История

Маршал Тимошенко и Герман Пынтя: опасные связи

05.05.2017, 06:00
{Маршал Тимошенко и Герман Пынтя: опасные связи} Молдавские Ведомости

Губернатор Транснистрии Георге Алексяну был расстрелян одновременно с Ионом Антонеску в 1946 году. А вот примар Одессы Герман Пынтя был судим дважды, и оба раза оправдан. Историки указывают, что за него заступился маршал Семен Тимошенко, чью сестру, оказавшуюся на оккупированной территории, Пынтя якобы прятал. Однако эта версия не выдерживает никакой критики. 

 

Трижды примар Кишинева и мэр Одессы

Герман Пынтя – один из самых известных примаров в истории Кишинева после Карла Шмидта – городом руководил трижды: в 1923-м, в 1927-1928-м и 1932 годах. Именно он в 1928 году установил памятник Штефану чел Маре работы скульптора Александру Плэмэдялэ. Еще Пынтя успел побывать мэром Одессы.

Его жизнь вообще была насыщенной: поручик царской армии, Пынтя участвовал в Первой мировой войне, а также в событиях, связанных с аннексией Бессарабии Румынией, был военным министром Молдавской Демократической Республики, пережил Вторую мировую войну и послевоенные репрессии.

Он много раз мог погибнуть в те годы, когда жизнь человека ничего не стоила, но умер в мирном 1968 году: 3 февраля зашел в кафе, заказал чашку кофе, выпил – и упал замертво… Родственники искали Пынтю три дня. Они были убеждены в том, что его смерть была насильственной. Но правды так никто и не узнал. Кому же была выгодна смерть Германа Пынти?

 

Как Пынтя пил чай на мине

Городским головой Одессы Пынтя был назначен сразу после образования губернаторства Транснистрия, созданного со столицей сначала в Тирасполе, а потом в Одессе по германско-румынскому договору, подписанному в Бендерах 30 августа 1941 года. Это был самый серьезный трофей за всю историю существования Румынии: территории между Южным Бугом и Днестром включали части Винницкой, Одесской, Николаевской областей Украины и левобережную часть МССР. Губернатором был назначен профессор Георге Алексяну, деливший власть с военным командованием.

Позорной страницей истории Транснистрии стало масштабное уничтожение военным командованием мирного населения – не только евреев, но также военнопленных, коммунистов, лиц без документов и просто тех, кто попал под руку. Точных цифр нет, они сильно разнятся в румынских, российских и израильских источниках. По некоторым данным, погибло 200 тысяч евреев.

Первые казни состоялись уже 16 октября. А 22 октября в городе был совершен террористический акт. Во время банкета в бывшем здании НКВД на улице Маразлиевской, 40, где разместились румынская военная комендатура и штаб румынской 10-й пехотной дивизии, произошел взрыв радиоуправляемой мины. Это была самая крупная акция НКВД за все 907 дней оккупации Одессы. Но зачем было взрывать комендатуру – логичнее было взорвать здания, где размещались гестапо или сигуранца? Вторая странность в том, что на банкете не присутствовал никто из высших чинов губернской и городской администрации.

В своих мемуарах Пынтя рассказывает о том, как 21 октября пил чай в кабинете военного коменданта Иона Глогожану. В этот момент пришла пожилая женщина и сообщила, что ее сын-электрик видел, как здание минировали. (Эту историю слово в слово повторил уже в 90-х и племянник Глогожану). Пынтя забеспокоился, но комендант сказал, что здание дважды проверено саперами. По настоянию мэра все помещения и подвалы  проверили еще раз - и снова ничего не нашли...

Есть версия, что мина была заложена одесскими спецслужбами при отступлении и замаскирована лежавшей сверху другой миной, которую и обезвредили саперы, не заметив первой. Когда дом взлетел на воздух, Пынти там не было.

Такой штрих: Пынтя отправил в Бухарест план восстановления города еще в начале сентября, когда было неясно, войдут ли румыны в Одессу, и указал здания, в которых следовало разместить те или иные подразделения румынской администрации. То есть именно Пынтя спланировал размещение военной комендатуры на Маразлиевской.

 

Город Антонеску

23 октября начальник военной полиции подполковник М.Никулеску объявил, что за каждого погибшего офицера или служащего будет расстреляно по двести «большевиков», а за каждого солдата – по сто. В тот же день было расстреляно от пяти до десяти тысяч заложников, многие из которых были евреями. На улице Сталина повесили около 400 горожан, их трупы Пынтя мог видеть из своего кабинета. На бывшем проспекте Сталина, переименованном в проспект Гитлера, были развешены копии приказа, обязывавшего евреев с вещами пешком идти в поселок Дальник в 19 километрах от Одессы.

Одессит Яков Верховский, спасшийся от казни в 10-летнем возрасте, в мемуарах «Город Антонеску» подробно рассказал о трагедии в Дальнике. Именно здесь 2 октября в ходе обороны города впервые вступили в бой ракетные установки «Катюша», за один день уничтожившие около тысячи наступавших. «Дальник стал проклятием для румын, - пишет Верховский. - Завтра он станет проклятием для евреев Одессы». Тот же Верховский рассказывает, что по дороге на казнь евреев грабили горожане.

После войны в массовых захоронениях нашли более 22 тысяч трупов. В 1946-м, на процессе румынских военных преступников в Бухаресте, Ион Антонеску взял всю ответственность на себя, подтвердив, что дал приказ. Однако он настаивал на том, что приказывал уничтожать не евреев, а коммунистов: «Я издавал приказы для репрессий, а не для убийств».

 

Мэр Одессы пытался спасти евреев? 

Верховский указывает, что не всем румынским офицерам хотелось исполнять приказ об уничтожении мирных жителей. Пынтя в своих мемуарах писал, что, узнав об отправке евреев в  Дальник, он бросился к представителю военной власти генералу Николае Мачичу, просил отменить приказ Антонеску, и Мачич якобы согласился. После этого Пынтя на машине догнал колонны бредущих на казнь евреев и, останавливаясь через каждые 500 метров, на русском языке объявил людям об отмене приказа. С ним был журналист, который  подтвердил это в 1950-м на процессе по обвинению Пынти в Бухаресте, рассказав, что часть евреев им не поверила, но другая часть все же вернулась в город и спаслась. 

Если верить этой истории, пишет Верховский, Пынтя был единственным человеком, сделавшим попытку спасти евреев, которые шли на Дальник добровольно, думая, что там будет организовано гетто. Если бы они не отправились туда сами - румыны не смогли бы в короткое время выявить и казнить такое количество людей. 

 

Племянник Тимошенко при румынах был начальником полиции

Маршал Тимошенко был семнадцатым (!) ребенком в семье крестьянина села Фурманка Аккерманского уезда Бессарабской губернии. Сейчас это Килийский район Одесской области. Небольшое село, удаленное от магистральных путей, знаменито племенными гусями. Музей Тимошенко в доме, где родился маршал, закрылся в 1987 году, но его бюст стоит в сквере у сельсовета.

В последний раз на родине герой был в 1940 году: приехал в Фурманку в мундире, украшенном разработанными им самолично маршальскими звездами из золота, платины и бриллиантов, и всю ночь веселился на банкете, устроенной в его честь. Интересно, что об этом написала в статье о советских военачальниках американская газета «Time» 30 июня 1941 года (перевод Inosmi.ru, цит. по:  http://rus.delfi.ee/daily/abroad/zhurnal-time-30-iyunya-1941-skolko-proderzhitsya-rossiya?id=71286709).

В октябре 1944 года Сталин получил донесение спецслужб и копию допроса СМЕРШем племянника маршала Афанасия Тимошенко. Эти документы размещены на портале «Фонд Александра Н.Яковлева» в разделе «Личный архив А.Н.Яковлева» (http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58918). Если верить им, Афанасию предложили место начальника полиции в районном центре Саврань, и у него в подчинении было семеро полицейских!

Выдержки из протокола допроса:

«…Через несколько дней, возможно, после того, как Петреску ознакомился с документами, которые были присланы из Балты, он в разговоре со мной спросил, почему я ему не сообщил о том, что я племянник С.К.Тимошенко. Однако после этого Петреску не изменил своего решения и назначил меня шефом полиции.

Вопрос: Вы даете ложные объяснения. Румынские власти, несмотря на то, что знали о вашем родстве с маршалом Тимошенко, не только не репрессировали вас, а назначили шефом полиции. Предлагаем говорить правду.

Ответ: Я ничего не скрываю от следствия, но не могу объяснить, почему я не был репрессирован румынскими властями, а назначен шефом полиции…

Как объяснил мне Петреску, фамилию Тимошенко мне необходимо было сменить на другую для того, чтобы избежать возможных недоразумений и неприятностей со стороны румын или немцев, приезжавших в Саврань».

Племянник признался в том, что «был завербован шефом румынской жандармерии Штефанеску, по заданию которого выявлял партизан, коммунистов и лиц, враждебно настроенных против оккупантов», а также в том, что и он и сестра маршала Анастасия Кузюма сообщали приезжавшему из Бухареста офицеру сигуранцы Драгулеску все известные им данные о Тимошенко. Афанасий также показал, что Кузюма, возможно, сотрудничала с румынской разведкой.

     «Характерно, что в мае с.г., после освобождения Одесской области, Кузюма А.К. приезжала в Москву к С.К.Тимошенко и гостила у него на даче, - говорится в донесении. - В период пребывания на даче С.К.Тимошенко и Кузюма вели между собой продолжительные беседы, специально выходя для этого из помещения, вследствие чего зафиксировать их разговоры оперативной техникой не удалось…  В целях более тщательного выяснения шпионских заданий, полученных от румын Тимошенко А.П., а, возможно, и Кузюма А.К., - органам «СМЕРШ», находящимся в Румынии, дано указание о выявлении Драгулеску и Штефанеску и секретном их изъятии». 

 

Кто прятал сестру маршала 

Афанасий Тимошенко жил в Румынии, а в Фурманку приехал в 1940-м. Таким образом, у советского маршала были родственники за границей! И не только племянник. Его первая жена, турчанка Нургаиль, бежала в Польшу в 1924 году, оставив мужу ребенка, ее искали силами особого отдела, но не нашли. И с такой биографией маршал не был репрессирован! После войны досье на Семена Тимошенко пополнилось документами, рассказывавшими о приключениях его семьи в Транснистрии.

С приходом немцев и румын Афанасий с женой и теткой пытались эвакуироваться, но фронт шел быстрее, и в сентябре 1942 года семья вернулась в родные места. Под Тирасполем родня маршала попала в лагерь и, как рассказал племянник, посовещавшись, решила, что высокое родство может спасти им жизнь.

Афанасия Тимошенко отправили в село Саврань, где он работал начальником полиции, имея в подчинении семерых полицейских, и даже получил квартиру. Потом ему предложили сменить фамилию на «Чабан» и выдали новый паспорт. Сестру маршала в райцентре Песчаны устроили на работу в столовую претуры. Получается, румынские власти обеспечили родственникам маршала хлебные должности и фактически прятали их от немцев. Причем делалось это по указанию из Бухареста: племянник рассказал, что из Румынии для беседы с ним дважды приезжал некий офицер Драгулеску.   

Чем дальше – тем больше интригует эта ситуация: с приближением фронта родня маршала вообще начала диктовать румынам свои условия. Афанасий, с его слов, отказался работать в полиции, какое-то время сидел дома, а потом претор Думитру Никулеску назначил его продавцом в продуктовый магазин в Саврани, причем племянник фактически исполнял обязанности заведующего, а по совместительству - переводчика жандармерии. Более того, Афанасий признался, что был посредником между местным жителем Сопиным и жандармами, которым тот выдал подпольную советскую группу.

С началом эвакуации из Транснистрии Тимошенко-Чабана румыны взяли с собой, но по дороге он умышленно отстал от жандармов и сбежал к тетке в Песчаны, где его арестовало НКВД. Для маршала и это не и имело никаких последствий.

 

Как дочь Тимошенко морила голодом внуков Сталина  

В августе 1918 года Тимошенко во главе кавалерийского полка участвовал в обороне Царицына. Этой неудачной операцией руководил Сталин. Потом была провальная советско-финская война 1939-1940 годов – за нее Тимошенко получил звание маршала, звезду Героя Советского Союза и должность наркома обороны. В 1941-1942 годах, командуя несколькими фронтами, под Харьковом он потерял 230 тысяч человек и огромное количество техники. Тем не менее, маршал числился официальным героем, а после войны вообще породнился с генералиссимусом.

Екатерина, дочь Тимошенко от первого брака с турчанкой (1923-1988), в 1946-1949 годах была женой Василия Сталина, от которого имела двоих детей: сына Василия, скончавшегося в 19 лет от передозировки наркотиков, и дочь Светлану (1952-1989). Интересно, что дети Василия Сталина от первой жены, Александр и Надежда, вспоминали, как мачеха забывала их, внуков Иосифа Сталина (!), кормить по три-четыре дня, одних запирала в комнате, и они тайком бегали в погреб за сырой картошкой и морковкой (А.Колесник. Хроника жизни семьи Сталина. Харьков, 1990: http://www.aktivnoetv.ru/writer/4796/books/24879/kolesnik_aleksandr_nikolaevich/hronika_jizni_semi_stalina). Таким образом, дорожить родством с маршалом у Сталина оснований не было.  

 

Москва-Бухарест: тайные каналы связи  

Что же все-таки держало много лет на плаву Семена Тимошенко? И что связывало его с Германом Пынтей, которому маршал безосновательно приписал «честь» спасения Анастасии Кузюмы? Был ли племянник маршала, приехавший из Румынии, тайным агентом, связным между Москвой и Бухарестом?

Тайные каналы связи СССР с Румынией существовали, очевидно, всегда. Не исключено, что в диалог, который велся начиная с 1918 года, был вовлечен и Герман Пынтя. Вспомним, в 1924 году бывший мэр Кишинева участвовал в переговорах в Вене по бессарабскому вопросу: в стремлении вернуть Бессарабию СССР тогда пытался решить вопрос о проведении референдума. И вот совпадение: в Вену в 1924 году ездил и бессарабец Семен Тимошенко. В его официальной биографии написано, что целью поездки была закупка лошадей для Красной армии – версия бредовая. Участвовал ли Тимошенко в закулисных переговорах по Бессарабии, был ли знаком с Пынтей? Почему дважды помог избежать казни по обвинению в сотрудничестве с нацистами?

В 1934 году Румыния, используя факт установления дипломатических отношений с СССР, пытается добиться международного признания статуса Бессарабии. И уже в 1935-м Тимошенко едет в Италию, официально – с «дружеским визитом»: присутствует на маневрах, которыми руководит Муссолини, посещает воинские части. Быть может, маршал участвовал в тайных переговорах по подготовке будущего пакта Молотова-Риббентропа? Имел ли к этому какое-то отношение Герман Пынтя?

 

Ликвидация  

После войны Пынтя был оправдан советским судом и уехал в Румынию. Впоследствии его ещё раз судили, но снова оправдали. Но в любом случае, он, как говорится, слишком много знал. Кого это волновало больше - Москву или Бухарест? Кто мог убить знаменитого бессарабца в 1968 году, когда уже были устранены все, кого хотели устранить после войны? Какие секреты Пынтя должен был унести с собой в могилу?

Была ли смерть Пынти выгодна Москве? Хрущева сместили в 1964 году, а для эпохи Брежнева политические убийства были нехарактерны. Да и покровитель Пынти маршал Тимошенко был еще жив (он умер в 1970-м). Зато для Чаушеску, который пришел к власти в 1965 году, не были авторитетом ни Москва, ни тем более Тимошенко. Румынский диктатор инициировал пересмотр бессарабского вопроса и провел тотальную кампанию зачистки всего, что было связано с участием Румынии в войне на стороне Германии. Возможно, именно потому Пынтя и оказался в центре внимания спецслужб.

Был ли в смерти бывшего мэра Одессы заинтересован Израиль? В 1949 году израильская разведка начала тайную охоту за нацистскими военными преступниками. На территориях суверенных государств группы «nokmim» (мстителей) ликвидировали тысячи бывших нацистов. Огласку получила лишь охота за Эйхманом. Глава Моссада Исер Харэль в книге «Похищение палача» объясняет: «В конце 50-х годов мировая общественность уже с меньшей готовностью изобличала и предавала в руки правосудия военных преступников… Израилю принадлежало право судить человека, который отвечал в гитлеровской империи за «окончательное решение еврейского вопроса». В этом заключалась высшая историческая справедливость». Возможно, с той же целью – напомнить о Холокосте – был ликвидирован и Герман Пынтя, дважды избежавший суда по обвинению в сотрудничестве с нацистами?

Скорее всего, полной правды о загадочных и опасных связях мэра Кишинева и Одессы и советского маршала мы никогда не узнаем.

Елена ЗАМУРА

 

Фото

Именем Германа Пынти названа улица в Кишиневе. Исследователь Юрие Колесник опубликовал его мемуары в цикле книг «Basarabia Necunoscută». «Я встречался в Бухаресте с невесткой Германа Пынти, - говорит Колесник. – Она рассказывала, как арестовывали и допрашивали главу семьи, как родственники его искали… Жене Пынти на допросе в сигуранце сломали руку. Но она выжила. Сын Пынти умер в 80-е годы. Я привез из Бухареста документы и фотографии, которые опубликовал. Вместе с ней мы были на его могиле».

 

Семён Константинович Тимошенко – уроженец  Бессарабской губернии, Маршал Советского Союза (1940), дважды Герой Советского Союза (1940, 1965), народный комиссар обороны СССР (май 1940-июль 1941).

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    для начала-не было никаких бриллиантов в форме маршала в 1940.Оборона Царицына не была неудачной.Бесславная финская завершилась именно успешно вследствии вступления в руководство Тимошенко.После этого он получил маршала и стал наркомом обороны.По поводу ночных банкетов-они с Хрущевым прилетели на самолете.Также и улетели,Вряд ли остались бы без связи по ВЧ 2 руководителя такого ранга.И т.д. и т.п.Лучше,наверно,Косташа послушать,пока он совсем ума не лишился.