Мансардно-криминальный лохотрон высветил коррупцию в кишинёвской мэрии
Киртоакэ покрывает мошенников, которые одних оставили без жилья, других ввергли в пучину дорогостоящего ремонта. «Проклятые мансарды» - так назвали свое видеорасследование журналисты портала Basarabia.md. Фильм рассказывает о злоключениях жильцов надстроенных мансард и тех, кто обитает под ними.
Вор известен, но не уличён
В Кишиневе примерно в 25 домах начато и по разным причинам заброшено мансардное строительство. Крыши открыты. Один из таких домов – общежитие по улице Константин Брынкуш,148. Застройщик брошенной мансарды - компания с сомнительной репутацией «Neomansarde», принадлежавшая до недавнего времени одному из кандидатов в мэры Марчелу Дарие.
По словам советника Виктора Гурэу, «Дарие успел подписать 18 контрактов и оставил без денег и квартир свыше 1300 человек. Из 18 мансард только две-три имеют шанс быть заселенными, готовность остальных - 5-15 процентов. Во всех случаях мы писали обращения в прокуратуру. Открыты уголовные дела. Дарие фирму продал (скорее всего, переписал на бывшую работницу). Я получил ответ, что мне не могут предоставить документы по этой фирме, так как они изъяты полицией».
Не заморачиваясь на поиск виновных застройщиков, в 2013-м местные власти решили на время лавочку прикрыть. Очевидно, с расчётом вернуться к доходному делу после того, как шум уляжется.
Киртоакэ сам выдает разрешительные документы
По словам Виктора Гурэу, хотя с 2013 года выдача авторизаций официально приостановлена, разрешительные документы все-таки выдаются. Казалось бы, такого не может быть! Ан нет, распоряжается сам генпримар Киртоакэ. Он единолично решает, кому и что выдавать в обход управления архитектуры.
За грехи застройщика расплатились налогоплательщики
Порочный круг коррупции мансардного бизнеса с новой силой вскрылся после прошлогоднего пожара, когда выгорел мансардный этаж на Индепенденцей,10/2 и 28 семей остались без крова, имущества и документов.
Виктор Гурэу считает: «Пожар выявил, что никаких технических норм и правил не было соблюдено, а уровень способности институтов власти предотвращать нелегальные действия - нулевая».
Виновником оказался застройщик, который слепил мансарду, что называется, из клея и бумаги. При строительстве использовались запрещенные материалы. Именно застройщик должен был возместить ущерб пострадавшим и реконструировать мансарды. Но это обязательство почему-то взяла на себя мэрия, выделив более 10 миллионов лей только на строительные работы. А еще предстояли компенсации жильцам сгоревших мансард, оплата съемных квартир для них, компенсации на ремонт жильцам верхних этажей, затопленных пожарными при тушении. С чего бы такой аттракцион невиданной щедрости?
По мнению руководителя главного управления ЖКХ Петра Гонтя, «примэрия не должна была выделять деньги, но ведь это жители муниципия… Совет выделил средства, примар был не против». Но жильцы дома-погорельца возмущены: «Примар защищал застройщика мансард, уходил от ответа, как змея, плавно и аккуратно. Мы хотели подать в суд, на что он сказал: не надо, мы вам поможем».
Ватный потолок, картонные стены и шашлык над городом
С документами застройщика - компании «Stil Casa» - было все в порядке, сказали в управлении архитектуры. По словам Ивана Карпова, «все процедуры соблюдены, а ошибка в том, что были использованы несертифицированные материалы». В госинспекции строительства стрелки перевели на застройщика, лишь бы не признать, что подписали акт сдачи-приемки в эксплуатацию. Начальник Антон Барбалат заявил: «Там с чердака был сделан люк, выход, кто-то воспользовался этим, чтобы жарить шашлыки. Я нашёл там дрова, уголь».
По словам Виктора Гурэу, «прикрывают компанию, понятно – коррупция, но людей оставлять под открытым небом было нельзя, они не виноваты, что кто-то взял на лапу и подписал бумаги. Верю ли я, что мы сможем вернуть деньги? Не верю. Потому что у нас безнаказанно исчезают не только десятки миллионов лей, а миллиарды евро».
Обещанные деньги жильцы выбивали массовыми акциями протеста, скандалами в примэрии и претуре. Пострадавших еще и «кинули на бабки», пообещав одну сумму и выдав на руки совсем другую, гораздо меньшую.
Мария, жилица пятого этажа, подтверждает: «Сказали, что за каждый кв.м. нам дадут по 1550 лей. В итоге дали от 600 до 800». Анна Гэинэ, жилица пятого этажа: «Компенсаций не хватает. Ну как можно на 16 тысяч, которые я получила, поменять проводку и три двери, сделать ремонт, купить технику и мебель?».
Петр Гонтя твердит свое: «Расходный лист был составлен из расчета, что работы будут вестись экономическими агентами. Жильцы попросили деньги выдать им на руки. Были изъяты проценты налога, который уплачивается в случае, если работы проводит экономический агент».
Анна Гэинэ свидетельствует: «Лично я спросила: г-на Киртоакэ, будет ли с нас сниматься налог. Он сказал – нет. На деле с каждого кв. м. было снято по 405 лей. Сказали: налог. Кругом обман».
Екатерина Григорян: «Нас тут остались три семьи. Живем в окружении пятен черной плесени». Анна Гэинэ: «Видеокамеры из-за сырости и конденсата не могут тут снимать. Уже не знаем, какие пороги обивать». Новая напасть - мародёры. Спасая имущество, выносили его в коридоры, а воры - тут как тут. Но люди уже боятся говорить о своих проблемах: вдруг отберут компенсации? В итоге никто так и не подал на застройщика в суд. Где он, что, как – никто не знает. В мэрии стараются не ворошить эту историю, дабы не всплыло попутно еще много чего…
Что такое сгоревшая мансарда по сравнению с войной на Украине?
По словам пострадавших, Дорин Киртоакэ все их упреки решительно отверг. Он заявил, что их беды ничто по сравнению с масштабом последствий военного конфликта на Украине. А ведь еще совсем недавно Киртоакэ в присутствии СМИ бодро пообещал погорельцам, что возьмет мансарду под свой личный контроль.
Новый застройщик таки установил над мансардой крышу, и больше в квартирах не течет. Но работы были остановлены на полгода и возобновились только пару недель назад. Дожидались очередного транша от мэрии, которой, видимо, трудно было расставаться с такой прорвой денег. На этот раз дешевый гипсокартон заменили на более прочные материалы.
По словам Петру Гонтя, «экономический агент обещал, что к началу холодного сезона все работы закончатся. Места общественного пользования будут отремонтированы примэрией». Обещаниями, однако, уже все сыты. Анна Гэинэ возмущается: «Что будет с фасадом, коридорами, лестничными площадками? Нам сказали: скажите спасибо, что вам сделали крышу. И дали понять, чтобы мы обходились своими силами».
Кто же из воротил мансардного бизнеса должен ответить за преступления? Об этом Basarabia.md тоже обещает рассказать.
Это удобное чердачное жилье позволяет любоваться восходами солнца и звёздным небом, за что его любят художники и поэты. Научили мир жить на самой верхотуре зданий ещё французы при короле-Солнце Людовике XIV, который, заботясь о целостности исторической части Парижа, запрещал перестраивать дома. Так и появились мансарды. Заселявшие их бедные художники и писатели воспели мансарду, создав ее богемную славу. А вот в Кишинёве это слово у многих людей вызывает совершенно другие ассоциации: боль и страх! Есть, правда, и удачные примеры строительства мансард. Например, на здании претуры Рышкановки. Местная власть не боится того, что ее обманут застройщики, как обманули несчастных жильцов.
Новости по теме
- Вчера, 15:04
- 22.11, 15:55
- 21.11, 06:48
- 20.11, 16:20
- 20.11, 15:22
- 19.11, 18:04
- 18.11, 12:25
- 18.11, 10:46
- 16.11, 12:11
- 15.11, 17:00
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 15:04
- 22.11, 15:55
- 21.11, 06:48
- 20.11, 16:20
- 20.11, 15:22
- 19.11, 18:04
- 18.11, 12:25
- 18.11, 10:46
- 16.11, 12:11
- 15.11, 17:00
Такое несчастье без крыши есть и на Д.Рышкану,а дом ещё и аварийный.Теперь городу полный абзац благодаря пригородам.