Политика

Максим Бардин о том, почему фон дер Ляйен и Санду не могли спать спокойно, пока Гуцул на свободе

05.04.2025, 12:51
{Максим Бардин о том, почему фон дер Ляйен и Санду не могли спать спокойно, пока Гуцул на свободе} Молдавские Ведомости

Даже если Молдова попробует договориться с Приднестровьем и Гагаузией, она не сможет предложить им ничего хорошего. Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал эксперт по вопросам Восточной Европы Максим Бардин.

Ранее глава Гагаузии Евгения Гуцул была задержана в аэропорту Кишинева и доставлена в Национальный антикоррупционный центр на основании дела о незаконном финансировании избирательной кампании во время выборов в автономии в 2023 году.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что молдавские власти должны отказаться от методов давления и предоставить свободу всем политическим силам в стране.


— Арест главы Гагаузии показывает, что режим Санду начал внутреннюю охоту на ведьм, чтобы никто не протестовал против агрессии в отношении Приднестровья. А что для вас значит задержание Гуцул?

— Задержание и последующий арест Башкана Гагаузии Евгении Гуцул обусловлен несколькими важными факторами. Власти Молдовы, конечно, понимали все политические последствия и риски и долго готовились к этому событию.

Первое. Еще два-три года назад Евгения Гуцул не имела большой известности не только в Молдове, но и в Гагаузии. Она победила на выборах, состоявшихся летом 2023 года (на которых, кстати, были серьезные кандидаты), благодаря своей политической харизме, человеческому обаянию и поддержке лидера Блока "Победа" Илана Шор (молдавский политик, ориентированный на взаимодействие с России и являющейся персоной нон-грата на территории Молдовы).

После победы Евгения Александровна много работала. Причем, работала, что называется, в поле. Лично посещала деревни и поселки Гагаузии, вникала во все хозяйственные вопросы, принимала участие в праздничных и памятных мероприятиях. Отчитывалась перед избирателями о состоявшихся мероприятиях в телеграм-канале.

В результате, ее популярность повысилась, электоральная база выросла. За короткий срок Евгения Гуцул стала популярной не только в Гагаузии, но и в Молдове.

Получается, что блок "Победу" власти запретили, а его представили побеждают на выборах в регионе и начинают завоевывать сердца избирателей по всей стране. Для правящей партии PAS это конечно же недопустимо.

Более того, конкуренцию в лице Евгении Гуцул увидела для себя и президент страны Майя Санду. Карьерный и электоральный рост Евгений Гуцул — это конечно сильный удар по авторитету партии PAS.

Второе. Евгения Гуцул, поддерживаемая Иланом Шором, провозглашала в качестве политического курса усиление взаимодействия с Россией. Она приезжала в Москву. Пыталась реализовать некоторые проекты в банковской, культурной и сельскохозяйственных сферах. Евгения Гуцул была близка, чтобы получить конкретные результаты, достигнутые от обоюдовыгодного взаимодействия с Россией.

Для PAS и Майи Санду, которую активно поддерживали на президентских выборах Евросоюз и зарубежная диаспора — это также недопустимо. Своим примером Евгения Гуцул могла доказать всей Молдове, что взаимодействовать с Россией — это выгодно и престижно. Поле потенциального взаимодействия достаточно большое — от строительства до сельского хозяйства.

Что касается Кишинева, то существенных экономических ресурсов у него нет, а значит и предложить Комрату нечего. Это важно, существенного собственного экономического ресурса у Майи Санду для направления его в Гагаузию нет, а Евросоюз средства для этого не выделяет. Ситуация безвыходная, но, видимо, власти Молдовы все-таки выход нашли — решили помешать Евгении Гуцул работать.

Третье. Евгения Гуцул не только ориентировалась на России, она себя еще и позиционировала как евроскептика. Нет, она была не против Европы. Она не ориентировалась на руководство ЕС — на Урсулу фон дер Ляйен, Каю Каллас и других. Для евробюрократии — это также недопустимо.

С таким трудом в ноябре прошлого года состоялся референдум о внешнеполитическом курсе на вхождение в ЕС. В результате которого, евроцентристы одержали победу с отрывом в один процент. Это говорило том, что в Молдове разрастаются идеи евроскептицизма.

Поэтому еще один убежденный евроскептик в лице Евгении Гуцул, наряду с Фицо, Орбаном и Джеорджеску, Урсуле фон дер Ляйен не нужен. Поэтому, разумеется, задержание Евгении Гуцул Майя Санду с Урсулой фон дер Ляйен согласовала. Евроскептицизм и ориентация на Россию — главные причины обрушившихся на Гуцул политических репрессий со стороны властей Молдовы.

— Для подготовки к агрессии против Приднестровья молдавское общество нужно обрабатывать по украинскому сценарию. Можно ли сказать, что арест Гуцул в качестве первого шага к зачистке Гагаузии этот процесс уже начал?

— Конечно, Кишинев хотел бы расформировать официальные структуры Гагаузии. Они им не удобны.

Пророссийские настроения всегда были свойственны Гагаузии. Евгения Гуцул — евроскептик и ратует за сближение с Россией. А это уже удар по авторитет Евросоюза, удар по Урсуле фон дер Ляйен. Не исключено, повторюсь, что задержание стало прямым указанием, поступившим от немецкого политика.

Когда президентами Молдовы были коммунисты и социалисты Владимир Воронин и Игорь Додон, то Кишинев и Комрат могли спокойно договариваться друг с другом. Когда президентом Молдовы стала евроцентрист Майя Санду — случился серьезный политический кризис, последствия которого могут быть катастрофическими.

Как ни странно, но это и есть один из результатов евроцентризма Молдовы — локальные политические кризисы и политические репрессии, выражающиеся в задержании политиков и закрытии СМИ.

— Что значит арест Гуцул для России? Будет ли Россия как-то выступать в поддержку главы Гагаузии?

— Евгения Гуцул декларировала целесообразность взаимодействия с Россией. Ее задержали. Причем по обвинениям, связанным с избирательной кампанией лета 2023 года.

Европейские политики сделали вид, что не заметили. Комментировать и давить на Кишинев не стали. Исключением стало заявление болгарского политика Костадина Костадинова.

В Европе сейчас не так много политиков, которые заявляют о целесообразности экономической и политической ориентации на Россию. Если бы таких политиков было больше, Россие было бы легче работать с европейскими странами, а возможности руководства ЕС были бы ограничены.

— Как считаете, сейчас угроза того, что Украина в качестве самодеятельности нападет на Приднестровье, уменьшилась или увеличилась?

— ВСУ за три года имели возможности осуществить агрессию в отношении Приднестровья. Причем сделать это можно было без пересечения границы. Напряженность в этом вопросе по-прежнему сохраняется.

Вместе с тем, такой шаг очень рискованный и может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь речь идет о разрастании территории боевых действий и о включении в конфликт других государств. И никому точно не известно будут ли результаты достигнуты. Потери могут превысить желаемые выгоды.

— Как будет развиваться ситуация с газом в Приднестровье? Зиму пережили, а что дальше будет?

— Приднестровью очень сложно будет существовать в полном отрыве от России. Трудно будет существовать в экономической изоляции.

Причем Кишинев за прошедшие два года сумел сделать многое в отношении блокады Приднестровья. Разумеется, руководство Евросоюза было в курсе такой политики, а возможно, данная политика была указанием Брюсселя.

Вместе с тем, самого существования недостаточно. Региону надо развиваться. Нужны энергетические ресурсы, нужны инвестиции, технологии, поставки оборудования и так далее. Для развития нужно взаимодействие. У Кишинева экономических ресурсов, способных перезапустить развитие Приднестровья нет, а Евросоюз, по разным причинам, Приднестровье развивать не будет, у него сейчас другие проблемы и цели.

Комментарии (0) Добавить комментарии