Политика

Кто заплатил за билеты в Страсбург

14.11.2018, 13:58
{Кто заплатил за билеты в Страсбург  } Молдавские Ведомости

В понедельник, 12 ноября, специальная комиссия парламента представила окончательный отчет о расследовании обстоятельств вмешательства фонда «Open Dialog» во внутренние дела Молдовы и финансировании этой организацией ряда внепарламентских партий правой оппозиции. Накануне члены комиссии, в которой доминировали социалисты, провели второй и последний раунд слушаний, на который были приглашены эксперты общественной организации «Promo-LEX» и лидеры PAS и DA. Майя Санду и Андрей Нэстасе пришли к началу заседания, однако отказались участвовать в слушаниях. 

Напомним, в октябре группа депутатов ДПМ направила письма в различные госструктуры с требованием провести проверку возможной антимолдавской деятельности председателя фонда «Open Dialog» Людмилы Козловской, имеющей российское и украинское гражданство и подозреваемой в связях с российскими спецслужбами. Демократы потребовали расследовать связи между фондом и партиями Санду и Нэстасе, в том числе финансовые. Речь шла о авиабилетах в Страсбург, которые оплатил политикам фонд «Open Dialog», когда Санду и Нэстасе приглашались на доклад в Европарламент по ситуации в Молдове. 

Правые политики демонстративно отказались от  участия в слушаниях за закрытыми дверями. Нет никаких причин срываться, заявила Санду: «Я не нахожусь на госслужбе, и потому никто не имеет права требовать от меня соблюдения государственной тайны. Если члены комиссии получают деньги за неразглашение государственной тайны, то я и Андрей Нэстасе – нет… Члены комиссии не имеют права требовать каких-либо объяснений, потому что все депутаты так или иначе связаны с различными серыми схемами. Ни PAS, ни DA никогда не получали денег от иностранных фондов».

По мнению Санду, то, что она год назад приняла приглашение евродепутатов, не может считаться нарушением закона о финансировании партий: «Власть просто создает сюжет, который может использовать для исключения двух партий из избирательной кампании». В эфире передачи «Ora expertizei» на телеканале Jurnal TV лидер PAS отметила, что может «отчитаться за каждый лей, полученный на счет партии», зато «ни один чиновник, ни один государственный институт не рискнет проверить поступления на счета ДПМ».

В соцсетях Санду написала, что депутаты ПСРМ Василе Боля и Андриан Лебединский, согласно материалам журналистского расследования, получили через оффшорные фирмы на Багамах по 500 тысяч лей, часть из которых впоследствии пожертвовали ПСРМ. «Трое из шести членов комиссии – политические перебежчики. Ее председатель Игорь Время сразу после того, как сменил ПКРМ на ДПМ, купил авто класса люкс. Симион Грищук перебежал из ЛДПМ к сателлиту демократов – ЕНП Юрие Лянкэ, а экс-коммунист Артур Решетников в 2009 году возглавлял СИБ и несет ответственность за применение насилия против граждан».

Нэстасе, в свою очередь, отметил, что граждане Молдовы содержат депутатов, а значит, имеют право на информацию: «Оппозиция настаивала на присутствии прессы. Вести закрытый диалог с депутатами из гарема Плахотнюка заведомо бессмысленно».

Вице-председатель «Нашей партии» Дмитрий Чубашенко считает, что возня затеяна с целью  скомпрометировать Санду и Нэстасе. Об этом политик заявил в эфире передачи «Politica Nataliei Morari» на TV8: «Молдова подписала соглашения об ассоциации с ЕС и с правительством США, предусматривается финансирование политиков и НПО для участия в международных мероприятиях. Если наши власти не согласны – нужно отменить эти документы, а затем изменить законодательство, объявив все НПО иностранными агентами, как это сделали в России. Хотел бы я посмотреть, как они осмелятся!».   

По мнению Чубашенко, «сознательно запускается «утка» о том, что оппозиция существует на деньги иностранных разведок: «Люди могут поверить, на этом и строится расчет. У нас принято верить, что нет дыма без огня. Реально оппозицию не осмелятся отстранить от выборов – хотя это было бы неплохо: это была бы полная дискредитация режима».

Кстати, вице-председатель НП сообщил о своем намерении баллотироваться на парламентских выборах по одному из одномандатных округов в Кишиневе.

Между тем, есть мнение, что Санду и Нэстасе используют работу следственной комиссии для того, чтобы представить себя жертвами в канун выборов. «И это им удается», - сказал политический аналитик Анатол Цэрану в эфире передачи «Fabrika» на Publika TV. Он считает, что лидеры правой оппозиции переигрывают своих политических противников.

«Делается ссылка на государственную тайну, - отметил эксперт. - Какая тайна? Давайте будем серьезными! Все эти вещи известны прессе. Майя Санду удачно отбивается от всех мячей, летящих в ее сторону. Как можно создавать парламентскую комиссию в преддверии выборов из оппонентов Санду и Нэстасе? Момент выбран неудачно – это снижает эффективность идеи, которая легла в основу создания комиссии».

Андрей Нэстасе также считает, что цель придуманного сюжета - дискредитация оппозиции: «Избиратели  должны понимать, что нам вменяется в вину покупка билетов из Кишинева в Брюссель и обратно. Пришло время выборов - и нужно найти пугало. Никто не понимает, что такое «Open Dialog». Это неправительственная организация, в которой работают два-три человека. Они не находятся в Молдове, не находятся во власти, не крадут миллиарды, не организуют теракты, а власть заполняет публичное пространство этим цирком».

Свое отношение к ситуации высказала и Людмила Козловская, учредитель «Open Dialog». В эфире передачи «Politica Nataliei Morari» она сказала, что в лице комиссии создан еще один инструментом нападок на гражданское общество и оппозицию: «Мы следим за ситуацией, связанной с правами человека, свободой мнений и собраний в различных государствах постсоветского пространства. Инструмент борьбы с небольшой группой активистов, занимающихся защитой правами человека в Молдове, которые использует молдавский парламент, беспрецедентен».

Активистка дала интервью из столицы Евросоюза и  обратила внимание на ложные сообщения в молдавских провластных СМИ о том, что ей якобы запрещен въезд в Шенгенскую зону. Козловская сообщила также, что все происходящее дает ей весомые аргументы для того, чтобы предложить внести Плахотнюка и его ближайших соратников в список персон нон гранта в странах ЕС: «До сих пор это было проблематично. Сейчас ситуация изменилась».

Николай МЕНЮК

Комментарии (0) Добавить комментарии