Могилы многоразового использования
Изменения в действующий регламент деятельности кишиневских кладбищ, которые должен рассмотреть муниципальный совет, повергли в уныние многих жителей столицы. В первую очередь из-за того, что столичные власти намерены демонтировать все оградки, запретить устанавливать памятники, бетонные кресты, склепы и т.д.. «Молдавские ведомости» выяснили детали проекта и узнали, есть ли шансы у документа быть принятым муниципальным советом.
Мест для погребения на кладбищах Кишинева осталось совсем мало, не хватает средств для ухода за заброшенными могилами, поэтому местные чиновники начинают предпринимать практические шаги. Муниципальное предприятие «Бюро ритуальных услуг» предложило внести изменения в процесс захоронения и установку монументов на могилах, а также разработало проект, который должны обсудить в муниципальном совете.
«У нас есть два выхода: либо расширяться дальше, либо использовать повторно имеющуюся заброшенную территорию, - сказала директор МП «Бюро ритуальных услуг» Людмила Боцан в понедельник на заседании оперативных служб в мэрии.
Отметим, что повторное использование разрешалось и раньше по истечении семи лет после первого захоронения для родственников, либо по истечении 20 лет, если за могилой никто не ухаживает. Но было непонятно, что делать с установленными на этих могилах массивными памятниками и оградами. «Если мы будем повторно использовать землю, нужно обеспечить безопасность рабочих, - сказал Боцан. - Поэтому мы предложили убрать ограды и рекомендовать населению устанавливать небольшие памятники высотой не более 1,75 м, как это предусматривает постановление правительства от 1998 года. Их легко сносить».
Людям фактически хотят поставить ультиматум - до 1 мая они обязаны снести ограждение могил. В противном случае это сделают за них муниципальные службы. Но при этомточно не прописан механизм действий: люди сами снимать оградки не будут, это однозначно. Значит, снимут службы - и что дальше, сдадут на металлолом? Это очередная кормушка? Думается, населению не стоит надеяться на то, что комбинат после этого вернёт всем средства, потраченные на установку оград.
Еще одно нововведение оговаривает новый проект, о котором особо не говорят. Регламент, принятый в 2010 году, не предусматривает никаких штрафных санкций к тем людям, которые не уплачивают годовой сбор за содержание кладбищ, равный 120 леям за могилу. Теперь же они могут появиться в размере 10 процентов пени за несвоевременную плату за аренду. Таким образом, чиновники из сферы ритуальных услуг намерены бороться со злостными неплательщиками. Они не раз подчеркивали, что за услугу по содержанию могил платят лишь 10 процентов граждан, чьи родственники первой линии захоронены на кишиневских кладбищах.
Кстати, повторное захоронение - не изобретение наших чиновников. В большинстве западных стран повторное использование могил утверждено законодательно. «Кладбищенский период», например, в Париже равен пяти годам, а в Милане - 10-ти.
В Испании, если у родственников нет возможности оплачивать уход за участком, останки эксгумируют и помещают в контейнеры с именной табличкой. На бесплатных кладбищах заключается договор на десятилетний период, но при условии, что родственники следят за состоянием территории самостоятельно. Если это не делается - через 10 лет останки эксгумируют и сжигают. Но есть и платные кладбища: родственники арендуют участок за 10 тысяч евро на 10 лет. Соответственно, организация все это время следит за состоянием захоронений, а по истечении срока оказания услуг договор продлевают.
В Великобритании около 10 процентов кладбищ принадлежат благотворительным организациям и коммерческим предприятиям. В стране можно купить право захоронения на любом участке сроком от 50 до 100 лет. Также частные кладбища можно найти во Франции и в Латвии, где предоставляется масса услуг вплоть до наследования места захоронения.
Генпримар Дорин Киртоакэ, обратив внимание на то, как отреагировала общественность на данный проект, пошел на попятную. В понедельник на летучке в мэрии он сказал, что никто не будет снимать памятники и оградки, поэтому изменения в регламенте в этой части не примут в горсовете. Мэр сориентировался и перевёл стрелки, подчеркнув свои благие намерения: мол, общественность неправильно все поняла, местные власти вообще намерены бороться лишь с теми, кто устанавливает огромные памятники в 2-5 метров, прихватизируя окружающую землю, которая могла бы использоваться под новые захоронения.
Между тем, по словам Людмилы Боцан, решением правительства от 1998 года разрешена установка памятников не выше 1,75 метра. А те, кто намеревался поставить более высокий, должны были представить проект и разрешение. Однако мало кто соблюдает эти правила.
Муниципальные советники, которых опросила наша газета, говорят, что проект не пройдёт. Его даже не стоит обсуждать. По их мнению, это не что иное, как очередной отвлекающий манёвр генпримара от реальных проблем. Такой же, как wi-fiв троллейбусах и пр..
Насчёт памятников и оград столичным жителям можно не беспокоиться. Но есть большая проблема. Бюро ритуальных услуг нацелено на то, чтобы без спроса подхоранивать людей на расстоянии 30 см между могилами, а также обязать родственников использовать старые захоронения под новые по истечении семи лет.
Но так ли уж беден кладбищенский бизнес, чтобы идти на такие некрасивые меры?
Бюро ритуальных услуг в этом проекте обращает внимание и на свое бедственное положение. Но жалобы на то, что похоронные предприятия сталкиваются с большими финансовыми трудностями, кажутся странными: люди умирают постоянно, расценки растут. Похоронный бизнес всегда был прибыльным и таковым остается.
Вырисовывается интересная картина. Кладбища - муниципальная собственность. Содержать и убирать их полагается на деньги налогоплательщиков. А вот зарабатывают на кладбищах предприниматели. Как бы ни стонали чиновники, правда в том, что главным участником прибыльного похоронного бизнеса в Кишиневе является муниципальное бюро похоронных услуг, которое обслуживает за деньги. Услуги недешевы, кроме того, МП содержит, к примеру, магазин, в котором бойко идет торговля кладбищенскими аксессуарами по ценам, вдвое превышающим цены стихийных рынков при муниципальных кладбищах. Отметим также, что на кладбище «Святого Лазаря»(«Дойна») промышляет множество нелегальных мелких предпринимателей, они не проникают за его ворота пешком – приезжают на рабочем транспорте и работают весь день. Видимо, администрацию это устраивает. Отсюда и возникает первый вопрос: а что имеют от деятельности комбината кладбища?
Второй вопрос связан с границами ответственности муниципалитета. Из года в год на вопросы горожан о том, кто должен наводить порядок в отечественных некрополях, администрация кладбищ отвечает, что содержать захоронения в порядке и чистоте по закону обязаны их владельцы - родственники усопших. А куда тогда уходит ежегодный сбор за содержание могил, если мы должны содержать их за свой счет?
Годовая такса за обслуживание выросла в 2009 году с 6 до 120 лей. Администрация «Бюро ритуальных услуг» утверждает, что эти средства идут на вывоз мусора, ремонт дорог, установку и ремонт заборов и т.д.. Но каковы реальные затраты в сравнении с реальными доходами? Кто это проверит? О доходности этой сферы ходят легенды, а говорить о цифрах чиновники отказываются наотрез!
Ольга ЗЛАТАЯ
Новости по теме
- Вчера, 15:04
- 22.11, 15:55
- 21.11, 06:48
- 20.11, 16:20
- 20.11, 15:22
- 19.11, 18:04
- 18.11, 12:25
- 18.11, 10:46
- 16.11, 12:11
- 15.11, 17:00
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 15:04
- 22.11, 15:55
- 21.11, 06:48
- 20.11, 16:20
- 20.11, 15:22
- 19.11, 18:04
- 18.11, 12:25
- 18.11, 10:46
- 16.11, 12:11
- 15.11, 17:00
Mne by hotelosi sprositi etu vechnojivushchiu Liudmilu Botsan a pri chiom tut vysota pamiatnikov?
Vy chto, sobiraetesi sleduiushchee pokolenie horoniti po vertikali? I voobshche, chego-to eto Liudmila Botsan slishkom dolgo zaderjalasi na odnoi i toi je doljnosti, inoi raz kajetsia chto ona zaveduet ritualinymi uslugami s napoleonovskih vremion, i krome togo po natsistki unichtojaet evreiskoe kladbishche na Skulianke. (Nu konechno je ona skajet chto ono nahoditsia ne v eio iurisdiktsi, deskati ona upravliaet Armianskim kladbishchem, gde pokoiatsia "velikie" iz vseh nichtojestv zemli moldavskoi).
Hotelosi by byti v kurse, kogda eta svolochi sdohnet, na kakom kladbishche eio pohoroniat, hochu svesti tuda vseh bezdomnyh sobak Kishiniova chtoby na eio mogilu nasrali! A potom dojdusi poka Kirtoaka sdohnet...