Экономика

Минсельхоз против института садоводства, виноградарства и пищевых технологий

11.09.2015, 06:00
{Минсельхоз против института садоводства, виноградарства и пищевых технологий} Молдавские Ведомости

Ликвидация научно-практического института садоводства, виноградарства и пищевых технологий приведет к уничтожению в Молдове отрасли виноградарства и винодельческой промышленности, считают видные ученые и сотрудники института, который в этом году собирался отметить 105-летие со дня основания.

Корни НИИ садоводства, виноградарства и пищевых технологий тянутся с далекого 1910 года, когда российский император издал указ о создании в Кишиневе научного учреждения с выделением ему земель. Ставили цель выведения новых сортов винограда с применением прогрессивных способов и методов его возделывания, а также производства вина. Об этом директор института Константин Даду рассказал на пресс-конференции, которая прошла в пятницу в Инфотаге.

Три сорта винограда, выведенных сотрудниками института, включены в Регистр лучших сортов винограда ЕС.  Еще семь новых сортов - на испытаниях в Италии, и Даду уверен: из них еще три-четыре попадут в престижный регистр. Выведенные в институте сорта Moldova, Floricica, Viorica, Riton, Leana, Guzun и многие другие возделываются в стране более чем на 10 тысячах гектаров. В распоряжении ученых - обширная ампелографическая коллекция: 3 тысячи образцов, около 400 патентов, свыше 200 штаммов микроорганизмов, 83 разновидности винограда с высокой устойчивостью.

Научные плантации, корпуса и лаборатории института находятся между городами Кодру и Яловень. Константин Даду не согласен с решением правительства о переводе института в Ставчень, где располагается колледж, готовящий  виноградарей и виноделов.

Бывший директор Виктор Цуцук вообще назвал ликвидацию НИИ садоводства, виноградарства и пищевых технологий диверсией, цель которой - захват земель и исследовательского блока, ремонт которого обошелся в 12 миллионов лей. По его словам, ученые не против предложенного минсельхозом проекта создания центра передового опыта в Ставчень, однако это не должно означать уничтожения исследовательской деятельности.

«В 2008 году министерство отдало 1600 гектаров земель института экспериментальному центру «Codrul», который со временем обанкротился, - напомнил Цуцук. - Сейчас поля от города Кодру до Яловень сдаются в аренду. Потом был остановлен инвестиционный проект «Filiera Vinului». В планах минсельхоза - полная ликвидация».

По мнению ученых, это поставит крест на научных исследованиях в области виноградарства и виноделия. Даду рассказал, что в проекте есть пункт, предусматривающий ликвидацию всех лабораторий. «Несмотря на многочисленные обращения, мы так и не получили аргументов, оправдывающих  ликвидацию, - сказал он. – А ведь у нас самое современное оборудование, лаборатории вирусологии, виноградарства, виноделия… Некоторые болезни винограда - настоящий бич для Молдовы и Европы, их необходимо изучать и найти способы лечения растений».

О грядущих увольнениях вообще никто не беспокоится, говорит сотрудник института Николае Таран. В проекте не упоминается о том, что сто человек  останутся без работы, без перспектив. При институте есть школа докторантов, выпускающая по 10-15 специалистов в год. «Куда молодые пойдут? – спросил Таран. - Нельзя идти с топором против науки».

Это не первая попытка «реформировать» институт. Ученые говорили на пресс-конференции о том,  что учреждение трясут уже несколько десятков лет, и ни разу не учитывали мнение коллектива. В 2004-м и 2008 годах передали комбинату «National-vin» музей - дегустационный центр. Потом «Город вина» получил земли, на которых располагались экспериментальные виноградники. «Мы обращались к президенту, премьеру и спикеру, но ни от кого не получили поддержки и ответа», - сказал директор.

Тасуют аграрную науку уже много лет. Плачевна участь бывшего всесоюзного НИИ биологических методов защиты растений, он лишился огромных участков земли и зданий. На базе бывших НИИ создали институт садоводства, виноградарства и пищевых технологий. У пищевиков отобрали здание на улице Пушкина. На фоне этой перетряски прикладной науки процветает академия, которая все прирастает структурами вплоть до своих лицея и вуза. Именно она администрирует финансирование всех научных исследований в аграрной сфере. Но что дала лояльная всем властям АНМ сельскому хозяйству и пищевой промышленности? Способна ли она представить стратегию реформы аграрной науки: на каких направлениях сосредоточиться с учетом резкого изменения климата, какие научные институты оставить, де искать финансирование? 

Уничтожить базовую аграрную отрасль, на которой издревле сложилась молдавская нация, оказалось очень легко. Виноделие, виноградарство, овощеводство, садоводство, консервное и прочее пищевое производство корчатся в муках. Бросившие землю крестьяне рассеялись по всему миру. Аграрии, оставшись без руля и без ветрил, то дружно бросаются выращивать клубнику, то начинают завозить издалека черенки экзотических ягодных кустов, соблазнившись баснями о грядущем высоком спросе… Чиновники-мародеры считают логичным уничтожение инфраструктуры сельского хозяйства: зачем наука стране, которая не может продать ни вина, ни яблок? В их глазах авторитет молдавских ученых, получающих мизерную зарплату, затмил авторитет зарубежных консультантов, которые берут заоблачные гонорары.

В научно-практическом институте садоводства, виноградарства и пищевых технологий считают, что с ними все как в известной басне про волка и ягненка: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…». Ученые сообщили, что готовы прибегнуть к акциям протеста, чтобы отстоять институт и его научную базу, сформированную за целый век.

Подготовила Василиса ФРУНЗЕ

 

Бумаков: «Борьба идет не за науку, а за землю»

Недовольство коллектива научно-практического института садоводства, виноградарства и пищевых технологий связано с тем, что власти намерены положить конец беспределу, который происходит в учреждении, считает бывший министр сельского хозяйства и пищевой промышленности, технический директор молдо-японского проекта увеличения производства продуктов питания 2KR Василе Бумаков.

В беседе с корреспондентом Инфотаг он рассказал, что среди членов руководства института идет борьба за землю, а научно-исследовательская работа попросту не ведется: «Что институт произвел за последние 20 лет, кроме воровства и скандалов? Будучи министром, я хотел уменьшить расходы и провести оптимизацию учреждения, так как у каждого из заместителей директора кабинеты по 50 кв. м, не говоря о заоблачных зарплатах. Оказалось, что часть земель института отдана под строительство домов для судей, прокуроров и адвокатов, и руководство с легкостью выиграло против меня суд, запретив оптимизацию».

По словам Бумакова, предприятие является банкротом, «а любой фермер, который связался с ним, имеет большие проблемы с качеством приобретенного посадочного материала»: «Сегодня институт является тормозом развития. Реформировать его нужно было гораздо раньше, так как научная деятельность руководителей превратилась в политическую. Что она представляет собой сегодня? Урожайность на опытных плантациях меньше, чем у самого плохого фермера. Проблема в том, что предприятие продолжают обворовывать, и борьба там не за науку, а за землю».

Комментарии (0) Добавить комментарии