Политика

Корнелиу Чуря: «Не исключены волнения, которые организуют партии, проигравшие выборы. В этом смысле правые опаснее»

12.09.2014, 06:00
{Корнелиу Чуря: «Не исключены волнения, которые организуют партии, проигравшие выборы. В этом смысле правые опаснее»} Молдавские Ведомости

Известный политический аналитик и эксперт IDIS «Viitorul» уверен, что мирный исход событий ноября наиболее вероятен

 

Какой вектор выберут граждане в ходе парламентских выборов, могут ли в Молдове повториться события 2009 года, какие партии попадут в законодательный орган, какие поствыборные альянсы могут быть созданы и будет ли война, о вероятности которой сегодня так много говорят? На вопросы отвечает Корнелиу Чуря.

 

- Какое влияние окажет украинский кризис на молдавскую политику в целом и на результаты выборов в частности?

 

- На Украине еще осмысливают то, что произошло. А вот наши политические партии, на мой взгляд, не очень задумываются по поводу украинского политического кризиса. Они думают только о последствиях этих событий в регионах, где живет в большинстве русскоязычное население. Украинский кризис сильно изменил взгляды этих людей. Говорить им о европейской интеграции становится опасно. Да и в остальных регионах люди стали осторожнее в вопросе евроинтеграции. Ее ярые сторонники обеспокоены и стали задавать себе больше вопросов.

 

Граждане, которые были настроены пророссийски, стали еще больше пророссийскими. Этот настрой повлияет на их  выбор. Партии, ориентированные на Россию, наберут больше голосов, чем ранее  показывали соцопросы. Повлияли два фактора: украинский кризис и действия правящего альянса в этих условиях.

Я думаю, что на выборах в парламент коммунисты наберут около 40 процентов, Демпартия – 10-15 процентов, в последнем случае причина роста - доступ к административному ресурсу. Либерал-демократы получат не более 20 процентов, либералы - около 10. Баланс будет на уровне 40:45. Все будет зависеть от того, сколько наберут партии Додона и Усатого. В этих условиях может возникнуть альянс левых или лево-центристских партий.

 

- Захочет ли ПКРМ заключать альянс с кем бы то ни было?

- Сейчас коммунисты говорят, что не хотят объединяться после выборов с Додоном (и, думаю, что даже с Усатым они не очень хотят объединения), но политическая ситуация может измениться, и они могут пойти на альянс. Во всяком случае, они могут шантажировать возможностью объединения левых, как это делала Демпартия в свое время. Поэтому я не исключаю вариант совершенно левого альянса. Для Владимира Воронина это будет очень хорошая игра.

 

- А как вы относитесь к сценарию объединения коммунистов и Демпартии?

 

- Я считаю, что для обеих сторон это будет выгодный альянс. Хотя Демпартия сохранила бы свою позицию и в прежнем правящем альянсе, если бы можно было набрать перевес голосов. А если нет - то для ДПМ, у которой главная задача остаться у  власти, это хорошее  решение. Тем более, что коммунисты толерантны по отношению к европейской идее. И с Демпартией объединиться им предпочтительнее. Да, в ДПМ есть предатели, но о них уже подзабыли - выход из компартии Лупу был джентльменским. По отношению к Додону память еще свежа. Существует также фактор Плахотнюка: не исключено, что он все еще подпитывает коммунистов финансами.

При любом раскладе для коммунистов предпочтительнее альянс с Демпартией. Что не означает, что они слепо пойдут на этот альянс. Они будут вести жесткий переговорный процесс и добиваться большего.

 

- Уточните, что вероятнее: альянс ПКРМ-ДПМ или альянс ПКРМ-ДПМ-ПСРМ-ПаРУС?

 

- Коммунистам одной партии-союзника будет достаточно. Большие альянсы, на более 50 процентов голосов депутатов, создаются, чтобы продемонстрировать национальный консенсус по каким-то проблемам. Я не думаю, что после ноябрьских выборов это понадобится.

 

- Какой будет направленность этого альянса – пророссийской или прозападной?

 

- Это будет компромиссный альянс, такой, какой и нужен Молдове. Он будет сохранять нейтралитет и равноудаленность от всех полюсов. Будет преследоваться цель европейской интеграции, но не в жестком варианте. В то же время все участники получат  то, что хотели. Будут учтены и российские интересы. ДПМ будет гарантировать европейскую направленность, а коммунисты -  работать в направлении российского вектора. Думаю, что такой альянс может устроить и  Запад.

- А если такой союз не сложится?

- В этом случае не исключены и события по украинскому сценарию. По имеющейся информации кризисные моменты могут наступить в день выборов. Не исключены волнения, которые будет инспирировать проигравшая сторона. Это начнется с момента создания альянса. Если будет создан левый альянс - встанет вопрос: насколько мирными окажутся демонстрации правых. Это будет один кризисный момент. Если же возникнет правоцентристский альянс – волна пойдет слева. Но мне кажется, что правые более опасны в этом смысле.

- Найдут ли правые поддержку извне?

- Обычно такие волнения финансируются. Существует неправительственный сектор, который будет способствовать вовлечению граждан в события.

 

- Распространяется информация о том, что в Молдову могут ввести войска с территории соседних государств.

 

- Это страшилки. Эти варианты в принципе рассматривать нельзя. К тому же украинский кризис идет к тому, что Запад уступает России, сохраняя при этом лицо.

НАТО не будет разворачивать жесткий военный сценарий. В некотором смысле заявления НАТО провоцируются такими странами, как Польша, Литва, Латвия, Эстония, отчасти Великобритания. Но есть в НАТО и много стран, которые не хотят такого развития событий.

Не пойдет на жесткий сценарий и Россия.  Несмотря на то, что так много говорят о проекте Новороссии, Россия не хочет заходить так далеко. Для них важно получить максимум в Украине, но не слишком ухудшить отношения с Западом.

- Как поведут себя Приднестровье и Гагаузия?

- Украинские события, конечно же, в первую очередь повлияли на действия Приднестровья, идет охлаждение в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем. Но если  в дальнейшем этот регион не будут провоцировать - то ситуация будет прогнозируемая.

Сейчас важно, как пройдет в молдавском парламенте голосование по закону о Гагаузии.  Знаю, что члены народного собрания недовольно этим проектом. Если они смирятся – станет понятно, что нет ресурсов и нет приказа действовать. Гагаузское общество разобщено, потому что разобщена политическая элита, кто-то из ведущих политиков поддерживает правящий альянс и европейский вектор.

Не хотят украинского варианта и в Приднестровье. Пророссийские военные силы будут играть какую-то роль только в том случае, если ситуация ухудшится. А она, наоборот, улучшается для России.

 

- Могут ли быть массивные фальсификации на выборах? Как распорядятся голосами гастарбайтеров?

- Помешать массовой фальсификации могут оппозиционные силы. Но если они будут зевать, я не исключаю, что будут фальсификации.

Многие считают, что фальсифицировать голоса будут по принципу «купи-продай». Но я не думаю, что это очень сильно повлияет на итоги выборов, так как это делают так или иначе все партии. А вот подсчет должен контролироваться оппозицией. Я не исключаю, что попытки сфальсифицировать итоги будут. Но социологи считают, что в принципе можно сфальсифицировать всего около 5 процентов голосов.

Голосование за рубежом - больной вопрос. ЛДПМ хочет организовать выборы только в западных странах, где голосуют за эту партию.  Оппозиция поднимает вопрос об открытии достаточного количества участков для голосовании и в России. Решение принимает Центризбирком. Для организации определенного количества избирательных участков необходимо через процедуру предварительной регистрации избирателей выявить, сколько человек могут прийти на тот или иной участок. В России провести предварительную регистрацию труднее.

На выборах 28 октября 2010 года впервые проголосовало около трех процентов избирателей, чьи голоса были засчитаны. Если откроют больше участков на Западе - это может повлиять на распределение мест в парламенте. А вот электронного голосования не будет. Нет пока соответствующих норм в Кодексе о выборах.

Марина АБЛИСИМОВА

 

Итоги досрочных парламентских выборов 28 октября 2010 года  и распределение мандатов

 

Конкуренты

Голоса

%

Мандаты


Национально-либеральная партия

10,938

0.64%

0


Демократическая партия Молдовы

218,620

12.70%

15


Либеральная партия

171,336

9.96%

12


Партия «Moldova Unita — Единая Молдова»

8,238

0.48%

0


Христианско-демократическая народная партия

9,038

0.53%

0


Движение «Actiunea Europeana (Европейское действие)»

21,049

1.22%

0


Партия «Патриоты Молдовы»

1,580

0.09%

0


Партия «Pentru Neam si Tara (За народ и Отечество)»

4,819

0.28%

0


Республиканская партия Молдовы

1,763

0.10%

0


Альянс «Moldova Noastra (Наша Молдова)»

35,289

2.05%

0


Гуманистическая партия Молдовы

15,494

0.90%

0


Партия коммунистов Республики Молдова

677,069

39.34%

42


Либерал-демократическая партия Молдовы

506,253

29.42%

32


Валерий Плешка

2,036

0.12%

0


Партия консерваторов

2,089

0.12%

0


Габриэль Стати

8,199

0.48%

0


Народная республиканская партия

1,997

0.12%

0


Движение «Равноправие»

1,781

0.10%

0


Социал-демократическая партия

10,156

0.59%

0


Виктор Степанюк

1,011

0.06%

0


Движение ромов Республики Молдова

2,394

0.14%

0


Евгений Назаренко

456

0.03%

0


Георге Руссу

180

0.01%

0


Партия труда

873

0.05%

0


Майя Лагута

1,799

0.10%

0


Экологическая партия Молдовы «Alianta Verde (Зеленый альянс)»

1,385

0.08%

0


Татьяна Цымбалист

724

0.04%

0


Ромео Черетеу

260

0.02%

0


Афанасие Бырладяну

512

0.03%

0


Олег Болотников

199

0.01%

0


Олег Казак

202

0.01%

0


Виталие Цаулян

342

0.02%

0


Елена Бургилэ-Леонте

372

0.02%

0


Валентина Кушнир

351

0.02%

0


Александру Демьян

171

0.01%

0


Сергей Яким

172

0.01%

0


Наталья Аксенова

689

0.04%

0


Василе Лупашку

397

0.02%

0


Сергей Банарь

760

0.04%


 

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →