Экономика

Михаил Маноли: «Филат, будучи премьером, получал 15 процентов от импорта электроэнергии. Кто должен был его проверять?»

23.05.2014, 06:00
{Михаил Маноли: «Филат, будучи премьером, получал 15 процентов от импорта электроэнергии. Кто должен был его проверять?»} Молдавские Ведомости

Молдова помогает США бороться с уклонением американцев от налогов. А когда своим огородом займемся?

 

FATCA (The Foreign Account Tax Compliance Act) - американский налоговый закон, требующий от финансовых организаций- нерезидентов предоставления в налоговую службу США информации об операциях по открытым в них счетам американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США, а также закрывать счета упорствующим клиентам. FATCA обязывает налогоплательщиков США, имеющих финансовые активы за границей, совокупная стоимость которых превышает 50 тысяч долларов, передавать информацию об этих активах налоговым органам США под угрозой штрафа в размере 10-50 тысяч долларов.

 

Молдова намерена присоединиться к программе FATCA, направленной на борьбу США с уклонением от уплаты налогов своих граждан, имеющих оффшорные инвестиции. Внедрение программы обсуждается с представителями правительства и ассоциации банков. А нам это выгодно? За комментариями мы обратились к экс-министру финансов Михаилу Маноле.

 

- В 2007 году, когда Сергей Пушкуцэ возглавлял ГГНИ, Молдова получила статус наблюдателя во всемирной организации Edmond deRothschild Group(ERG). Это произошло при поддержке России, которая была ее активным членом. ERG – группа компаний, специализирующаяся на управлении активами. Тогда налоговая инспекция и центр по борьбе с коррупцией получили полный доступ к оффшорным зонам. Информацию о любом человеке можно получить в течение 24 часов.

 

Идея такого международного сотрудничества - в активизации борьбы с уклонением от уплаты налогов за рубежом. У нас около 50 таких двухсторонних договоров, но используется информация выборочно. Так, например, Влад Филат, будучи премьером, получал 15 процентов от импорта электроэнергии. Кто должен был его проверять?

 

- Нам тоже нужна проверка ведения бизнеса за рубежом. Что для этого необходимо?

 

- Система организации такой работы и дополнительные расходы. Выгодно это или нет, решают власти. Был такой факт, когда наш центр по борьбе с коррупцией передал информацию о гражданине Молдовы, который вел бизнес в других странах. Но не все государства это делают. Такой пример: голландцы давали нам в виде гранта ежегодно 10 миллионов долларов в год, что меня очень настораживало: бесплатный сыр… И вот как-то на встрече с послом мне говорят: «Мне бы очень оценили, если бы некая ситуация была бы разрешена».

 

- То есть платили за то, чтобы кто-то свободно вел бизнес… А наша страна так делает?

 

- Наша страна избирательна в отношениях к предпринимателям.

 

- Каковы цели организации, которая защищает налоговую базу США?

 

- Тут не все понятно. Если бы центр,  полностью использовав возможности ERG, сказал бы, что этого недостаточно, было бы ясно. Но ERGставит под контроль всю предпринимательскую деятельность, включая и банковский сектор. Поэтому непонятно желание принять новые законы в этой области.

 

У США сильная система контроля, она направлена на благо американцев. Должникам дают срок на погашение налоговых обязательств, и они их погашают. А вот какой эффект будет для нас от этой программы? В концепцию налоговой реформы у нас не заложена задача контроля бизнеса за рубежом. Вступление в FATCA даст нам такую возможность. Но у граждан  могут появиться проблемы, которые не кончатся до конца жизни.

 

- Россия тоже входит в FATCA…

 

- Да, и в последнее время там значительно уменьшились операции по переводу денег в оффшоры. Финансовая разведка взяла все под контроль.

 

- Программа FATCA дополнит закон об отмывании денег?

 

- Не все, что удачно используется в других странах, так же хорошо используется у нас. Например, мы взяли лучшее в сфере аудита публичных финансов, что есть в Дании и Швеции. Но у нас оно не работает. Предстоит реформа аудита, роли Счетной палаты. Вступление в FATCA, помимо возможностей наблюдателя в ERG, имело бы значение, если бы у нас была большая налогооблагаемая база. Но у нас она сужена. По данным мирового банка, в Молдове 154 тысячи экономических агентов, однако работают только 38 тысяч. Из них только 45 крупных - банки, страховые компании, поставщики коммунальных услуг. И если кто-то считает, что нужно рассматривать и развивать банки отдельно от экономики, то он ошибается. Итог такой политики - низкий уровень развития предпринимательства. Поэтому главная задача властей не столько отслеживать  финансовую деятельность граждан США в Молдове, а, прежде всего, расширять свою налоговую базу - давать возможность зарабатывать, открывать новые рынки сбыта.

 

- Как наше государство защищает экономических агентов? 

 

- Самый большой провал в этой политике – превышение импорта над экспортом. 20  лет назад Молдова потребляла 20 процентов того, что производила, остальное экспортировала. Сейчас мы потеряли главную позицию – по вину, потеряли табачную и сахарную промышленность, теряем отрасль переработки овощей и фруктов. Практически ничего не осталось от такой экспортноориентированной отрасли, как молочная промышленность. Сократилась мясопереработка. Надо в корне менять политику в области  пищевой безопасности и роль минсельхоза. Нехорошо, когда Молдова импортирует морковь!

 

Во многих странах мира в супермаркетах есть небольшие книжки  о продуктах,  цветные - применительно к товарам из ЕС, черно- белые – к товарам развивающихся стран. Молдовы нет даже в черно-белом варианте.

 

- Что будет с банками после подписания соглашения об ассоциации с ЕС?

 

- Наши банки не вовлечены в крупные проекты, так как у нас нет сильного реального сектора. И это не только их  вина. У нас нет длинных денег, рынка страхования. Мы единственная страна, которая ничего не сделала по реформе пенсионной системы. Странно слышать на международных конференциях, что у нас с 1998 года идет пенсионная реформа!

 

Парламент в конце прошлого года проголосовал за принятие нового закона о добровольных пенсионных фондах, но это же для богатых, а что для всего общества? Негосударственные пенсионные фонды – это отчисления, не облагаемые налогами, те самые длинные деньги, которые человек накапливает с 25 лет и которые могут приносить доход. Так провели реформу в Чили, в России так действуют крупнейшие в Европе пенсионные фонды. А у нас до сих пор одно поколение живет за счет другого. С 1998 года парламент принял пять законов в этой области, но изменений нет.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Nu a kto ego budet proveriati teperi, kogda on naobeshchal svoei Andjele Gontsa chto ona stanet korolevoi Moldovy?! Vo, jizni daiot, smeshno chto byvshii serjant srochnoi slujby pogranichnyh voisk stal krupneishim kontrabandistom tabachnyh izdelii a byvshaia liubovnitsa jenatogo ofitsera moldavskoi militsii stala jenoi kontrabandista Filata, kotoryi vdrug stal "chelovekom Ameriki" na zemle moldavskoi, zemle Stefana Velikogo i Sviatogo. Upasi gospodi rodinu nashu ot takih takih natovskih prorokov kotorye kupili sebe mesto nastolinoi skateritiu podarennoi feministke Hillary Klinton. Zapomni, byvshii serjant pogranichnyh voisk, ia tebe samolichno bashku skruchu i ty daje ne pikneshi! Luchshe pozabotisia o byvshei semie i detiah, a NATO ostavi mne na zabavu. V sibirskoi taige oni poobmiaknut na slavu.