История

Молдавский «Вий»

16.05.2014, 06:00
{Молдавский «Вий» } Молдавские Ведомости

В колхозе, возглавляемом Филатом, люди на почве голодухи обратились за помощью к Сатане

 

Мистический триллер под названием «Черная магия, или Свидание с дьяволом», созданный на киностудии «Молдова-фильм» почти четверть века назад, не был выпущен в широкий прокат. Зрители его практически не знают, зато в киношной среде вокруг фильма до сих пор ходит много слухов. Один из них подтвердил артист молдавского национального театра имени Еминеску Николае Дарий, снявшийся в роли оперуполномоченного. Своими воспоминаниями он поделился с корреспондентом «Молдавских ведомостей».

 

- Признаюсь откровенно, я этот фильм не видел. Для меня, как и для остальных актеров, период съемок был настоящим тайфуном. Никто из нас со сценарием Георге Маларчука не был знаком. Нас обували и одевали на ходу, спрашивая лишь  размеры. Соответствовали они или нет, никого не интересовало. Наскоро экипировали и тут же разъясняли, что нужно делать и что говорить.

 

Как я понял, речь шла о первых послевоенных годах, когда в одном из молдавских колхозов, возглавляемом неким отставником Филатом,  люди умирали с голоду, а вышестоящее начальство продолжало повышать планы, сдирая с крестьян последнюю шкуру. Подрабатывавший писарем у Филата  паренек Петруц находит на чердаке бывшего барского дома книгу по черной магии. Доведенные до отчаяния крестьяне решают прибегнуть написанным там рекомендациям.

 

Со сценарием фильма, повторю, я не был заранее ознакомлен. Съемки проходили в рекордные сроки без дублей. Артистов, приглашенных на роли, сразу же запускали на съемочную площадку без репетиций. Мне отвели роль оперуполномоченного, ответственного за выполнение плана сбора зерна, кукурузы, мяса и прочей сельхозпродукции.   

 

За два-три дня съемки с моим участием завершились. Они проходили в одном из сел Дубоссарского района на правом берегу Днестра. Не помню его названия, но знаю, что там снималось большинство фильмов нашей киностудии, связанных с историей Молдовы.

 

- Что запомнилось?

 

- Прежде всего, шутки Любомира Йорги, одного из моих самых любимых маэстро. Он поднимал нам дух как накануне, так и после съемок фильма, которые проходили, как я уже говорил, в сумасшедшем бешеном ритме. Это был удивительный человек. Я не был в то время знаком ни с автором сценария Георге Маларчуком, ни с режиссером Борисом Дуровым, ни с большинством артистов, принявших участие в съемках.

 

- В фильме много мистики и различных обрядов, в которых упоминается черт, есть обряды, связанные с его образом. Вы верите во все это?

- Я родился в молдавском селе на берегу Прута Унгенского района. С малых лет помню слово «блудить», которое часто повторяли взрослые. Позднее я осознал его смысл. Суть в том, что многие из нас неоднократно ходят кругами по одному и тому же пути в поисках пути истины. В конечном итоге, они разочарованно осознают, что ее не достигли. В каждом молдавском селе старожилы подтвердят, что это козни дьявола.

 

Отметим, что сельская тема для «Молдова-филм» была вообще магистральным сюжетом, а тему  послевоенной коллективизации молдавские кинематографисты вообще обойти не могли. Время накладывало свой отпечаток на каждый фильм. Режиссера Валериу Гажиу за «Горькие зёрна»  сначала удостоили премии молдавского комсомола, а потом осудили на бюро ЦК за неправильное отражение событий. Фильм по сценарию Маларчука носит на себе явный отпечаток начала 90-х – времени массового интереса к магии и всяческим экстрасенсам. Мы видим, как на почве голода и отчаяния в селе начинается настоящее массовое помешательство: крестьяне идут в лес  и вопят, призывая Сатану, а когда обряд не удается, насмерть забивают односельчанина и сжигают книги с чердака барского дома. Быть может, Маларчуку это казалось отражением безумия коллективизации, но в фильме получилось очень похоже на беснование толпы на улицах Кишинева, родившее поход волонтеров на Комрат и прочие безумства.   

 

В конце 80-х Георге Маларчук создал увлекся черной магией

 

На киностудии «Молдова-фильм» у Георге Маларчука была кличка «Мольерчук», вспоминает кинематографист Виктор Андон. Его первый сценарий был посвящен колхозу-миллионеру «Бируинца» в селе Кожушна. Первый полнометражный фильм по сценарию Маларчука «Последняя ночь в раю» был поставлен режиссером Александром Гордоном. Тот же тандем создал фильм «Сергей Лазо». По воспоминаниям Андона, Маларчук умело эксплуатировал тему Лазо: написал пьесу (кстати, и пьесу о Хае Лившиц тоже!), либретто для оперы, сценарий трехсерийного варианта фильма и даже детскую  книжку. Это не помешало писателю переориентироваться в конце 80-х и замести следы своего советского прошлого.

 

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Я благодарен участнику данной беседы и виновнику появления публикации. Знаете за что? За то , что он , своей дрожащей рукой торговца недоразвитым достоинством, наложил очередной мазок на картине сегодняшней "цивилизованной интеллигенции". Только походя, позволю себе отметить несуразицы типа председательство Филата, " .. спрашивали лишь размеры. Соответствовали они или нет, никого не интересовало" ( а зачем спрашивали?), "ходят кругами по одному и тому же пути", " Это не помешало .. замести следы своего советского прошлого". Что хотел сказать этот "интеллигент", который тогда, да ,наверное и сегодня, думал , что представляет честь и совесть народа? Полаю, что все это он делал и делает по привычке: тогда врал, а сегодня лжет своему возлюбленному зрителю.