Закон

Кто диктует правила поведения молдавским журналистам

14.01.2017, 14:42
{Кто диктует правила поведения молдавским журналистам } Молдавские Ведомости

Оговорюсь с самого начала. Прошу меня простить за такие рассуждения, но, думаю, что большинство журналистов, после того как почитают, согласятся, что в журналистике есть еще множество нерешенных вопросов. И в первую очередь - в законодательно-нормативно-организационном плане. И даже если кому-то сразу не понравится этот текст, мой совет – почитайте до конца, сделайте паузу, перечитайте и, быть может, эмоции уйдут. Так очень часто бывает. И это полезно знать и соблюдать. Проверено годами на практике.

Итак, согласно классификатору профессий Республики Молдова (http://www.cnas.md/libview.php?l=ro&idc=299&id=919), существует профессия под последним номером в классификаторе, 6820: «ziarist (газетчик)/журналист».

Согласно закону №243/1994 о печати, журналист - это лицо, занимающееся литературно-публицистической деятельностью в средствах массовой информации по договору или на других условиях в соответствии с действующим законодательством. То есть необязательно иметь диплом журналиста.

А вот по деонтологическому кодексу журналист - это всего лишь человек, профессиональная деятельность которого заключается в сборе, осмыслении и публикации информации о представляющих общественный интерес фактов и событий с целью их распространения в обществе. Таким образом, некие учредители и сочинители кодекса обозвали себя же и других журналистов просто сборщиками информации. 

Авторы кодекса решили, что журналист в профессиональной деятельности должен руководствоваться своей совестью и принципами, предусмотренными кодексом. А что делать тем журналистам, которые пока не присоединились, не подписали данный кодекс? И как соизмерить и описать совесть и принципы множества отдельных журналистов?

О кодексе. Если судить по доступной информации, то в 2011 году кодекс был принят 84 структурами - ассоциациями масс-медиа. Кто они - неизвестно. Неизвестно и то, кто в последующие годы присоединился к кодексу и признал его руководящим документом.

Согласно кодексу, бесплатно можно перепечатывать из СМИ журналистские материалы объемом максимум до 500 знаков, но не более половины соответствующей публикации. А что будет, если перепечатают 501 знак? При этом перепечатает СМИ, не признающее кодекс?

Журналист должен, как правило (!), указывать источник своей информации. А если он позволит себе воспользоваться хитростью формулировки и не будет соблюдать это правило?

Также журналист должен отделять редакционно-издательскую деятельность от политической и экономической. А как поступать журналистам, работающим в СМИ, которые исключительно политической и экономической деятельностью и занимаются? Например, экономической прессе, партийным и корпоративным СМИ? Есть же у нас такие.

Словом, намерения авторов кодекса явно противоречат реальной ситуации.

Кодекс предполагает, что журналист может и хочет всегда  поступать по собственной воле. Очень сложно представить себе, как рядовой журналист будет диктовать свою волю учредителю (содержателю) и главному редактору. 

Прописано, что профессия журналиста несовместима с занятием каких-либо должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также с принадлежностью к какой-либо партии. Как же тогда должны себя вести журналисты, которые трудятся в медийных структурах законодательной, исполнительной и судебной власти, партий и т.д.?

В 2009 году шесть ассоциаций учредили совет прессы Республики Молдова. Звучит громко! На соответствующем портале указано, что учредителями совета являются: ассоциация независимой прессы (API), независимый центр журналистики, комитет свободной прессы, союз журналистов Молдовы, центр ресурсов НПО за права человека CREDO и институт «Viitorul». К слову, союз журналистов был учрежден еще в 1957 году и каким-то непонятным образом сохранился  без перерегистрации. Но если проанализировать информацию из регистра некоммерческих организаций на портале минюста, то окажется, что вообще все учредители совета прессы не зарегистрированы. Как и сам совет. Получается, что самозванцы учредили самозванца?

В контексте сказанного возникает ряд вопросов.

Почему в законе профессия именуется «журналист/журналистика», а в классификаторе профессий - всего лишь «газетчик (ziarist)»? Каким образом национальная касса социального страхования начисляет пенсии журналисту, если по классификатору он газетчик?

Кто, для чего и для кого сочинил деонтологический кодекс журналиста? Как должны себя вести те СМИ, которые его пока не признали кодекс?

Почему все существующие в журналистике структуры не призовут власть навести порядок в нормативно-законодательной базе, призванной регулировать деятельность масс-медиа, в том числе работу журналистов?

Как на все эти вопросы ответят члены совета прессы, провозгласившие себя механизмом авторегулирования СМИ, которые обязались соблюдать пакет требований этики (set de valori), якобы всемирно признанных?

От себя я отвечу так. В нашем государстве ни один госорган не отвечает за связи с масс-медиа. Потому некому предлагать корректировать и дополнить закон о печати 1994 года, созданный до того, как в конце 1999 года появился интернет и возникли электронные СМИ. А общественные много на себя надумали взвалить в плане организации и управления масс-медиа, провозгласили себя значимыми структурами, хотя на деле они - никто, так как действуют без законной регистрации. 

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии