История

Марию Чеботарь уже не замалчивают – но ничего для увековечивания ее памяти не делают

14.02.2023, 11:55
{Марию Чеботарь уже не замалчивают – но ничего для увековечивания ее памяти не делают } Молдавские Ведомости

10 февраля исполнилось 113 лет со дня рождения золотого голоса европейской оперы Марии Чеботарь. Ни одному молдавскому артисту не удавалось   удерживать мировую славу столько лет. Но, несмотря на прижизненный успех певицы, в СССР ее имя было негласно вычеркнуто из культурного обихода как певицы Третьего рейха.

В 1942 году Мария Чеботарь снялась в итало-румынском фильме «Одесса в огне», посвященном осаде Одессы румынами при поддержке 11-й армии. Артистка сыграла роль бессарабской певицы, которая, устав от измен мужа, капитана румынской армии, вместе с 8-летним сыном едет из Бухареста в Кишинев как раз перед событиями 1940 года. Мальчик попадает в советский детский лагерь, и мать, чтобы получить право видеться с ним, вынуждена петь в театрах и кафе. После череды трагических событий семья воссоединяется, а румынские войска торжественно входят в Одессу.

Крайне слабый фильм получил в том же году премию Венецианского кинофестиваля. Кстати, за два других фильма режиссер Кармине Галлоне получил кубок Муссолини, и после войны ему запретили работать в кино... на шесть месяцев.

После 1991 года факты общения Чеботарь с нацистами стали замалчивать и игнорировать, приняли ее как национальное достояние. Возвращению этого имени из забвения первым способствовал дипломат Аурелиан Дэнилэ, написавший книгу «Мария Чеботарь в воспоминаниях, хрониках и фотографиях». Потом был документальный фильм «Ария», но в широкий прокат лента не попала. По мнению сценариста Думитру Олэреску, чиновников настораживали некоторые эпизоды появления певицы на приемах, где присутствовал фюрер.

С тех пор продвижением наследия Чеботарь в основном занимаются ее родственники на личные средства. Одна из последних книг Аурелиана Дэнилэ  называется «Мария Чеботарь – блуждающая звезда» издана уже на румынском и русском. В 2020 году оперный и камерный певец, доктор искусствоведения Сергей Пилипецкий выпустил книгу «Искусство Марии Чеботари. Путь к Рихарду Штраусу», изданную академией хорового искусства имени В.С. Попова в Москве. Кропотливый труд в архивах Молдовы, Германии и России, анализ аудио- и видеозаписей позволили автору создать собственную концепцию.

И лишь в этом году что-то происходит уже на государственном уровне. Министерство культуры,  союз музыкальных деятелей, компания «Телерадио-Молдова» и национальный театр оперы и балета имени Биешу организовали первый международный телерадиоконкурс оперных исполнителей имени Марии Чеботарь. 10 февраля, в день рождения певицы, состоялся гала-концерт лауреатов.

Министр культуры Серджиу Продан встретился на прошлой неделе с Фрицем Диссль-Керзоном, младшим сыном Марии, которого сопровождали в поездке в Кишинев писательница и биограф певицы Чеботарь Розмари Киллиус, а также Аурелиан Дэнилэ. Презентацию книги «Ich lebe, um zu singen» («Я живу, чтобы петь») провел немецкий культурный центр «Akzente Goethe-Zentrum Chisinau» в сотрудничестве с союзом музыкальных деятелей. В национальном музее истории состоялись передача посмертной маски Марии Чеботарь ее сыном. Фриц Керзон - профессиональный фотограф, он подарил музею уникальные снимки, книги и личные вещи знаменитой сопрано.

Но это - капля в море. А в основном государство и местные власти возводят очередные памятники Штефану чем Маре. Правда, назвали именем Чеботарь улицу в Кишиневе, но это все. Зато есть памятник Веронике Микле, а какое отношение она имеет к Молдове? Памятник королеве Румынии на территории лицея имени Асаки тоже вызывает много вопросов. Мотивация убогая: когда-то здесь была первая женская земская гимназия имени королевы Марии. Ну и что?

Эмиль Лотяну очень хотел снять о Марии Чеботарь художественный фильм и просил на это дело у власти три миллиона долларов. Обещали один, не дали ничего. Ведь историю страны и молдавской культуры урезали до нескольких удобных имен, а 90 процентов деятелей культуры политически неприемлемы: одни были за царя, другие антисемиты, третьи - евреи, четвертые - русские, прочие - члены КПСС. Так можно все потерять... Да уже и потеряли.  

Пример потери - бессарабская певица Иза Кремер, которая имела в свое время фантастический успех у публики и столь же фантастическую судьбу. До революции ее носили на руках в Одессе, до войны ей бешено аплодировали Италия, Франция, Германия, США. В войну свои деньги она отдала в фонд открытия второго фронта. И если кому-то в Кишиневе нужно поставить памятник – так это ей. Но почему же мы ничего не знаем об артистке, которая была приглашена осенью 1943 года в Тегеран на встречу глав правительств антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании? 30 ноября отмечали день рождения Уинстона Черчилля, для него пели Марлен Дитрих, Морис Шевалье, Вадим Козин и Иза Кремер - исполнители, у которых были миллионы поклонников.

Не дорожат власти и наследием Марии Биешу. Старинный особняк на Садовой (Матеевича) унаследовали родные. Они готовы создать музей, ведь еще целы личные вещи и концертные платья певицы, но с решением государство не торопится. А недавно в старый квартал чудовищным диссонансом ворвался стеклобетонный монстр, построенный близ особняка-мемориала. Важна не старинная архитектура, а новодельная гостиница... 

Марина ЛАВРОВА

На фото: Родственники Марии Чеботарь в Кишиневе на встрече с министром культуры Сержиу Проданом. Мария Чеботарь ушла из жизни 9 июня 1949 года в возрасте 39 лет и похоронена в Вене. Ее первый муж, русский актер и режиссер Александр Вырубов, вывез ее из Кишинева в Европу. Вторично Мария вышла замуж за австрийского актера немого кино и театра Густава Диссля (на фото), который считался одним из самых красивых актеров своего поколения. При этом Вырубов продолжал жить вместе с супругами. Диссль скоропостижно скончался за год до жены. Их сыновей Петера и Фрица усыновили британский пианист Клиффорд Керзон и его жена, клавесинистка Люсиль Уоллес.

Кадр из фильма «Одесса в огне». В 2002 году оргкомитет оперной премии «Casta Diva» обнародовал рейтинг-лист, посвященный итогам ХХ века в мировом оперном искусстве. Сто имен, Марии Чеботарь – нет. Наверное, потому, что все государства продвигают свои таланты на страницы истории, кроме Республики Молдова.  

Комментарии (0) Добавить комментарии