Миллиард остался там, где был
Власти вернули всего 3 миллиарда лей из активов трех банков за девять лет ликвидации «ВЕМ», «Banca Socială» и «Unibank». Темпы взыскания активов снижаются с каждым годом.
«Деньги получены не от украденного миллиарда, а от продажи активов трех банков, и нужно расследовать, насколько справедливыми были цены. Ни один цент не был получен из украденного миллиарда», - прокомментировал экономист Вячеслав Ионицэ, которого цитирует Спутник Молдова.
Между тем многие политики встревожены «разрешением властей уничтожить документы, связанные с проверкой прокуроров и судей». Многие из них имеют отношение и к делу о миллиарде. Экс-премьер Влад Филат заявил, что все собранные материалы будут переданы «зарубежным партнерам».
Обществу предлагают
верить в успех реформы юстиции, которая на самом деле скомпрометирована и стала
«стертым черновиком», уверен бывший генпрокурор Александр Стояногло.
Он подчеркнул,
что любой, кто работал в госучреждениях, хорошо знает четкие правила
архивирования, хранения и уничтожения документов: «Ответственным лицам придется
ответить за каждый документ, который был подписан и впоследствии уничтожен, за ущерб
в миллионы евро, потраченные на псевдореформу правосудия? Срок хранения
судебного дела - десятки лет. Почему же тогда оценочное дело судьи должно быть
уничтожено?».
Новости по теме
- Сегодня, 14:39
- Сегодня, 11:19
- Сегодня, 10:19
- Сегодня, 10:03
- Сегодня, 09:31
- Сегодня, 09:09
- Сегодня, 08:18
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 16:17
- Вчера, 15:31
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:39
- Сегодня, 11:19
- Сегодня, 10:19
- Сегодня, 10:03
- Сегодня, 09:31
- Сегодня, 09:09
- Сегодня, 08:18
- Сегодня, 08:00
- Вчера, 16:17
- Вчера, 15:31
"Одной из главных интриг предстоящих выборов является противостояние действующего президента Майи Санду, которая, несмотря на запрет, содержащийся в законодательстве, фактически продолжает возглавлять правящую PAS, и экс-генерального прокурора Александра Стояногло, которого поддерживает оппозиционная Партия социалистов.
Год назад Санду подписала указ об увольнении А. Стояногло, ранее незаконно отстраненного от должности генпрокурора. Но тот не ушел в тень, а за прошедший год Стояногло превратился в фигуру, способную объединить оппозиционные силы против действующей власти.
Как же получилось, что всегда дистанцировавшийся от политики Стояногло стал одной из главных фигур назначенных на 20 октября президентских выборов и кандидатом, вокруг которого вполне может сплотиться молдавская оппозиция?
Прежде всего, следует отметить, что итоги четырехлетнего правления Санду и руководимой ею партии PAS оказались настолько катастрофическими для страны и плачевными для ее населения, что те политики, которые оказались преследуемыми этой властью, автоматически воспринимаются большинством населения как «свои» и, соответственно, получают поддержку электората. Ну а отстранение Стояногло от должности было проведено с такой наглостью и такими вопиющими нарушениями закона, что экс-генеральный прокурор получил «виктимизацию» по полной программе. Не говоря уже о том, что незадолго до отстранения Стояногло практически открыто выступил против методов Санду и К° в области так называемой «реформы юстиции», затеянной нынешней властью.
Во многом именно по этим причинам сегодня Стояногло – национально ориентированный политик с высоким авторитетом среди народа и сплоченной командой в лице Партии социалистов. Он выступает за суверенитет Молдовы как демократического и нейтрального государства, где внешняя политика строится на взаимовыгодных отношениях, а не на политической выгоде.
В отличие от Санду, он видит пути мирного урегулирования приднестровского вопроса. А. Стояногло так прокомментировал одно из последних деклараций молдавского президента о том, что «мы готовы идти в ЕС без Приднестровья»: «С моей точки зрения, такого рода заявления — это просто преступление. Потеря Приднестровья будет означать потерю государственности нашей страны. Мы будем поддерживать отношения с Приднестровьем. Я с первых же дней установлю диалог и буду общаться с нынешним руководством Приднестровья».
В отличие от Санду, которая не предложила действенных решений для улучшения жизни населения, Стояногло делает акцент на конкретных шагах для улучшения жизни в стране. Молдова за годы правления Санду и ее партии «Действие и солидарность» превратилась в полунаселенную территорию с марионеточной властью, обслуживающей интересы крупных иностранных игроков. При этом депопуляция с каждым годом приобретает все более угрожающие размеры, а число граждан, покидающих страну в целях смены постоянного места жительства, достигло сотен тысяч в год.
А. Стояногло и его команда представили программу поддержки семей. Она включает не только прямую финансовую помощь, но и обновление инфраструктуры — ремонт и строительство новых детских садов, школ и центров развития для детей в противовес политике команды Санду, закрывающей сельские школы и даже интернаты для детей-инвалидов, требующих специального ухода и специализированных учебных программ.
В своей демографической программе Стояногло видит Молдову независимым и нейтральным государством, строящим отношения на основе взаимной выгоды, а не политических игр. В этом плане кредо кандидата в президенты очень четко выражено в следующем заявлении: «Все решения в государстве – социального и образовательного характера, связанные со здравоохранением, экономикой, привлечением инвестиций, обеспечением безопасности, европейской модернизацией – будут оцениваться, прежде всего, через призму их влияния на демографическое восстановление и рост».
Говоря об А. Стояногло, нельзя обойти стороной и ту сторону его деятельности на посту генерального прокурора Молдовы, которая относилась к расследованию знаменитой аферы, получившей название «кража миллиарда». Он открыто заявил, что кража $1 млрд из банковской системы страны во времена правления «Альянса за европейскую интеграцию» (АЕИ) стала возможной из-за политизированности госструктур. По его мнению, эта проблема продолжает усугубляться и в текущей политической ситуации.
А. Стояногло подчеркнул, что такие ключевые органы, как прокуратура и Национальный банк, в прошлом возглавлялись людьми с политическими интересами, что привело к неспособности системы предотвратить преступление. Он также отметил, что нынешние власти, включая президента Санду и PAS, не заинтересованы в расследовании, поскольку в деле замешаны их соратники. Политик добавил, что текущая ситуация повторяется, усиливаясь геополитической нестабильностью, а многие злоупотребления власти игнорируются западными «партнерами по развитию».
Каковы же перспективы кандидата в президенты Александра Стояногло? Сегодня уже с большой долей уверенности можно утверждать, что ни один из кандидатов на предстоящих президентских выборах в Молдове не сможет преодолеть 50-процентный барьер в первом туре.
Таков главный вывод, который вытекает из публикуемых данных целого ряда социологических опросов. Основная причина этого заключается в том, что, когда больше трети опрошенных ещё не определились со своим выбором, а среди тех, кто уже готов голосовать, лидирующий кандидат набирает лишь чуть более четверти голосов, исход голосования неизбежно приводит ко второму туру президентских выборов.
Почти две трети населения, а именно 61% населения, уверены в том, что Санду не заслуживает президентский мандат на еще один срок. Более 3/4 населения (76%) не сомневаются в том, что выборы пройдут в два тура. В итоговую победу Санды верят 39% человек, а 43% уверены в том, что победит кандидат от оппозиции.
При этом в условиях отсутствия на выборах кандидата от политического блока «Победа» всплывает лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. Для Санду самым удобным противником во втором туре будет именно Усатый, ведь в этом случае практически все вменяемые избиратели просто не придут на голосование, и голосовать будут только сторонники Санду. Поэтому Усатого будут всеми способами проталкивать во второй тур.
Таким образом, за выход во второй тур с Санду будут биться Усатый и Стояногло. А вот дальше Санду повисает на волоске, и каждый голос может стать решающим. Впрочем, условия выборов в Молдове таковы, что более важно, как считают, чем как голосуют. А кто считает и кому позволено считать как угодно, хорошо известно – 6 из 9 членов Центральной избирательной комиссии являются ставленниками партии PAS.
Очевидно сейчас одно: экс-генпрокурор Александр Стояногло является кандидатом, способным объединить оппозиционные силы против Санду. Он – национально ориентированный политик и профессионал, имеет внушительный авторитет в народе и сплоченную команду единомышленников. Правда, вызывает опасение то, что ему так и не удалось наладить партнерские отношения с оппозиционным блоком «Победа», о чем свидетельствует его выпад в адрес башкана Гагаузской автономии Евгении Гуцул. А. Стояногло в своем недавнем интервью решил осудить работу башкана Гагаузии, назвав её команду «аффилированной и токсичной». Скорее всего, первопричины подобного заявления лежат в соперничестве Партии социалистов и блока «Победа», но молдавской оппозиции следует понимать, что подобные взаимные эскапады играют в первую очередь на пользу Санду и никак не помогут одержать победу на выборах.
Впрочем, время для нахождения общего языка у представителей молдавской оппозиции еще есть, и также есть надежда, что необходимое единство будет достигнуто.
Илья КИСЕЛЁВ
*Oчевидно, что без поддержки политического блока «Победа» кандидат от оппозиции не имеет шансов на приемлемый результат на национальном уровне. Достаточно только упомянуть, что Илан Шор имеет широкую поддержку в Гагаузской автономии, одном из крупнейших районов страны – Оргеевском, а также в культурной автономии молдавских болгар – Тараклийском районе. Поэтому для реального противостояния режиму Санду необходимо тесное сотрудничество между блоком «Победа» и другими оппозиционными силами.