История

«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели»: почему нет памятника на могиле Волонтира

28.03.2025, 17:43
{«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели»: почему нет памятника на могиле Волонтира} Молдавские Ведомости

После того, как экс-президент Владимир Воронин показал фото заброшенной могилы Михая Волонтира с покосившимся деревянным крестом, вновь возник вопрос о том, почему через десять лет после смерти актера до сих пор нет надгробного памятника на Центральном (Армянском) кладбище Кишинева. 

В международный день театра 27 марта Майя Санду побывала в бельцком национальном театре имени Василе Александри – том самом, который когда-то был создан хлопотами Волонтира, неоднократно ездившего для этого в Москву. Президент посмотрела спектакль «Задание на дом» по роману Николае Дабижи и напомнила бельчанам, что этот день – день 107-й годовщины объединения Бессарабии с Румынией. Она также сообщила о присвоении почетного звания «Мастер искусств» актрисам Ирине Цэруш и Алле Русу-Блынду, хореографу Ирине Форманюк. Про Михая Волонтира не вспомнила. 

Почему памятник почетному гражданину Кишинева и Бельц, кавалеру ордена Республики, лауреату Государственной премии Молдавской ССР (1976 год, за роль в фильме «Дмитрий Кантемир»), командору румынского ордена «За заслуги перед культурой» не поставила семья актера? По закону ни министерство культуры, ни примэрия Бельц делать это не обязаны. Неужели родственники спокойно смотрят на заросшую сорняками могилу?   

Вдова Ефросинья Добындэ-Волонтир неоднократно выражала убежденность в том, что создателю бельцкого театра памятник должны установить на бюджетные средства. Видимо, того же мнения и дочь Стелла, консул в посольстве Молдовы в Испании. Возможно, убогая нищенская могила - это их месть всем нам за то, что мы не разделили с ними трагедию последних дней их мужа и отца. 

Памятную доску на доме №34 по улице Индепенденцей, где жил актер, открыли 22 мая 2018 года без особых торжеств. Членов семьи и представителей театра не было. Вдова заявляла, что доска ей не нравится: якобы текст видно плохо, есть ошибки. Она изначально была против установки. К слову, не проявила интереса к теме увековечения памяти «главного цыгана СССР» и община ромов.    

Михай Волонтир был в числе тех, кто продвигал в парламенте-90 националистические нарративы, но в новые времена ему не повезло. Если прошлое Виеру, Дабижи и Хадыркэ с их стихами про Ленина замылилось и забылось – Волонтир для всех остался советским десантником из фильма «В зоне особого внимания» и российским князем Дмитрием Кантемиром. Правда, в 2000 году он был назван «Лучшим актером XX века в молдавском кино». Но жить приходилось в нищете. Волонтир замкнулся и выходил на контакт только по вопросам лечения. Помощь ему оказывало правительство Москвы. Менее известно то, что еще раньше, в 70-х, актеру неоднократно помогал Владимир Высоцкий.   

Одной из главных причин того, что Волонтир не влился в тусовку русофобов новой волны, был его тяжелый характер, множество обид и претензий к новой власти. Актер ненавидел советское прошлое – но считал, что в настоящем должны быть те же льготные условия для творчества, которые были у актеров до 1991 года. И искренне недоумевал – почему не дают денег? 

В ток-шоу программы «Прямой эфир» на канале РТР журналист Борис Корчевников так рассказал о последних днях Волонтира: «Прячется от всех и не дает интервью... О его диагнозе – диабет - большинство не знали. Болезнь дала осложнения на глаза. Операции не помогали, денег на лечение не хватало... Ради спасения зрения Волонтиру пришлось забыть о самой главной страсти - охоте. Он даже продал свой старинный винчестер. Он плакал от отчаяния, когда расставался с оружием... А его жена Ефросинья Добындэ никого не пускает к мужу». 

Молдавский журналист Леонид Рябков подтвердил в студии, что Будулай закрылся от всех «не сегодня, не вчера»: «Это длится на протяжении, по крайней мере, лет десяти, как мы знакомы. Я тоже не вхож в дом. Но мне хоть изредка удается с ним пообщаться. Чаще всего натыкаешься на отказ или на жену, которая всячески старается его оградить от журналистов, от общества». 

Рябков рассказал, что актер был «в ужасном состоянии», за несколько лет перенес девять операций, и это не считая диабета и онкологии. Его нелюдимость была связана не только с его болезнями: Волонтир мечтал снять фильм-притчу «Странник» по собственному сценарию и попробовать себя в режиссуре. Он так и не понял, что деньги на некоммерческое кино давала только Советская власть. 

Алексей Никульников, сыгравший в фильме «Цыган» сына героини, рассказал, что в последний раз встречался с Волонтиром на юбилее Клары Лучко в московском доме кино: «Мы подошли к микрофону и спели ей «Нас не нужно жалеть» из фильма «Цыган»... Зал рыдал!». Наверное, слова этой песни оказались пророческими. 

Не стоит жалеть актера, который и сам никого не жалел, стал унионистом и русофобом, повернулся спиной к своей аудитории. Мы не знаем, было ли десантнику Андрею Волентиру стыдно за это, когда его оперировали на пожертвования российских кинозрителей в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. 

Крах СССР был крахом актерской карьеры Волонтира. Его театр влачил жалкое существование. Даже сейчас, когда спектакль посетила Майя Санду, зрители сидели в зале в верхней одежде: помещение не отапливается. Молодежь и не знает, что театр начинается с вешалки. 

81-летний Волонтир скончался в ночь на 14 сентября 2015 года в республиканской клинической больнице. Как кавалера ордена Республики его похоронили на Армянском кладбище, были воинские почести и трехдневный национальный траур. Мэр Кишинева Дорин Киртоакэ выразил намерение переименовать одну из улиц в честь актера. Не сделали даже этой малости. Зато соболезнование выразил союз десантников России – актера по пятам преследовало прошлое, от которого он при жизни был бы рад отказаться.     

Олег ВОЛКОВ

Комментарии (0) Добавить комментарии