Корнелиу Чуря: «Активные шаги на сближение с НАТО предпринимаются с целью получить политические бонусы»
Более 50 процентов жителей Молдовы против вступления республики в НАТО, за - 26,5 процента опрошенных в текущем году и 25,1 - в прошлом. В Кишинев доставлена первая партия вооружения, предоставленная США, все вооружение, которое привезут в несколько траншей, оценивается в пять миллионов долларов. Правительство РМ оплатит 20 процентов стоимости - миллион долларов. В минобороны отказались говорить о том, что куплено, сославшись на «государственную тайну».
Официальный представитель МИД России Алексей Зайцев так прокомментировал прибытие в Молдову американской военной техники: «Подобные шаги, вписывающиеся в общую линию Вашингтона и Брюсселя на втягивание Молдавии в евроатлантические структуры, вряд ли будут способствовать укреплению доверия между берегами Днестра». В чем для нас смысл сотрудничества с НАТО, зачем нам армия вообще? На эти и другие вопросы ответил политический аналитик Корнелиу Чуря.
- Насколько показательны соцопросы, которые показывают рост доверия к НАТО?
- Итоги опросов надо принимать как данность. Тенденция роста естественна в условиях, когда у власти находятся прозападные силы. Да и в период правления социалистов в стране ощущалось сильное давление правых сил и диаспоры. Вместе с тем, сформированный тренд явно недостаточен для того, чтобы НАТО стало лидирующей опцией у молдаван.
Из трех стран Восточного партнерства, основавших новый формат сотрудничества с Евросоюзом –«Ассоциированное трио» - в Молдове самый низкий показатель приверженности НАТО. Так, на Украине 0 уровень в 50 процентов, в Грузии - около 80. Молдова сильно отстает, и в ближайшее время нет шансов догнать партнеров. Несмотря на рост доверия к НАТО молдаване не стремятся жить в пронатовской стране.
- Почему приобретение военной техники происходит в обстановке секретности, если «доверие людей к НАТО растет»?
- Ориентация на НАТО сильнее у элит, особенно прозападных, чем у населения. Они с 2009 года активно наращивают свое сотрудничество с коллективным Западом и североатлантическим блоком. Начало этому положили еще во времена премьер-министра Иона Стурзы. Активные шаги на сближение с НАТО предпринимались в период правления ЛДПМ и ДПМ, то же происходит и сейчас, чтобы тем или иным способом получить политические бонусы. Вопрос обороноспособности страны переходит на второй план – он не приоритетен. Через повышение обороноспособности малые страны хотят получить от коллективного Запада какие-то политические или финансовые вознаграждения.
С другой стороны, сама молдавская армия находится в нищенском положении, и определенная помощь Запада помогает ей оставаться на плаву.
- Молдова укрепляет армию из-за того, что Россия не выводит «войска» из ПМР – то есть 1500 человек? Мы с ними воевать собираемся?
- Главный аргумент содержания армии – сохранить определенный паритет с военным контингентом из Приднестровья. Но при этом относительный паритет существует много лет.
Вместе с тем мы принимаем во внимание тот факт, что армия Приднестровья оснащена лучше, и нам нужно улучшать наши вооруженные силы. Но этот аргумент не главный при принятии решения об укреплении армии, о сотрудничестве с НАТО. Большую роль играют те вышеуказанные аргументы.
Ни мы, ни они, скорее всего, не собираемся воевать ни при какой армии. Но этого исключать нельзя, и поэтому армию нужно содержать и улучшать. И на поверхность выходит главный аргумент - поддержание в дальнейшем паритета с Приднестровьем.
- В этом и есть для нас смысл сотрудничества с НАТО, куда мы никогда не вступим?
- Мы видим, что при правых правительствах сотрудничество с НАТО возрастает, при левых – уменьшается, но не исчезает. Левые сохраняют минимальный уровень взаимодействия с НАТО. Такой уровень всеми считается для Молдовы полезным, потому что за ним следует определенный уровень оснащения армии, проведение учений, это помощь в утилизации пестицидов и определенная научная деятельность.
В то же время тревожит то, что взаимодействие растет, и каждый раз необходима оценка, а не перегнули ли палку наши власти, когда углубляют сотрудничество, находится ли еще страна в рамках нашего нейтралитета.
- Надеется ли правительство Гаврилицы вновь подписать соглашение о поддержке для развития с правительством США и освоить 70 миллионов долларов из недополученных по соглашению 2016 года в обмен на свою лояльность?
- При проевропейских правительствах коллективный Запад всегда доволен и старается нарастить взаимоотношения. США работают по принципу «деньги в обмен на лояльность и военную подчиненность». Раньше с некоей долей цинизма это называлось «кровь за деньги». Мы как нейтральное государство очень внимательно к этому относимся и не особо участвуем в военных операциях, связанных с кровопролитием. Но есть риск, что нас в эти операции будет засасывать все больше и больше. Статус Молдовы как нейтрального государства надо использовать, чтобы обезопасить себя.
Надо отдать должное коллективному Западу: каждый раз, когда мы будем углублять свои отношения с НАТО, он будет нас стимулировать и предоставлять определенные фонды по разным направлениям. Мы, беря эти фонды, должны каждый раз оценивать риски, и если нужно отказываться, когда предложения НАТО идут в разрез с нашими интересами. К сожалению, нынешнее прозападное правительство отказывать еще не научилось.
- Как отнестись к заявлению официального представителя МИД России по поводу поставки американской военной техники в Молдову?
- Поступление военной техники из США – не первый случай для Молдовы. Россияне вправе выразить беспокойство, и Кишинев понимает причины этих заявлений. Существует проблема стягивания американцами своих сил все ближе к российским границам, и для России это является угрозой.
Для нас это тоже проблема, но косвенная, возрастает риск столкновения больших держав. Поэтому мы должны создавать определенный паритет: если в Приднестровье находятся российские войска, то Кишинев вправе принимать решение по поводу приглашения войск НАТО. При этом делать это надо осторожно, а прибывшие войска должны в обязательном порядке после завершения миссии покинуть территорию.
В этой ситуации Молдове важно показать России, что на нашей территории присутствуют не только молдавские войска, еще плохо оснащенные и поэтому не способные выполнять свои обязанности, но находятся и профессиональные войска, которые могут принимать на себя определенные решения военного характера.
В этом вопросе Молдова надеется на понимание со стороны России. По официальной позиции РМ, российские войска присутствуют нелегально на территории РМ, и в условиях, когда армия Молдовы не может состязаться с российской армией в военном потенциале, РМ иногда будет привлекать другие силы, чтобы попытаться создать видимость паритета.
- Каковы могут быть причины отказа властями Молдовы во въезде в республику российскому офицеру из состава миротворческих сил?
- Периодически такие действия происходят. Видимо, этот военнослужащий не входит в состав миротворческих сил, а присутствует в числе контингента, который занимается охраной боеприпасов, и не заявлен официально в составе миротворческой миссии.
Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Сегодня, 18:08
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 18:08
- Сегодня, 14:42
- Сегодня, 13:06
- Сегодня, 11:03
- Сегодня, 10:46
- Вчера, 13:27
- Вчера, 11:12
- Вчера, 10:01
- Вчера, 08:16
- 22.11, 17:43
ДАЙТЕ СЛОВО ПЕРЕД ПРЕССОЙ И СМИ ДЛЯ СТОЯНОГЛО. ПУСТЬ ОН ОТКРОЕТ ВСЕ КАРТЫ. НО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАКРЫТЬ ГРАНИЦУ ДЛЯ ВЫЕЗДА МАЙИ САНДУ И ЕЕ ПАРЛАМЕНТАРИЯМ СТАВЛЕННИКАМ ПРОРУМЫНОГЕЙРОПЕЙСКИМ УЗУРПИРОВАВШИМ ВЛАСТЬ В МОЛДАВИИ ПУТЕМ ОБМАНА И ГОС ПЕРЕВОРОТА КОТОРЫЙ ВЕДЕТ К УНИЧТОЖЕНИЮ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И МОЛДАВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.
Послушай умного человека, не считай себя умнее всех
Чурю послушать - себя не уважать. Он облизывал весьма успешно Плаху, теперь облизывает Платона. Шалунчик лизунчик, однако!