История

«А напоследок я скажу…»

05.12.2014, 06:00
{«А напоследок я скажу…»} Молдавские Ведомости

Рада Волшанинова, знаменитая советская исполнительница цыганских песен и романсов, актриса театра «Ромэн», представительница цыганской артистической династии, живет сегодня в американской Флориде. Журналист с молдавскими корнями Елена Черткова, также живущая в Майами, выяснила, что Рада исполняла джаз в знаменитом ансамбле Шико Аранова в Кишинёве и снималась в фильме Емила Лотяну «Табор уходит в небо». Об этих страницах своей жизни Рада обещала рассказать нашим читателям. А сегодня мы публикуем статью о прославленной певице из газеты «Наша Флорида».

Мама была танцовщицей цыганского хора в «Яре», и маленькой дочке часто приходилось оставаться одной. А как подогреть еду? Только на керосинке. Однажды огонь слишком высоко вспыхнул. И быть бы пожару, если бы не соседки по квартире -  вбежали на отчаянный детский крик и набросили на примус ватное одеяло. Что же, теперь нужно пойти керосину купить. А бидон большой; если взять в руки – чуть не в пол упирается. И несет его девочка, перекосившись плечиками на сторону, а соседи смотрят из окон: Козетта идет.

   Поздно приходила мама из «Яра», ой, поздно. Девочка, не дождавшись ее, засыпала, но чуток был сон – стоило ей услышать шелест платья, вдохнуть запах духов – и малышка столбиком садилась на постели. Сонную, тепленькую, мама нежно обнимала ее и протягивала конфеты –вот, сегодня угостили. Девочка ела конфеты, и глаза слипались от сладкого сна, а мама напевала:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Так пишет Рада Волшанинова в книге своих воспоминаний, а мы со Славой сидим и слушаем, радуясь ясному звонкому голосу певицы, любуясь ее светлой улыбкой.

   Когда она впервые вышла на сцену? В детстве. Смотрела из-за кулис, любовалась мамочкой. Стройной, зеленоглазой красавицей с копной пышных волос была Вера Золотарева. Вот она величаво начинает танец – каждое движение туго обтянуто волнующей музыкой. А когда под разгулявшуюся мелодию солистка забила плечами «мелким бисером», нагнувшись почти до пола, тут и выбежала маленькая Рада, сбросила туфельки и начала сыпать «примерчики», подсмотренные у плясуний. Заулыбались гитаристы, стараясь попасть в такт мелкому шагу малышки, заподхлопывали хоровые цыганки; завились на сцене два вихря – большой и маленький.

   С тех пор сцена стала затаенной мечтой. А жизнь не баловала; война, разлука с матерью. Работая корректором в издательстве, молоденькая Рада – как она говорит – нахально! – копирует популярную тогда Лолиту Торрес, русскими буквами записывает ее песни на слух, учит и поет, поет! Как-то девушка пела в гостях у дяди, Арсения Золотарева; он аккомпанировал на гитаре, уже и не отбиваясь от настойчивой племянницы, неустанно распевавшей свой испанский репертуар. Тут на огонек заглянул худрук ансамбля Волшаниновых Саид Усманов и пригласил девушку в свой коллектив. Большая это была семья – родители, дети, тетки, дядья, племянники и племянницы. Там и встретила Рада свою судьбу – Колю Волшанинова. Фамилия эта произошла от слова «волшба», волшебство, и молодая артистка становится настоящей волшебницей, обладательницей неповторимого дара. Своими учителями певица считает в первую очередь К. Шульженко, а потом уже Л. Торрес, но повторяет ли она их? – Нет, это преемственность, наложенная на самобытно яркий национальный талант. Мы все так или иначе бываем одухотворенными, но в редкие жизненные моменты. А вот артист перед выходом на сцену... дух его талантом накрахмален, по позвоночнику от волнения словно минеральные пузырьки бегут... нет – одному этого не вынести; и льется песня, и завязывается танец, и делится щедрая душа своим искусством, навсегда забирая наши сердца.

   Вот уже Рада и Николай – самостоятельный певческий дуэт, они снимаются в фильмах «Братья Карамазовы», «Табор уходит в небо», где играет и их старшая дочь Нелли. Второй раз они ждали сына – Коленьку, а родилась снова дочка. Ну, быть ей тогда Калинкой – решили родители. Очень многие артисты поступаются своим родительским долгом во славу карьеры – но не такова была чета Волшаниновых. Сколько неподписанных заграничных контрактов осталось за рамками их работы – ни одной детской болезни без мамочки! Зато выросли девочки красотой и талантом в родителей, а Калинка – мало того, что поет и танцует, она еще человек пишущий и одаренный       художник. На стенах Радиной гостиной не только картины и графика Калинки, но и удивительно талантливые работы внучки Дельфины. Вот такой глубоководный оказался талант: пронизал четыре поколения.

   - Рада, а было ли в вашей жизни что-нибудь чудесное...ну, к примеру, нагадали вам , и исполнилось?

   - Да, пожалуй, кое-что удивительное случилось. Мы должны были лететь на гастроли – я, Коля, наши музыканты, пародист Виктор Чистяков с супругой и еще одна балетная пара. А один из наших гитаристов, всегда тихий Юра Мухин, вдруг крепко повздорил с кем-то из музыкантов и вышел из самолета. Ну, и нам пришлось остаться – где так быстро найдешь замену? А тот самолет разбился... Нас же Бог уберег для чего-то.

   Да, наверное, для того, чтобы Рада и посейчас восхищала нас новыми гранями своего таланта – она пишет рассказы и стихи. Вот стихотворение, которое, пожалуй, можно считать девизом Рады Волшаниновой:

Эй вы, нехоженные мои дороги!

Златогривых коней запрягу,

Облака им брошу под ноги,

Брошу радугу на бегу!

Им вдогонку звенят песнопенья,

Им вдогонку звезд хороводы,

Им вдогонку мои сновиденья,

И смеются небесные своды.

Я мечты запрягаю в гривы,

И летят златогривые грезы...

Ветер кружит: будь счастливой,

Я дыханием высушу слезы.

 

 

Эстер АЛЕФ,(Елен а ЧЕРТКОВА)

 

От автора:

Слава – фотограф Слава Мелкумов

«Примерчики» - так таборные и хоровые плясуньи называли танцевальные «па» 

Козетта – бедная девочка, героиня романа Виктора Гюго «Отверженные»

 

 

Комментарии (0) Добавить комментарии