Политика

Молдавский парадокс: 40 процентов избирателей за унирю – но где же голоса, отданные унионистам на выборах?

02.12.2022, 08:43
{Молдавский парадокс: 40 процентов избирателей за унирю – но где же голоса, отданные унионистам на выборах?} Молдавские Ведомости

Каждый год 1 декабря унионисты Республики Молдова и Румынии по традиции горестно спрашивают друг друга: почему мы до сих пор не вместе? Молдавские сторонники объединения объясняют провал унионизма в Республике Молдова четырьмя причинами: партия-пионер объединения - ХДНП Юрие Рошки - управлялась ФСБ России; Киртоакэ и Гимпу - Плахотнюком; за Прутом сидят бездарные политики из AUR; смешные молдаване слишком сильно прикипели к своей государственности. Особенно много претензий у молдаван к коллегам по унионистской доктрине из Румынии: со старшего брата спрос всегда больше.

Для объединения одних политических заявлений недостаточно, но унионистские формирования Румынии используют риторику унири только для получения политического капитала, подтвердил подозрения румынский депутат Богдан Родяну в эфире Jurnal TV. Молдавские унионисты согласны с этим: идея объединения скомпрометирована на правом берегу Прута политическими лидерами, которые оказались недостаточно убедительны или заключали союзы, противоречащие главной цели.

Политики указывают на парадокс: хотя все больше граждан Молдовы объявляют себя унионистами в ходе опросов, на выборах за унионистские партии они не голосуют. Провалившийся не раз Октавиан Цыку отметил, что идея объединения скомпрометирована большим количеством унионистских партий, разделивших электорат.

«ХДНП была подразделением ФСБ, которое знало, как манипулировать идеей объединения и компрометировать ее, - цитирует IPN Октавиана Цыку. - Была еще одна попытка во времена Дорина Киртоакэ, но ЛП была скомпрометирована союзом с Плахотнюком. Кризис унионистских партий усугублялся их умножением, а после выборов 2021 года вмешался и фактор AUR, который окончательно поставил под угрозу наши шансы на прохождение в парламент, потому что мы не смогли заключить союз с этой партией. А главное - у молдаван за 30 лет выработалось чувство государственности».

Публицист Виталие Чобану пожаловался на то, что неспособность лидеров унионистов адаптироваться к новым реалиям подорвала идею объединения, которая из-за неспособности реализоваться в чистом виде превратилась в часть идеи евроинтеграции. 

«Лидеры, продвигавшие лозунг объединения, не убедили ни с моральной стороны, ни с точки зрения политической эффективности, они выступали с устаревшими посылами, которые уже не убеждали молодежь и интеллигенцию, - сказал Чобану. - Лидеры унионистов ассоциировались с политиками 90-х и не сумели приспособиться к новым временам. Унионистов среди электората много, некоторые опросы говорят о 35-40 процентах, но на последних выборах эти избиратели проголосовали за PAS и Майю Санду. У объединения есть реальная перспектива - но этому должны способствовать определенные внутренние и внешние факторы».

По-видимому, все должно произойти как в 1918 году, когда меньшинство штыками убедило большинство. В новых условиях возник еще и фактор Украины, отметил румынский депутат Богдан Родяну. По его словам, война создает предпосылки для сокращения европейского пути РМ.

«В Румынии было много унионистских формирований, которые стремились только получить электоральный балл и свели на нет это дело, - сказал Родяну. - Для объединения недостаточно делать заявления. Мы - новое поколение политиков, и нас интересует, как этого добиться реально. Больше не ставится вопрос, хотим мы его или нет. Да, хотим! Сейчас самое время ускорить этот процесс, потому что у нас всех одинаковые проблемы в области энергетики и безопасности. Европа меняет свою геостратегическую концепцию, ломается зависимость от России, и это мы можем делать только вместе. Настал момент для Молдовы нажать на акселератор. Надо сократить европейский путь».

Но желания горстки людей очень быстро улетучиваются, когда появляется перспектива получить деньги, преференции  конкретные прибыльные посты в госструктурах. Именно жадностью к деньгам, идущим из Румынии, нежеланием делить их объясняется неизменный уход молдавских сторонников объединения двух стран от реального объединения партий. Идея унионизма остается уделом маргиналов: те, кто пришли к власти, не намерены отдавать ее. Демонтировать государственность Молдовы и остаться без возможности разворовывать ее бюджет? Этот план молдавским унионистам не подходит.  

Ион СТОЙКА


 

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Какое обьединение? Вы что одурели? Вы не видите, что происходит в Румынии. Захотели Санду? Получили Бардак! И вот так всегда. Голосуем за одних, а получаем других. Все 30 лет один обман. Народ никогда не управлял своей страной. Управляли чужие народу люди. Хотите в Румынии? Из элитной нации желаете стать хвостом? Почитаете историю бассарабцев за 1918-1940 годы. Эти были годы ада. Потом захотите обратно, но не получится. Молдоване из за прута хотят обратно, но их загоняют в тюрьму. Нам надо обустроить самим свою страну и жизнь пойдёт иначе. Жить самостоятельно это счастье. Мне под 90 и знаю что говорю. Призываю семь раз подумать, а потом отрезать.

  • x

    Кто больше всего не хочет объединения с Румынией? Это - молдавская «элита»: псевдо-бизнесмены, псевдо-чиновники и псевдо-политики. Они прекрасно живут уже 30 лет в коррупционном болоте под названием Молдова. В Румынии существует хотя бы какое-то подобие правового государства и все структуры Евросоюза внимательно следят за тем, что там происходит. Поэтому « элита» никогда не откажется от своей сладкой жизни в своём недогосударстве.

  • x

    Униря станет реальна тогда, когда 1) Приднестровье утратит политическую субъектность. 2) Молдавские власти окажутся неспособны обслуживать внешние и внутренние долги государства перед заёмщиками. 3) Румынские элиты, занятые разборками между собой, вернутся к идее поглощения Бессарабии.
    Не берусь ванговать, но первые два условия вполне могут быть выполнены до 2025 года, поскольку им способствует война в Украине. (В 2025 году - очередные парламентские выборы).

  • x

    Объединения никогда не будет. У власти в Молдове полно от соxи до власти людей, которые ничего не знают и ничего хорошего делать не могут, но живут на славу, ездят за границу как чиновники, представляющие бедную страну. Захотят ли они объединиться с Румынией и оказаться на вторых, третьих или десятых ролях? Нет, не хотели бы. Они хотят оставаться у власти, быть важными и жить хорошо