Экономика

Налоговая и минфин не знают, сколько у нас налогоплательщиков

01.07.2017, 11:03
{Налоговая и минфин не знают, сколько у нас налогоплательщиков} Молдавские Ведомости

Налоговый кодекс заверяет, что органами, осуществляющими полномочия по налоговому администрированию, являются государственная налоговая служба, таможенные органы, службы сбора местных налогов и сборов, действующие в составе примэрий, и другие уполномоченные законом органы.

Так ли это на самом деле? Сколько у нас «и других уполномоченных органов» с полномочиями налогового администрирования? И сколько всего налогов (пошлин) и сборов платят ежегодно юридические и физические лица? 

Незаконное налогообложение на законном основании 

Согласно отчету минфина за 2016 год, всего налогов и сборов в национальный публичный бюджет было накоплено 42,5 миллиарда лей. В том числе таможенных сборов и налогов – 29,2 миллиарда лей, взносов в социальный бюджет – 10 миллиардов, в медицинские фонды – 3,2 миллиарда. Местные налоги и сборы составили 2,9 миллиарда лей. К другим ежегодным сборам, осуществляемым и другими уполномоченными законодательством органами, следует отнести:

- 1,5-2 миллиарда всевозможных официальных выплат контролирующим органам (всего 71) за платные услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам;

- 30,4 миллиона лей взносов на регулирование, взимаемых национальным агентством по регулированию с участников энергорынка;

- 21 миллион лей сборов и платежей, взимаемых национальной комиссией по финансовому рынку с участников рынка капитала;

- 22 миллионов лей сборов и платежей, взимаемые национальным агентством по регулированию в области электросвязи и информатики с участников рынка услуг связи и информатики;

3,5 миллиона лей сборов за лицензии, выдаваемые лицензионной палатой;

- неафишируемые суммы выплат за регистрацию и перерегистрацию в более чем 150 государственных регистров, которые секретно ведут министерства и ведомства.

Это далеко не полный перечень всевозможных сборов, а по сути - незаконное налогообложение на законном основании – на базе законов и постановлений парламента и правительства, которые в Налоговом кодексе значатся как «другие платежи», не относятся к категории обязательных платежей, но именуются налогами (пошлинами) и сборами.

Все это - помимо семи видов официальных госналогов и 17 местных видов налогов и сборов. Сколько их всего – никто не скажет, такой учет не ведется. А посему неизвестны и суммы, которые выплачиваются под маркой этих то ли законных, то ли незаконных налогов и сборов. Однозначно ясно только одно: их оплачивают юридические и физические лица, их в обязательном порядке включают в себестоимость и стоимость продукции и услуг. А товары и услуги реализуются через торговую сеть уже с неограниченной торговой надбавкой. 

Правительство перекроило закон как хотело, убрав пункт об уважительном отношении к налогоплательщикам 

Кто же главный исполнитель требований Налогового кодекса и ответственный за ошибки? По НК - государственная налоговая служба, орган публичной власти, наделенный полномочиями администрирования всех налогов, сборов и других платежей в пользу государства. Еще, конечно, министерство финансов, которое является центральным отраслевым органом публичного управления и должно разрабатывать и проводить единую политику государства в сфере публичных финансов. Минфин, в частности, отвечает за сбор доходов в национальный публичный бюджет.

В Налоговом кодексе для ГНС четко определены основные функции (статья 1324), полномочия (статья 133), права (статья 134) и обязанности (статья 136). Однако, по непонятным (но вполне объяснимым) причинам правительство своим постановлением утвердило положение о ГНС, в котором «потерялись» все обязанности, оговоренные НК. Целый ряд функций и полномочий изложены в искаженной редакции, не включены полномочия в области установления преступлений.

Легко понять, что само постановление правительства (и положение о ГНС) незаконно: правительство превысило свои полномочия, так как по закону о правительстве оно вправе издавать свои постановления только во исполнение требований закона. В НК содержаться все полномочия, функции, обязанности и права ГНС, и нет никаких указаний (да и необходимости такой нет) правительству издавать (принимать) постановление для утверждения положения о ГНС. Кодексом предписано только то, что правительство должно утверждать штатное расписание ГНС, а минфин - утверждать ее структуру. 

Правительство в лице минфина и ГНС по-своему трактуют Налоговый кодекс. В Налоговом кодексе предусмотрены права служащих в пределах их должностных обязанностей. В регламенте правительства, уже в искаженном виде, – только общие права без уточнения, что и как для каждого в пределах его должностных обязанностей. А это - превышение прав.

Убрали пункт об уважительном и корректном отношении к налогоплательщикам. Нет обязанностей вести учет налогоплательщиков и налоговых обязательств. Забыты обязанности рассматривать в установленном законом порядке письма, заявления и жалобы налогоплательщиков. Кодексом предусмотрено организовать конкурсы с поощрением налогоплательщиков, которые прямо или косвенно содействовали улучшению процесса налогового администрирования и/или увеличению поступлений в национальный публичный бюджет. Конкурсы должны проводиться в установленном правительством порядке – в регламенте этого уже нет. 

У ГНС больше нет своей позиции?            

Кодексом также предусмотрено, что ГНС должна разрабатывать проекты актов нормативного характера, касающихся администрирования доходов национального публичного бюджета, в том числе выражать официальную свою позицию. Она должна утверждаться приказом руководства ГНС, публиковаться на официальной веб-странице службы. И это «упущено».

Кодексом предусмотрено, что ГНС собирает, проверяет, обрабатывает и хранит налоговые данные и информацию только в соответствии с законом. В регламенте это также «упущено».

В регламент не включены функции установления преступлений, предусмотренных целым перечнем статей УК. А именно: за незаконное занятие предпринимательской деятельностью, за незаконное занятие финансовой деятельностью, за псевдопредпринимательство, за уклонение предприятий, учреждений, организаций и физических лиц от уплаты налогов, за умышленную несостоятельность, за фиктивную несостоятельность, за подлог бухгалтерских документов.

С юридической точки зрения, если есть предписания в НК, то регламент ГНС, утвержденный правительством, считается утратившим свою силу. Но об этом вам скажут только адвокаты, а не рядовые налогоплательщики, от них ГНС и налоговые инспекторы будут требовать его неукоснительное исполнения, доказывая свои права… но не обязанности. 

Сколько у нас налогоплательщиков? 

К чему все это уже привело?

В мае на портале ГНС был опубликован отчет за 2016 год. Точной даты публикации нет! В отчете, в том числе, указано, что в налоговом регистре ГНС на 31 декабря 2016 года значатся 371 941 налогоплательщик – юридическое лицо. И нет никаких данных об общем количестве налогоплательщиков - физических лиц. За дополнительной информацией я обратился к начальнику ГНС.

По данным регистрационной палаты у нас 171 050 юридических лиц. А по данным национального бюро статистики - еще и 446 751 крестьянское (фермерское) хозяйство. С учетом количества адвокатов, нотариусов и администраторов по несостоятельности – еще около 4,5 тысячи. И тогда общее количество лиц обладателей фискальных кодов, зарегистрированных в налоговом регистре (согласно статьям 162 и 164 НК) должно было быть не менее 622 тысяч. Не менее! И никак 372 тысяч, как указано в отчете ГНС.

И количество физических лиц, плательщиков подоходного налога, должно быть не менее 700 тысяч. Так как согласно информации НБС у нас 1,2 миллионов занятого населения, из которых получатели зарплаты 768 тысяч.

Всю эту информацию я указал в своем обращении руководству ГНС. При этом уточнил, что обращаюсь не как жалобщик, а по закону о доступе к информации: запрашиваемые информация, документы предоставляются заявителю с момента, когда они готовы к предоставлению.

И так как количество налогоплательщиков для ГНС всегда должно быть известно в режиме реального времени, я надеялся оперативно получить ответ. Однако прошел месяц, я трижды повторил запрос, а потом обратился за помощью в министерство финансов.

С опозданием ответили. Ответ подписала заместитель министра Вероника Врагалева. Ответ странный. На бланке минфина, подпись вроде замминистра, но ответ отправлен с электронного адреса ГНС – мне и копия Врагалевой. В письме нет запрашиваемой мной информации. Минфин, видимо, тоже не знает, сколько у нас налогоплательщиков – юридических и физических лиц.

Из завуалированного содержания письма смог выяснить, что за прошлый год отчитались только 42,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств и лиц, занимающихся профессиональной деятельностью. А ведь таковых должно быть не менее 509 тысяч! А именно: 59,3 тысяч индивидуальных предпринимателей. Только на 31 декабря 2016 года, по данным ГНС, было 17,5 тысячи обладателей патентов. Хотя в течение года 58 тысяч владельцев патенты были продлены (так сказано в отчете ГНС). Еще есть 3170 адвокатов и 317 нотариусов и 447 тысяч крестьянских хозяйств. 

Сколько не досчитались налогов 

Недочет количества налогоплательщиков - 484 тысяч или 95 процентов. А это, согласитесь, не регистр налогоплательщиков, который должны вести в ГНС и постоянно актуализировать.

Все эти нестыковки хотел выяснить с исполнителем полученного ответа, но никаких сведений об исполнителе нет. Позвонил по телефону отправителю письма и узнал, что такие сведения ГНС не раскрывает.

А ведь каждый из неучтенных налогоплательщиков, как минимум, должен был уплатить налогов по 10 тысяч лей. В таком случае в бюджеты не поступило минимум 4,8 миллиарда лей.

Вот она, теневая экономика, которая, по скромным расчетам НБС, составляет 24 процента от ВВП! То есть около 33 миллиардов лей в год. 

Сколько дает УК?  

Для налоговой за подобные деяния - не ведение надлежащим образом регистра налогоплательщиков, необеспечение в полном объеме поступлений в бюджеты и пр. - каких-либо наказаний в УК не предусмотрели. Преднамеренно? А ведь сумма недобора в бюджеты в десятки раз превышает положенные в особо крупном размере.

Теперь вы понимаете, почему я терпеливо выждал, пока бюрократы из минфина и налоговой официально ответят?

У меня все эти расчеты были, мне нужно было получить фактические доказательства. И мадам Врагалева их представила.

 Так как очень долго ГНС и минфин не отвечали, я обратился в генпрокуратуру, Антикоррупционный центр, послал копию правительству и минфину. Коротко объяснил ситуацию, представил и дополнительную, очень пикантную информацию.

Дело в том, что на портале ГНС есть налоговый счетчик, который якобы в режиме реального времени указывает поступления в национальный публичный бюджет. Наблюдая за показаниями этого счетчика в мае и июне, я зафиксировал несколько случаев, когда со счетчика за день «списывали» по миллиарду лей. И это не возврат НДС, осуществляемый, как правило, по взаимозачету. Предположительно это крупные махинации под видом возврата НДС фирмам-фантомам. 

Чиновники переели фруктов? 

Вам не кажется, что чиновники зажрались и забыли, кто они такие? Забыли, что получают свою зарплату из наших налогов и должны служить нам, налогоплательщикам?

Почему-то для налоговиков введены какие-то особенные условия труда. В 2014 году сообщили, что в налоговой будет не только перерыв на обед, но еще два на чай, кофе и фрукты с 8 до 9 утра и с половины третьего до половины четвертого. Итого три часа. Новый график одобрило руководство, сообщившее, что хочет, чтобы люди с удовольствием ходили на работу. Чай, кофе и фрукты – за счет бюджета. А налогоплательщики будут в это время стоять в очереди.

Начиная с этого года по решению правительства за «тяжелые условия работы» и несение постоянного груза забот о поступлении налогов в бюджет всем налоговым и таможенным работникам разрешено доплачивать ежемесячно по 0,8-1,5 средних зарплат по экономике. То есть по 4-8 тысяч лей. Для этих целей в бюджет-2017 предусмотрено дополнительно 254 миллиона лей.

Учителям смогли найти только по 100 лей, а эти особенные, но закононепослушные получают в среднем по 6 тысяч.

Неужели не будет на все это реакции генпрокуратуры, антикоррпционного центра и правительства. 

Думитру БАРБАЛАТ 

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Олухи-налоговики, во главе со своим начальником, который уже должен называться директором должны знать.

    В налоговом кодексе сказано.

    ГНС должна АНАЛИТИЧЕСКИ управлять Государственным налоговым регистром и делами налогоплательщиков.
    Поинтересуйтесь, то означает управлять аналитически.

  • x

    ГОСУДАРСТВО И НАЛОГОВЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ А СЛУЖБЕ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И ГРАЖДАН. ТАК КАК ОНИ СОДЕРЖАТ ЭТО СТАДО КЛЕПТОКРАТОВ. НО У НАС ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ. МОЛДОВА ВООБЩЕ НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ СТРАНА,КАК И ТЕ ЕЙ РУКОВОДИТ. РАЗОГНАТЬ НАДО БОЛЬШУЮ ПОЛОВИНУ МИНИСТЕРСТВ БЕЗ СОЗДАНИЯ НОВЫХ.ВОТ СЭКОНОМИЛИ БЫ.

  • x

    Надо учесть, что минфин самое многочисленное ведомство. Налоговая = 1892, таможня = 1520, аппарат минфина = 540 (25% от численности всех 16 министерств), фининспекция = 135. ИТОГО = 4087. В месяц получают - возьмем только по средней: 5300 + 4000 надбавка = 9000. В бюджете на 2017г. на минфин предусмотрено 1072 млн. лей. В том числе на персонал - 688 млн. По расчетам получается около 13 тыс/месяц на каждого гаврика. То есть как минимум в два раза больше чем средняя по экономике. За какие заслуги??? Только для того чтобы помалчивали, когда кто-то свой не платит налоги или свой без уплаты таможенных пошлин ввозит товар. Все в одной завязке. Коррумпированные начальники, родственники и налоговики с таможенниками. Которые все знают.