельзя не заметить, что в Молдове сократилось число магазинов, которые продают литературу на русском языке. Это заметно даже по проходящей книжной выставке. Но у вас  ситуация не худшая - появились страны, в которых вообще нет магазинов, где продаётся русская книга.

Книга стала тоньше и меньше, а тиражи резко упали

 - Вы назвали удивительную цифру наименований книг, вышедших в России за год – 121 тысяча. Но разве  книгоиздание не переживает кризис - сильнейший за все время своего существования? 

- Как раз за несколько дней до моего приезда в Кишинев в Москве был юбилей наших партнеров  -  Российского книжного союза. Им исполнилось 15 лет, а нам в прошлом году было 25 лет. Подводились некоторые итоги, была небольшая выставка о том, как все начиналось, были даже компьютеры, на которых работали 15 лет назад. Мы вспоминали, как в 90-е книжки продавали  буквально на полу, в подвалах, причем миллионными тиражами. И вот 2016 год.  Что мы имеем: современные компьютеры, великолепная полиграфическая база, солидные офисы  (издатели, кстати, люди небедные). То есть не скажешь, отрасль дышит на ладан.

Но проблемы, безусловно, имеются. И принимать новые реалии приходится. Есть несколько параметров, по которым оценивают книгоиздательство. Один из главных – число книг на душу населения. Так вот, в 2001 году в РФ выпускалось 12 книг на душу населения, сейчас – 3,5. В тоже время было 90 тысяч наименований в год, сейчас - 121. Но книга стала тоньше и меньше. То есть контента меньше. К сожалению, качество книги тоже ухудшилось. Потому что все эти годы не готовились корректоры.

- О да! Корректор – вымирающая профессия.

- Увы, даже в университете печати нет отделения по подготовке корректоров. В издательствах  сидят старые бабушки еще с советских времен. Они, конечно, хорошо знают грамматику и орфографию, но им незнакомы  многие современные слова и понятия. И это вызывает множество проблем, споров, недопонимания.

Так вот, о параметрах. Второй показатель - количество наименований книг. Оно росло, росло из года в год, потом стало падать и остановилось на определенной отметке. Тиражи резко упали. Сейчас напечатано приблизительно четыреста с небольшим миллиона книг, из них 53 процента - тиражом до тысячи экземпляров и даже до 500 экземпляров. То есть книга, которую, к примеру, выпустил Новосибирский университет, не выходит за пределы университета.  Понимаете - бумажный контент, в отличие от электронного, дальше не выходит.

Художественная литература уходит в интернет

Еще одна тенденция - увеличилось количество переизданий. Раньше новинок было больше.  Сейчас на новинки нет денег, переиздают одно и тоже. Потому что любая новая книга – это вложение в автора, редакторов, художников. А тут уже отработано, только авторский гонорар выплачивается. Если говорить о тиражах, то в первую очередь падают тиражи художественной литературы. Она уходит в интернет. Там и огромная база данных, очень много пиратского контента.  К сожалению, это тоже очень большая проблема.  Хоть закон о борьбе с пиратством и принят, но всего 10 процентов книг, которые скачиваются в интернете, являются официально купленными. Но это проблема всего мира. В США – тоже 50 процентов пиратского контента. С этим можно как угодно бороться, есть разные идеи. Но может, не бороться, а убеждать людей, что книги нужно все-таки покупать. Эти технологии уже действуют в сфере компьютерных игр – молодое поколение покупает их официально, это стало выгодно.

Слава Богу, не падает выпуск детских бумажных книг. Не падает по количеству наименований, но крен уже пошел, порядка 70 процентов всего, что выходит, – книги технические и образовательные. Родители вкладывают в детей с самого раннего возраста потребность в том, что приносит знания, а не формирует  душу. Это не лучший подход. Должно быть какое-то равновесие. Нам не нужны роботы, которые будут знать технические вещи, но не будут уметь взаимодействовать с людьми, не будут знать свою историю, культуру, своих писателей.  А родители этого не понимают. Добрые книжки уже не пробиваются. Казалось бы – зачем, все можно прочитать в интернете!  Да. Но, к примеру,  иллюстрированная книжка в интернете не идет. А ведь книга – это синтез нескольких культур, это и текст, и рисунки, и оформление, и культура книгоиздания в целом. Ребенку очень важно держать книжку в руках, перелистывать, долго и внимательно рассматривать картинки. Это совершенно иной способ восприятия, познания, формирования чувства прекрасного, нежели получение информации в компьютере.

Что радует – количество учебной литературы растет. Причина - вузы выпускают все больше и больше учебной и научной литературы. 

Чем хороша бумажная книга и чем плоха электронная

- Кто ваши авторы? Ведь изменилось и понятие «писатель», «литератор».   Любой блогер - уже писатель.

- Авторов много, хороших – мало. Что касается блогеров и вообще желающих заняться литературным творчеством... Почему я считаю, что бумажная книга хороша, в отличие от электронной? Человек, издавший бумажную книгу, затратил времени и денег намного больше, нежели выложивший её в сеть. Блогеры гораздо меньше рискуют. Поэтому в интернете так много разного хлама, ерунды, через которые читатель должен пробираться, чтобы найти что-то хорошее и полезное.  

Одно дело – легкое, непритязательное  чтиво.  Но что касается  детской, качественной  художественной и особенно научной литературы – тут и автор, и издатель несут ответственность за содержание и степень достоверности.  Потому что от этого будут зависеть продажи. Так что бумажная книга – своеобразный фильтр, который помогает отделить качественную литературу от откровенного хлама. Именно поэтому возрос спрос на учебную литературу в бумажном виде. Люди больше доверяют такому формату, чем бесконечному и непонятному, разрозненному и непроверенному потоку информации в интернете.

- Каково будущее бумажной книги?     

- Абсолютно нормальное будущее. Книга снова  находит свою нишу, и это мировая тенденция, ь мировые обзоры за прошлый год показывают именно такой тренд. В США уже два года растет выпуск бумажной литературы - эксперты связывают это с выходом нескольких неплохих хитов. В Германии после семи лет непрерывный спад остановился. Южная Корея уже несколько лет как отказалась от электронных учебников и вернулась к бумажным: первыми ввели – первыми и отказались. Последние исследования в России показывают, что молодежь выбирает бумажную книгу.  Контент, включающий в себя  игры, социальные сети, общение  – это компьютер, интернет, а вот книга – бумажная.  Так что не стоит хоронить книгу раньше времени.  

Беседовала Светлана ДЕРЕВЩИКОВА

Фото предоставлено РЦНК

Комментарии (0) Добавить комментарии