Расследование

Мемориал «Вечность» способен выдержать землетрясение в 12 баллов и ядерный взрыв

24.04.2015, 06:00
{Мемориал «Вечность» способен выдержать землетрясение в 12 баллов и ядерный взрыв} Молдавские Ведомости

Чтобы предотвратить хищения элитных стройматериалов, в 1975 году по периметру стройплощадки круглосуточно дежурили четыре милиционера

Мемориальном комплекс «Eternitate-Вечность» в день 70-летия Великой Победы отмечает свой юбилей: 9 мая 1975 года состоялось его торжественное открытие. Комплекс  был возведен в рекордные сроки. Он способен выстоять даже в ходе ядерной бомбардировки. Стройка находилась под личным контролем бывшего первого секретаря ЦК КПМ Ивана Ивановича Бодюла. Известны имена авторов проекта: скульпторы А.Майко, И.Понятовский и архитектор А.Минаева. А вот о тех, кто строил, почти ничего не известно. Нам удалось отыскать одного из строителей Мемориала. Борис Николаевич Полотайко вспомнил интересные подробности самой большой стройки в его жизни. 

Аврал в четыре месяца 

- После окончания строительного техникума я трудился в строительном управлении №2 кишиневского Горремстройтреста. Мы занимались реконструкцией и ремонтом госучреждений, больниц, школ, жилых домов и т.д..

В середине января 1975 года меня вызвал в свой кабинет начальник треста Виктор Григорьевич Лукин. «Нам предстоит грандиозная стройка, - сказал он мне. – Ты единственный в твоем управлении, кто имеет строительное образование. Остальные пришли после трехмесячных курсов. Пойдешь мастером на стройку».

Я тогда не представлял, что меня ждет в эти четыре месяца!

Нас ознакомили с генеральным планом, в котором основная роль была отведена возведению пяти карабинов. С первого дня работали в три смены. Зачастую приходилось ночевать на объекте. Наша молодая семья снимала тогда неподалеку квартиру. Старшему сыну не было и года. Жена Надежда почти каждый день приходила кормить меня обедом и привозила малыша в коляске. Вот так мы и общались практически все четыре месяца, которые пролетели для меня и моих коллег довольно быстро. 

Все лучшее – Мемориалу 

Для опалубки нам привезли два вагона судостроительного леса. Он был почти втрое дороже обычного. У нас был самые современные в ту пору строительные материалы и чугунная арматура, в поставках никогда не было задержек. Чтобы предотвратить хищения, по периметру стройки круглосуточно дежурили четыре миллиционера.     

Внутри карабинов - прочная и надежная арматура с использованием бетона 300 марки и мраморной крошки. Раствор завозили с железобетонного узла РСУ-2, располагавшегося тогда на бывшей улице Огородной (ныне - Албишоара), возле моста и табачной фабрики. Там тоже люди работали в три смены, в том числе и в лаборатории. Технологи и лаборанты в режиме нон-стоп проверяли соблюдение правильных пропорций цемента, мраморной окрошки и  красителей, чтобы не допустить различия в цвете карабинов. В бетон подмешивали также всякие добавки, которые прибавляли ему прочности. Мемориал может выдержать землетрясение в 12 баллов. Так что, даже если весь город, не дай Бог, будет в руинах после ядерной бомбардировки, он выстоит.

Сейчас все может рассчитать при помощи компьютера. В те времена ответственность на себя брали люди. За халатность или ошибку можно было поплатиться суровым наказанием вплоть до обвинений во вредительстве и арестом. 

«Изя, нам капут!» 

Я был мастером. Прорабом был Изя Черный. Однажды ночью я пошел домой - помыться и поспать хотя бы пару часов в нормальных условиях. Утром, вернувшись на объект, был ошарашен. Затвор третьего карабина оказался на 24 сантиметра длиннее! Его заливали в ночную смену и ошиблись в расчетах. Даже при высоте карабинов в 25 метров это очень бросалось в глаза.

«Изя, что ты наделал? – в ужасе обратился я к своему коллеге. – Нам теперь капут».

«Что же делать?», – растерянно спросил Черный, которому передалась моя смертельная тревога. «Нужно привезти компрессор и отбить лишний кусок», - ответил я.

В управлении на просьбу прислать компрессор отреагировали с подозрением. Через десять минут на служебном красном «Москвиче» прибыл начальник РСУ. Увидев ошибку, он тут же отстранил Изю Черного от руководства стройкой и отправил в трест писать объяснительную. На его место был назначен я. Пришлось все переделывать.

Следует отметить, что за ходом работ велся тщательный контроль. На строительном объекте была установлена рация, по которой я несколько раз в день докладывал о ходе работ и проблемах начальнику управления. Тот передавал информацию директору треста, который, в свою очередь, ежедневно отчитывался перед первым секретарем ЦК КПМ Иваном Бодюлом.  

На открытии Мемориала играли три оркестра по сто музыкантов 

- Во время строительства приходили пионеры и комсомольцы, сажали деревья и цветы. В работах на Мемориале принимали участие и ветераны войны. Для них этот объект был особенным, как и для всех тех, кто устанавливал арматуру, поднимал леса, заливал бетон и т.д.. Мы понимали важность нашей работы для всей страны.

В ночь с 8-го на 9-е мая вообще не спали. Буквально вылизывали строительную площадку. И вот настал миг нашей победы. Собралось все руководство страны, прибыло много гостей из советских республик, пришли наши ветераны со своими детьми и внуками, тысячи жителей и гостей Кишинева.

Три оркестра примерно из ста музыкантов и трех дирижеров исполняли одновременно мелодии военных времен. После завершения официального открытия памятника оркестры поочередно исполняли вальсы. Люди еще долго не расходились. Впечатление об этом событии осталось на всю жизнь. Особенно запомнились глаза ветеранов, многие не могли сдержать эмоций.

Для нас это не просто строительный объект! Он отражает Память, которая должна остаться на века. Очень обидно, когда историки и политики, особенно наши, молдавские, пытаются нашу страну представить как оккупированную в той страшной войне…

Борис Николаевич Полотайко: «Единственный неприятный осадок во время строительства комплекса – момент разрушения могил и перезахоронение останков некоторых погибших советских воинов на другие кладбища. Здесь оставили не всех солдат и офицеров». 

Николай Менюк

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Вот здесь вызывает сомнение в прочности сооружения - арматура из чугуна, хрупкого материала, который от удара рассыпается на осколки. Помню, как в детстве в гостях у тети я уронил чугунный казанок и он рассыпался на кусочки...

  • x

    СПАСИБО ЗА ТРУД И ПАМЯТЬ.