Экономика

Константин Симонов: «Доля газа в энергетике будет расти и он подешевеет»

23.02.2015, 10:20
{Константин Симонов: «Доля газа в энергетике будет расти и он подешевеет»} Молдавские Ведомости

В минувшую пятницу в Кишинёве случился международный скандал. По приглашению медиа-клуба «Формат А-3» российский политолог, директор Фонда национальной энергетической безопасности, проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов прилетел в молдавскую столицу, чтобы прочесть публичную лекцию на тему «Есть ли у Европы альтернатива российскому газу?». Но в аэропорту его «тормознули» местные службисты и выдворили из страны без внятного объяснения причин.Симонов первым же бортом вернулся домой, прорвался через московские пробки и всё-таки интерактивно пообщался в режиме онлайн-конференции с дождавшимися его кишинёвцами.

Что предъявили

Случай в аэропорту прокомментировал так:

– Смешны попытки лишить возможности экспертов встречаться с людьми. Молдавские пограничники изумили – искали в моём багаже запрещённую литературу. Часть моих бумаг отксерокопировали. Их удивило, что со мной были российские газеты. Они решили, что я буду раздавать какие-то листовки. Не лучше ли было послать их по электронной почте и распечатать? Политическое неандертальство. Когда досмотр багажа завершился, появились сотрудники МВД, которые объявили меня нежелательной персоной с запретом въезда в страну на 5 лет. Сказали, будто я намерен вести деятельность по развалу молдавского государства. Один из сотрудников усмехнулся: «Ваше слово страшнее пули». Я нахожусь в процессе подготовки жалобы в Европейский суд по правам человека в отношении похожей истории, год назад произошедшей со мной в Риге. Подобные вещи унижают Европу. Стоит задуматься о том, чтобы кишинёвскую историю тоже к иску добавить. Не хочется конспирологии, но ощущение, что существует единый центр принятия решений для стран Балтии и Молдавии. 

Молдова и газ

В Европу Россия поставляет 145-160 млрд. кубометров газа. К сожалению, мы не можем гарантировать европейцам безопасность транзита этих объёмов через Украину. Отсюда идея строительства других газопроводов. Вы знаете про «Северный поток» и что «Южный поток» переродился в «Турецкий поток». Мы вынуждены были отменить второй, потому что ЕС не даёт возможности «Газпрому» инвестировать в газотранспортную структуру, проще – в трубу.

Есть Украина, которая многократно создавала нам проблемы и головную боль. Был момент, когда у Молдовы истёк договор с Украиной на поставки газа и транзит. Мы активно предлагали его продлить, Украина отказалась. Возникла коллизия с изъятием объёмов из экспортных потоков. Соответственно, произошло полное перекрытие трубы. Было несколько дней бурных переговоров и удалось подписать договор до конца 2019 года о транзите газа через территорию ЕС.

Европа тогда повела себя достаточно цинично, сказав: «Ребята, у вас есть контракты, и согласно им вы должны доставить газ до конкретных точек. А вот как вы их доставите: над Украиной, под Украиной, через Украину – нас это абсолютно не касается». В 2019 году завершается наш транзитный договор с Украиной, и дальше мы его не можем продлить, поскольку не в состоянии гарантировать надёжность этого маршрута. ЕС говорит, что не будет развивать инфраструктуру. Это странно, потому что сначала ЕС говорил, что развитие инфраструктуры является его задачей, а в российском случае не хочет этого делать. Хотя создаёт за свой счёт инфраструктуру для транзита азербайджанского газа.

Молдавия не является членом Евросоюза, и вопрос пока не возникает, как мы собираемся поставлять газ на территорию Молдавии. И все же объём поставок вам не столь значителен по сравнению с объёмами в Европу. Так что нам нужно решать более глобальную проблему поставок на территорию ЕС. Украина использовала транзит в Европу как элемент давления на Россию. Думаю, что поставки в Молдавию вполне могут и дальше проводиться через Украину. Шантажировать Россию будет очень сложно, а шантажировать Молдавию вроде как незачем – межстрановых конфликтов нет. Так что реальный вариант – сохранение транзита.

Дружба с Турцией – мина замедленного действия или?...

Наша дружба с Турцией имеет элемент странности, если учитывать исторический, культурный и религиозный факторы. Но Турция, в отличие от Украины, не брала газ бесплатно, а потом не заявляла: «Нас цена не устраивает, поэтому платить не будем». Рынок Восточной и Юго-Восточной Европы традиционно был завязан на поставках из Советского Союза. И доля российского газа была там традиционно велика, что позволило ЕС говорить о «Газпроме» как о монополисте. Теперь весь газ будет идти в ЕС через Турцию. Фактически сама Европа сделала Турции подарок, ведь деньги за транзит достаются этой стране.

Да, Турция может использовать этот транзит для политического давления. Но, скорее всего, на Европу, в отличие от Украины, чей газовый шантаж всегда использовался против России. Украина вела себя так, потому что была безальтернативой страной транзита. С появлением альтернативы занервничала. Украинская труба останется, и у нас будет гипотетическая возможность в любой момент её использовать. Что касается Турции, то она долго просилась в ЕС, но Брюссель отказал ей в возможности стать исламской страной внутри Евросоюза. Турция помнит об отказе. Прочитайте, что сейчас пишут про Эрдогана, про те разборки в турецкой элите, которые он инициировал. Там произошли серьёзные чистки.

Да, Турция входит в НАТО. Но на днях Турция подвела итоги тендера на поставку крупных систем противовоздушной обороны. Китай был признан победителем, у него турки и будут покупать оружие. Это серьёзный шаг для страны НАТО. Посмотрите на отношения Турции и Греции. Обе входят в НАТО, но рассматривают друг друга как потенциальных противников.

Традиционно военная элита Турции проходила обучение в США. Но Эрдоган сократил влияние армии из-за попытки переворота. Проблемы были в том, что Турция использует Босфор и Дарданеллы для препятствия транзиту наших танкеров. И всё же проблем у ЕС с Турцией больше, чем у нас с ней.

О пятимиллиардном долге Приднестровья

Украина неожиданно прекратила поставку газа на Донбасс, заявив, что какая-то авария произошла. Тогда Россия вспомнила о ещё советских газопроводах: один шёл на Мариуполь, другой – на Луганск. И через две точки входа начала прямые поставки газа в Донецк и Луганск. Сразу вспомнили Приднестровье с похожей картиной. Потому что приднестровский долг записывается на Молдавию. Ситуация с ДНР и ЛНР хитрее. С 16 июня мы прекратили поставки газа на Украину, и с 1 ноября Украина находится в режиме предоплаты. «Газпром» заявил о том, что ДНР и ЛНР являются частью Украины, и раз там авария, мы будем сами поставлять газ на территорию региона, считая это поставками на территорию Украину, а значит, начисляя в предоплату. Произошло чудо, и к вечеру газопроводы починили. Они поняли, что предоплата быстро истечёт, и газа не будет. Так что случай с Молдавией отличается. Я пока не знаю, как решить проблему с долгом в пять миллиардов. Пока здесь Россия проявляет терпимость, понимая политическую сложность треугольника «Россия – Приднестровье – Молдавия». 

О газе как автомобильном топливе

На ближайшие 20 лет роль газа в энергетике будет расти, а нефти – снижаться. Атом и «возобновлялка» значимыми так и не станут. Газ экологичное и дешёвое топливо. Транспорт будет активно переходить на газ, и прежде всего в Европе. Есть идея электромобилей, «зелёной» энергетики. Но это утопично. Только 6-7% будет доля возобновляемой энергетики и 35% доля газа. Это связано с экологией: у Европы высокие стандарты. Нефтепродукты довольно грязные, а газ позволит снизить выбросы. В декабре пройдёт климатический саммит в Париже, подождём его решений.

Есть ли связь между украинскими олигархами, майданом и Газпромом?

– События на Украине не связаны с газовой историей. Олигархи участвовали в вооружённом перевороте, но не делали ставку на него, понимая, что процесс идёт при внешнем управлении. Но они пытались извлечь для себя выгоду. Один из партнёров «Газпрома» Фирташ не выиграл от этой революции, так как его арестовали, и он был в заключении в Вене. Основные его предприятия оказались в зоне боевых действий. У феодала Коломойского есть компания, зарегистрированная в Британии, которая занимается добычей нефти и газа на территории Украины. На прошлой неделе она подала в суд на правительство Украины за изменение условий добычи нефти и газа. Вот вам выигрыш олигархов.

И рубль и лей сегодня чувствуют себя гораздо лучше, чем гривна. Если там возобновится война, это добьёт экономику. Увеличив военный бюджет в 5 раз, Украина поставила себя на грань катастрофы. ВПК там будет пополняться американским и европейским оружием, а местные производители оружия традиционно ориентированы на РФ! И сейчас директора заводов бегают по России и просят сохранить контракты.

Проблема в том, что США целенаправленно подсадили Европу на идею, что Россия – это страшная угроза, и надо думать, как от неё избавиться. Как? Забрать Украину. В истории с Сирией Россия впервые показала, что может вести себя как самостоятельный игрок, и США не смогли бомбить Сирию. Тогда и возникло намерение наказать Россию за этот прецедент. Совпали две идеи: наказать за Сирию и ослабить, забрав Украину. Европа в эту историю активно вписалась.

Украина думала, что у Запада есть гениальный план, и вот если она откажется от России, то получит экономический пряник. А пряника нет. И что сейчас делать Украине? Рынок российский потерян. Раньше получала от РФ газ и нефть, а обратно поставляла продукцию высокой переработки. А сейчас что, трубы в Германию продавать? Или вагоны во Францию? Смешно. Украинцы с удивлением обнаружили, что у Европы никакого плана по спасению украинской экономики не было и нет. А Россия объясняла, что будет обороняться. Не было бы майдана, не было бы и Крыма. Конфликт начался из-за европейского выбора Украины, а газ стал символом наших противоречий.

«Газовые» цены и перспективы сланцевой отрасли

– В ситуации с Молдавией и Украиной все цены привязаны к нефтяным. Цены на газ будут падать как для вас, так и для европейских потребителей. Нефть падала за 50, сейчас выросла до 60-ти. Есть две основные ценовые гипотезы. Первая, что цена на нефть определяется исключительно спросом-предложением. Но она не может объяснить парадокс: сейчас цена растёт, хотя есть перепроизводство. Вторая: в мире 98% торгов происходит не с товарной, а с «бумажной нефтью», или фьючерсной, которую покупают, чтобы заработать на колебаниях цен. И цену за тонну нефти определяет не производитель, а приток-отток долларов на рынке фьючерсов, где основные игроки – инвестиционные, пенсионные и страховые компании США. Ключи от этого секрета лежат в Вашингтоне.

Сланцевые технологии – это огромный объём горизонтального бурения вширь с использованием гидроразрыв пласта. Нужны огромная незаселённая территория и много-много воды. Но как коала живёт только в Австралии, так и сланцевый газ «прописан» только США. Выдана была лецензия Польше, следуя которой 30% её территории должна была уйти под добычу сланцевого газа – ну не смешно ли? В Китае не идёт добыча сланцевого газа, потому что воды нет. Для сланцевой нефти всё то же самое.

В последнее время появилось много аналитических докладов, говорящих о том, что себестоимость сланцевой нефти в Америке упала в 2-3 раза и может стоить 30 долларов. Откуда такие чудеса? Ощущение, что это специальная пугалка для России. Но наказав РФ (при этом Россия не рухнула), она наказала и себя. Американская экономика уникальна своим быстрым реагированием. Инерции, как у нас и в Европе, нет. В месяц там открывается 2 миллиона с лишним новых рабочих мест и 2 миллиона закрывается. Очень большая динамика, инвесторы моментально реагируют. Как только цены на нефть упали, тут же прекратились инвестиции в сланцевый проект. Упало количество буровых и объём проходки. Американцы сейчас находятся в дилемме: если и дальше снижать цену на нефть, убьёшь собственный сланцевый проект. Если увеличить – Россия скажет тебе спасибо. Получилось, что нельзя наказать нас, не наказав себя. Китай уже сегодня обогнал Соединённые Штаты по рынку автомобилей – это же какой спрос на топливо! Так что в РФ вообще нет проблемы со сбытом.

В отношении энергетической безопасности я уверен, что Европа без России утрачивает свою конкурентоспособность. Отказываясь от сотрудничества с РФ, ЕС закладывает условия для своего проигрыша в экономической борьбе с КНР и США.

 

Олег Дашевский

Фото автора

Комментарии (1) Добавить комментарии