Экономика

Молдаване устроили мастер-класс для Джорджа Сороса

27.02.2015, 06:00
{Молдаване устроили мастер-класс для Джорджа Сороса} Молдавские Ведомости

В стране целенаправленно спровоцирована валютная паника, позволившая обобрать граждан и бизнес, а инфляционные потери ещё впереди

 

В экономическую историю 16 сентября 1992 года вошло как «черная среда» Великобритании: фунт за один день тогда потерял 4,49 процента своей цены в долларах. И в Англии это было воспринято как беспрецедентное финансовое потрясение. Больше всех в результате такого обвала, как полагают финансовые аналитики, выиграл американский финансист Джордж Сорос. Сыграв тогда на понижении фунта, он за один день якобы заработал больше миллиарда долларов. Но несмотря на мировое признание классика финансовых спекуляций, он и в подмётки не годится доморощенным молдавским кукловодам. Ибо та многоходовая комбинация, которая в последние три месяца была разыграна в Молдове, да ещё и по всем фронтам, наверняка будет вписана в анналы истории. Это – открытый урок для всяких там чистоплюев, ставящих национальные интересы выше личных. В целом произошедшее демонстрирует то, как даже в самой бедной стране Европы можно обобрать собственный народ путем беспрецедентной по масштабам афёры с сальдо, которое в итоге оказалось куда похлеще британского.

 

В принципе на валютном рынке его участники зарабатывают на спреде – разнице между ценами продажи и покупки иностранной валюты. У нас чаще можно услышать, что на «марже». И в спокойные периоды, как правило, этот приварок составляет менее 0,3 процентов. Но учитывая, что годовой объём покупок только наличной иностранной валюты превышает в долларовом эквиваленте 3 миллиарда, валютным кассам это всё же гарантирует как минимум 10 миллионов долларов.

 

Разумеется, им хочется больше, и существенно. Именно поэтому валютный рынок целенаправленно периодически искусственно раскачивается. В частности, в январе этого года средняя маржа на долларах уже составляла 1,6 процента, а на евро – более двух. По остальным менее стабильным валютам она, разумеется, была намного больше: на румынском лее – 4 процента; российском рубле – 12,8; украинской гривне – 22,7 процентов. А в последние две недели на доллары и евро, наряду с их стремительным ростом к молдавскому лею, а затем падением, вообще достигала 20 процентов.

 

Президент нацбанка пытается списать происходившую до последнего времени вакханалию на внешние дестабилизирующие факторы, а начавшийся процесс стабилизации относит исключительно к своим заслугам. Но так ли это?

 

Валюта, как и любой другой ресурс, когда её  предлагают в избытке, дешевеет, когда в дефиците – дорожает. И главный фактор, формирующий уровень спроса и предложения, это соотношение экспорта и импорта. В прошлом году по сравнению с 2013 годом экспорт товаров, произведенных в Молдове, сократился на 5,6 процента, и его соотношение к импорту за минусом реэкспорта составило 1 к 3. Дефицит торгового баланса достиг 3 миллиардов долларов. И дефицит необходимо было чем-то покрывать. А тут ещё прямые иностранные инвестиции во внутреннюю экономику уменьшились почти на четверть.

Выходит, для Дрэгуцану это внешние факторы? Но ведь всё перечисленное является следствием рукотворного псевдореформирования, на поверку вылившегося в рост коррупции, сокращение количества рабочих мест в реальном секторе и так далее. Плюс к этому на 840 миллионов долларов или на 31 процент сократились поступления из валютных касс. И это хоть и при мизерном, но всё же росте официальных денежных переводов в адрес физических лиц. Впервые за ряд лет количество конвертированной валюты было меньше сумм официальных переводов в ноябре на 16,5 процентов, а в декабре – на 29,4 процента. Уже тогда и небезосновательно начало нарастать недоверие к лею.

 

Разумеется, намеченные министерством экономики на конец года 13,5 лея за доллар в этих условиях были уже нереальны. Но и наши махинаторы не спали, прорабатывая сценарий своей гипераферы, чтобы отжать по максимуму. Её целью стало не просто, как говорится, в лоб оторвать запредельный куш из финансовых закромов страны, а ещё и по полной нажиться на дестабилизации валютного рынка, в значительной мере спровоцированного этим воровством: вначале на обвальном курсе национальной валюты, а затем – и на её укреплении. 

 

К настоящему времени основная часть содеянного и всячески скрываемая, прежде всего, властью уже вылезла на поверхность. Таким образом, появилась возможность многое систематизировать и переоценить.

 

При этом необходимо учесть, что все леевые перечисления между коммерческими банками в нашей стране осуществляются исключительно через автоматизированную систему межбанковских платежей (АСМП) – структурное подразделение нацбанка. Именно поэтому НБМ первым получает информацию обо всех транзакциях. Кроме того, с 2007 года якобы действует закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, который предписывает сообщать компетентным органам о любых перечислениях, превышающих 500 тысяч лей. А те, в свою очередь, обязаны незамедлительно информировать органы уголовного преследования после возникновения разумных подозрений в отмывании денег.

 

Таким образом, стремление Дорина Дрэгуцану представить себя в качестве этакого радетеля за народное достояние, застигнутого врасплох некими аферистами, не более чем попытка прикрыться овечьей шкурой. Ибо лично он, безусловно, является главным и определяющим фигурантом всего содеянного. 

 

Сегодня уже известно, что именно нацбанк в ноябре перечислил «ВЕМ» 6 миллиардов лей, и он как раз «вовремя» вернулся под «опеку» государства, по суду ставшего владельцем пакета акций в 56 процентов. А тот, в свою очередь, незамедлительно через АСМП перечислил их «Banca Sociala». Свою долю через АСМП в «BS» влил и «Unibank». Если судить по его активам, то 31 октября они ещё составляли 8,2 миллиарда лей, а на 30 ноября уже только 3,4 миллиарда.

 

Пока нам, но, конечно, не нацбанку, неизвестно откуда пришли остальные 7 миллиардов лей. Тем не менее, в «BS» оказалось почти 18 миллиардов. Это легко может проверить любой желающий, зайдя на сайт банка. Там в открытом доступе в бухгалтерском балансе по строке «прочие активы» приводится сумма средств на 31 октября 2014 года - 61 миллион лей, которая взлетела до 17,85 миллиарда по состоянию на 28 ноября.

 

Для справки. Вся леевая денежная масса в Молдове в наличной и безналичной формах физических и юридических лиц в ноябре, так называемое М2, составляла 43,9 миллиарда лей.

 

И вот эти почти 18  миллиардов были вброшены, опять же через АСМП, на безналичный валютный рынок для закупки иностранной валюты, которая после конвертации была выведена из страны.

 

Разумеется, многие конкретные детали по-прежнему остаются закрытыми для общественности. Но уже ясно то, что Молдова лишилась миллиарда долларов валютных резервов и 6 миллиардов лей национального достояния: первые были разбазарены, а вторые внаглую похищены. Это общепризнанный факт. А поэтому всё это требует адекватных правовых оценок и изоляции всех подельников.

 

Кроме того, в стране целенаправленно спровоцирована валютная паника, позволившая непосредственно обобрать граждан и бизнес. Инфляционные потери ещё впереди.

 

И весь этот циничный грабёж продолжается с ноября! Общество буквально на ушах. Однако до сих пор властные структуры реально не пытались воспрепятствовать творимому произволу, периодически имитируя некую озабоченность, сдобренную разглагольствованиями о принципах и ценностях.

 

А ведь в любой другой стране Евросоюза, куда нас якобы ведут, уже давно бы начались посадки на нары, а по тем фигурантам, которые подались в бега, были бы поданы заявки в международный розыск.

 

Но это же там! А у нас не для того же правдами, а больше неправдами, захватывалась власть, чтобы как унтер-офицерская вдова высечь самим себя? Поэтому, если и привлекут впоследствии кого-то к ответственности, то, как и прежде, исключительно стрелочников и прочую мелкую сошку. А вот наши денежки, как народные, так и личные, мы однозначно уже никогда не увидим.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики, национальный институт экономических исследований, АНМ

Комментарии (0) Добавить комментарии