История

Молдова при Бодюле-2

12.01.2018, 06:00
{Молдова при Бодюле-2} Молдавские Ведомости

Продолжаем публикацию наиболее интересных фрагментов воспоминаний из последней книги  «Дорогами жизни» Ивана Ивановича Бодюла, при котором за период его нахождения в должности первого секретаря ЦК Компартии Молдавской ССР в 1961-1980 годах отсталая аграрная страна добилась больших успехов в развитии своей экономики, обзавелась высокомеханизированным сельским хозяйством и современной промышленностью. 3 января нынешнего года исполнилось 100 лет со дня его рождения. 

(Окончание. Начало в № 46, 22 декабря 2017 года) 

Как МССР превратилась в цветущий край

К 60-м годам экономика колхозов и совхозов в МССР оставалась крайне слабой. Через 15 лет после войны, через более чем десять лет существования колхозов  в Правобережье коллективные хозяйства ни в один год не обеспечивали себя кормами для животноводства, мало что строили и крайне низко оплачивали труд колхозников, пишет Бодюл. В результате при наличии в сельской местности большого количества трудоспособных людей не хватало рабочих рук, хозяйства запаздывали с севом, плохо обрабатывали посевы, долго убирали урожай и допускали большие потери продукции. Трудно выполнялись государственные планы заготовок, не хватало хлеба и денег для оплаты труда, скот не обеспечивался кормами». 

Был ли Брежнев неравнодушен к Молдове?

Одной из причин застоя в сельской сфере, по мнению бывшего партийного руководителя республики, была нерешительность Леонида Ильича Брежнева, которого Москва направила в 1950 году в Молдавию.

«В связи с этими и другими чрезвычайными обстоятельствами Брежневу представлялась хорошая возможность смело ставить вопрос о серьезных нуждах республики, добиваться увеличения вложений в ее экономику, а также материального содействия центра в решении социальных проблем. Но он не воспользовался этими возможностями», - пишет Бодюл.

Автор книги дал свое объяснение: «Работа руководителей в то время оценивалась по рациональному использованию и освоению инвестиций и других материальных и финансовых ресурсов, по результатам отдачи от этих вложений, то есть по увеличению производства и росту экономики, по выполнению и перевыполнению планов и обязательств. Брежнев не стал рисковать и обременять себя высокими темпами развития народного хозяйства республики».

К подготовке основного документа такого развития – пятилетнего плана - отнеслись легковесно в кабинетах министерств и Госплана МССР, что, по мнению Бодюла, ничего хорошего для развития Молдавии не предвещало. При определении объемов капиталовложений Госплан и министерства исходили не из острейших нужд республики, а из возможностей освоения выделяемых ресурсов. К 50-м годам строительные организации Молдавии оставались крайне слабыми, они не в состоянии были освоить крупные капиталовложения. Вот по этой тесной одежке и определялся размер инвестиций. Министры боялись рисковать, ведь за срыв выполнения планов строительства критикуют, а то и снимают с работы,  пишет Бодюл, отметив, что при Брежневе в сельском хозяйстве Молдавии много делалось, но мало что получалось.

Иван Иванович рассказал о некоторых провальных экспериментах: «Без научно-технического обоснования и при полном отсутствии соответствующего практического опыта у местных селян Леонид Ильич решил внедрить на юге республики хлопок и цитрусовые. Со свойственным ему организационным размахом он в первый же год потребовал занять под хлопчатник большие площади, а также строить траншеи с трубами и батареями парового отопления и сажать в них лимоны.

Однако в условиях недостатка тепла и влаги хлопок на твердых почвах Молдавии рос хило и медленно, бутоны поздно завязывались, были малочисленны и до наступления заморозков не успевали созреть».

Несмотря на провал, Леонид Ильич в следующем году потребовал засеять хлопком еще большие площади. Весенние суховеи засыпали землей мелкие и хрупкие всходы хлопчатника. Пересеянный хлопок даже не завязал бутонов. Результаты второго года были еще плачевнее. То же произошло и с цитрусовыми. Лишь в некоторых траншеях вырастало по нескольку лимонов, которые из-за больших затрат на их выращивание, люди называли золотыми. К тому же зимой во многих хозяйствах цитрусовые деревца замерзали.

Республика еще не оправилась от засухи, не создала резервы хлеба и кормов, как на нее стали взваливать непомерно большие планы обязательных заготовок пшеницы, кукурузы, фуражных культур, подсолнечника, сахарной свеклы, мяса, молока, шерсти, фруктов, овощей, винограда – словом, все вплоть до тутового шелкопряда. Вся эта продукция поставлялась тогда государству по крайне низким ценам.

Бодюл считал, что Леонид Ильич, уже будучи генсеком, неблагосклонно относился к Молдавии: отмалчивался, когда речь заходила о какой-то помощи, и «никогда не был инициатором каких-либо предложений по нашей республике».

 

Республику поделили на зоны

После трех лет работы в ЦК Компартии Молдавии, где пришлось заниматься не только партийной и советской работой, но и сельским хозяйством, Бодюл убедился в необходимости перехода в аграрном секторе к принципиально новым организационным структурам хозяйствования и более совершенным экономическим отношениям.

Свои соображения и выводы Иван Иванович изложил в докладе, с которым выступил на пленуме ЦК КПМ в 1963 году. Были приняты и утверждены основные направления перспективного развития аграрного сектора и перерабатывающей промышленности. Намечались грандиозные изменения. Было предусмотрено создание четырех зон специализации и концентрации производства сельхозпродукции и перерабатывающей промышленности.

Хозяйствам севера с их глубокими и плодородными черноземами и более обильными осадками, с высокой плотностью населения было отдано предпочтение в производстве сахарной свеклы, табака, подсолнечника, молочного и мясного скота. На них возложили умеренные планы продажи государству фруктов и овощей. В северную зону вошли 11 районов.

На хозяйства центральной, кодровой зоны с сильно пересеченной местностью и смытыми, эродированными почвами возлагались большие объемы производства винограда, косточковых культур, табака и цельномолочной продукции для Кишинева. В эту зону вошли 8 районов.

Южную зону (Буджакскую степь) с деградированными почвами и малыми осадками решили специализировать на производстве засухоустойчивых культур: кукурузы, подсолнечника, южных сортов пшеницы, винограда и эфиромасличных культур. В эту зону вошли 8 районов.

В юго-восточной (приднестровской) зоне на орошаемых землях и плодородных поймах планировался основной объем производства овощей и большого количества фруктов для потребления в свежем виде и выпуска из них множества разнообразных консервов. Здесь же планировалось производить корма для молочного животноводства. В приднестровскую зону вошли также 8 районов. 

Межхозяйственная кооперация в СССР - родом из Молдовы

Бодюл рассказал о том, как возникла и развивалась в Молдавии межколхозная кооперация, опыт которой  потом распространился в других советских республиках: «Когда сумма денежных средств, направляемая на строительство, возросла и создалась возможность для сооружения более крупных объектов, в том числе социального назначения, оказалось, что без серьезных проектов и техники уже нельзя было обойтись. И председатели более крупных по инвестициям колхозов по своей воле и с одобрения колхозников и руководителей районов пошли на создание вначале межколхозных строительных бригад и отрядов, а вскоре и более крупных строительных объединений. Межхозяйственная производственная кооперация быстро утвердилась и распространилась в других отраслях сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности республики, а также в тех организация, которые создавали материальную базу культуры, народного образования и здравоохранения на селе, в строительстве индивидуальных домов колхозников».

Началась организация совхозов-техникумов, строительство межколхозных животноводческих комплексов. К 1963 году в республике уже функционировало более ста межколхозных формирований. С молдавского опыта пошла межхозяйственная кооперация по всему Союзу, о ней заговорила наука, ее стали изучать в аграрных вузах, техникумах и училищах. 

Российский рынок стимулировал развитие пищевой отрасли в республике

Бодюл на конкретных цифрах и примерах показал, что «огромный российский рынок сбыта активно стимулировал рост производства пищевой продукции в этом крае». До 60-70 годов в Молдавии работало лишь два небольших сахарных завода в Рыбнице и Бельцах, где производилось 11,8 тысяч тонн сахара. К 1980 году число новых крупных сахарных заводов достигло девяти, а производство сахара составляло 508 тысяч тонн.

Послевоенная консервная промышленность насчитывала лишь четыре консервных завода: три в Тираспольском районе и один в Дубоссарском. В Бендерах и в Кишиневе были небольшие консервные предприятия, расположенные в приспособленных помещениях. К 70-м годам была осуществлена кардинальная реконструкция старых заводов и возведены новые крупные консервные заводы в Каушанах, Новых Аненах, Григориополе, Каменке, Единцах, Унгенах, Калараше, Ниспоренах, Кантемире, Кагуле, организовано несколько специализированных консервных заводов по производству варенья, соков, джемов, детского питания и компотов. Производство консервов возросло с 317 миллионов банок в 1958 году до 1,74 миллиарда  в 1984 году.

Построив два крупных маслоэкстракционных завода – в Бельцах и Бендерах – республика стала полностью перерабатывать на месте весь заготавливаемый подсолнечник. Уже в 1970 году на этих заводах было произведено 154,7 тысячи тонн растительного масла. В винодельческой отрасли были значительно расширены и укомплектованы новыми емкостями и техникой прежние предприятия, построено более ста новых заводов. До принятия ошибочного постановления о борьбе с алкоголизмом и уничтожения части виноградников производилось 46  миллионов декалитров вина и 50 миллионов  декалитров виноматериалов.

Долгое время в Молдавии был лишь один мясокомбинат – в Кишиневе. Построили четыре новых мясокомбината, по одному в каждой агропромышленной зоне республики, новые молокозаводы с большими холодильными камерами и крупными сепараторами. В пищевой отрасли к 1980 году насчитывалось 213 предприятий и объединений, которые, начиная с 1965 года, полностью обеспечивали спрос, реализуя продукцию по крайне низким розничным ценам. 

Дунайские грезы

Бодюл понимал, что без оросительной системы добиться гарантированных хороших урожаев невозможно. До 1960 года в Молдавии действовала лишь одна Карагашская оросительная система, построенная государством в 30-х годах в Тираспольском районе. Ею орошались небольшие площади земли нескольких хозяйств. Некоторые хозяйства вблизи Днестра сами поливали с помощью простейших движков и небольших насосов клочки прибрежной земли.

Бодюл рассказал о создании системы орошаемого земледелия: «Началась эта масштабная и сложная работа с освоения обширных просторов пойм вдоль Днестра и Прута. Мы аргументированно изложили все союзному правительству в направленной ему записке. Алексей Николаевич Косыгин нас активно поддержал, и республике стали ежегодно выделять крупные инвестиции на осуществление мероприятий по мелиорации земель и строительству оросительных систем. За период с 1970 по 1980 годы в мелиорацию и орошение земель вложено 742 млн. рублей государственных инвестиций».

Министерство мелиорации и водного хозяйства республики силами своего крупного проектного института изучило водные ресурсы Молдавии и составило карту их освоения, строительства крупных оросительных систем вдоль рек 20 районов. В остальных районах были спроектированы и построены пруды и водоемы для сбора паводковых вод и стоков ливневых дождей, а также пробурены сотни скважин для орошения. Были организованы мелиоративные отряды оснащены новой техникой и укомплектованы специалистами. К 1980 году площадь орошаемых земель в Молдавии расширилась до 284 тысяч гектаров. На этих площадях, составлявших лишь 6 процентов пахотной земли, производилось 20 процентов всей валовой сельхозпродукции.

Молдову манил великий Дунай, пишет Бодюл. По Дунайской конвенции каждая придунайская страна имеет свою долю воды в Дунае и могла брать ее на орошение. Но Молдавия и Украина долгое время даже не знали об этой возможности. После 1970 года Иван Иванович с Семеном Кузьмичем Гроссу поехали в Джурджулешты посмотреть на Дунай и подыскать мест для строительства крупнейшей в республике оросительной системы с охватом многих земель юга. Развернулась большая стройка, предусматривалось сооружение магистрального канала от Джурджулешт через земли Вулканештского, Кагульского, Комратского, Кантемирского, Леовского и Котовского районов до Ниспорен, то есть с подачей воды снизу вверх против течения западных рек Молдавии.

От магистрального канала предусматривалось построить разводные каналы на землях Тараклийского, Чадыр-Лунгского и Чимишлийского районов. В местах пересечения малых рек было запроектировано создание водохранилищ для аккумуляции в них воды и орошения прилегающих книмземель.

«Строительство началось в1976 году, но велось недостаточно быстро, и до наступления не лучших для Молдавии времен успели обеспечить орошением водами Дуная лишь земли Вулканештского района, - пишет Бодюл. - Большой труд в обводнение засушливого юга Молдавии вложил В.Н.Олексич. Став в 1977 году министром мелиорации и водного хозяйства, он непосредственно участвовал в проектировании и строительстве Дунайской, Ялпугской, Тараклийской и других систем. В 1980 году министерство выполнило объем работ на один млрд. рублей. Каждый год объем работвозрастална200 млн. рублей. Если бы такими темпами росли мелиоративные работы и после 1980 года, в республике была бы создана гарантированнаябаза производства сельхозпродукции, не зависящая от капризов погоды».

фото:

Во время проезда Леонида Брежнева через Молдавию на кишиневском вокзале устроили для генсека ЦК КПСС выставку достижений народного хозяйства МССР. Рядом с Леонидом Ильичом его жена Виктория Петровна и внучка. Гидом выступает первый секретарь ЦК КПМ Иван Иванович Бодюл. 

Бодюл подарил на кишиневском вокзале Брежневу картину, на которой изображен генеральный секретарь ЦК КПСС. «Леониду Ильичу картина очень понравилась, он остался доволен», - вспоминал впоследствии автор снимка, известный фоторепортер Игорь Зенин. 

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии