Закон

Наш человек в Гаване будет торговать пылесосами

11.12.2015, 06:00
{Наш человек в Гаване будет торговать пылесосами} Молдавские Ведомости

СИБ требует новых полномочий и новых льгот для секретных агентов

На этой неделе стало ясно, что яркие  художественные постановки СИБа 2014-2015 года были нужны этой службе в шкурных интересах. Все это время проталкивался закон, по которому полномочия службы информации и безопасности будут расширены, а сотрудники получат крупные льготы, распределение которых в принципе невозможно проконтролировать. До этого глава СИБ Михай Балан уже требовал нового здания для своей конторы на том основании, что старое уж очень близко расположено к посольству России, которое, видимо, может, открыв окно, услышать, о чем говорят на секретных совещаниях СИБ. Этот номер у папы Дана Балана не прошел, а сейчас выяснилось, что всех тотально прослушивает как раз сам Балан-старший. 

 

Контора сказочников: деньги под мифы про белого бычка

С некоторых пор служба информации и безопасности проявляет чудеса бдительности. Летом прошлого года выследил «подпольную экстремистскую организацию» жителей Комрата, якобы готовивших акции по подрыву государственного строя к годовщине подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Молниеносно проведенное следствие – и суд дает «экстремистам-подпольщикам» по пять лет условно - как за кражу коровы. И это – по статьям УК РМ «оказание поддержки иностранным секретным службам в террористических целях» и «подготовка к организации незаконного военизированного формирования».

СИБ отказался от комментариев, за него трудится в социальных сетях и на телевидении Ион Ляху, в прошлом - начальник управления КГБ, занимавшийся посадками в тюрьмы верующих староверов и баптистов и тайно ненавидевший Москву, что выяснилось только сейчас. Тогдашний башкан Гагаузии Михаил Формузал назвал комратское дело «сказками про белого бычка».

А СИБ уже искал доказательства подрывной деятельности этнических группировок в Бельцах: якобы создаются отряды, которые будут разжигать внутренние конфлик­ты в интересах,  разумеется, России. 26 ноября задержали банду с музыкально-художественным уклоном, которая намеревалась захватить в Кишиневе филармонию, музей истории и археологии, дворец республики, театр оперы и балета, а также магазин «UNIC», последний, видимо, с намерением разжиться балалайками. Политический аналитик Валерий Осталеп на страницах «Молдавских ведомостей» обвинил СИБ в фальсификациях.

Ясно, к чему СИБ готовил общественное мнение. В недрах парламента продвигали два проекта: о национальной службе информации и о внесении изменений и дополнений в закон о статусе офицера информации и безопасности. Эксперт центра анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК) Виорел Пырван заявил на пресс-конференции в IPN, что, проанализировав  проекты с точки зрения прав человека, он пришел к выводу, что они повлекут новые расходы бюджета. 

 

Каждому спецагенту – право на пособие в 360 тысяч лей

Эксперт ЦАПК сообщил, что инициативы не только затратны, но еще и противоречат судебной практике и некоторым решениям КС: «Проектом закона о национальной службе информации устанавливаются пособия для людей, которые конфиденциально работают и сотрудничают с СИБ. В случае смерти этих лиц предусмотрена выплата пособия в размере 60 месячных окладов - 360 000 лей».

Поскольку агент тайный, проверить, был ли у Молдовы «свой человек в Гаване», смогут лишь лица, допущенные к этой строго конфиденциальной информации, а проще говоря – никто. Не получится ли как в известном романе Грэма Грина, где МИ-6 завербовала торговца пылесосами, а он посылал в Лондон чертежи этих бытовых приборов, выдавая за «секретные ядерные разработки»?

 

С женой и детьми – в семейную командировку…  

Проект о внесении изменений и дополнений в закон №170-XVI от 19 июля 2007 года о статусе офицера информации и безопасности также затратный: «Для выплаты пособий с целью укрепления здоровья сотрудников или офицеров информации и безопасности сделаны некоторые оценочные расчеты, это примерно четыре миллиона лей в год. На оплату командировочных предоставляется ежемесячное пособие в шесть тысяч лей, а на каждого члена семьи - по 650 лей».

Отметим, что у СИБ есть своя привилегированная поликлиника. Она устояла под напором международных организаций, требовавших закрыть  ведомственную медицину, существование которой противоречит принципу равного доступа к медицинским услугам всех застрахованных лиц. Эксперт ЦАПК указал на процедурные нарушения: КС установил, что  «любое изменение или поправка, которая предполагает бюджетные расходы, должны быть согласованы с правительством». Но СИБ постеснялся представить правительству свои выкладки.

По мнению Виорела Пырвана, есть у проектов и другие уязвимые места. Так, устанавливается компетенция СИБ в реализации мероприятий по предупреждению, выявлению и констатации некоторых преступлений, таких, как организация незаконной миграции, которые негативно отражаются на имидже государства на международном уровне. Но не дается определение понятию «негативное влияние на имидж государства на международном уровне», а такого преступления в Уголовном кодексе нет.

 

… В академию наук и еще 16 структур с хорошими зарплатами  

О каких семейных командировках с командировочными говорилось в проекте? Это стало ясно из письма директора Михая Балана и.о. премьер-министра Георге Бреге, появившегося на сайте СИБ. Только не думайте, что речь идет о внедрении агентуры в группировки, торгующие наркотиками или людьми. Балан предлагает откомандировать своих оперов в 17 наиболее важных государственных структур и предприятий с целью организовать «мероприятия по предупреждению, противодействию утечке и контролю информации особой важности или составляющей государственную тайну».

Балан указывает, что подобного рода командировки - полностью в русле закона. В  списке учреждений - НБМ, минфин, главная государственная налоговая инспекция, «Moldtelecom», «Moldovagaz», пограничная полиция, национальное агентство по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве, национальная компания медицинского страхования, национальный центр по борьбе с коррупцией, генеральный инспекторат полиции, бюро по миграции и беженцам, минтранс, НАРЭ и даже академии наук.

Очевидно, что очередь желающих отправиться в такие командировки будет длинная. Работать под прикрытием, выпытывая страшные тайны министерства строительства и НКМС, офицеры СИБ, очевидно, будут с женами и детьми, получая зарплаты и командировочные, а также льготы по двум местам работы одновременно. А если «агент» попадет под машину - семья получит «похоронные» в 360 тысяч лей.

СИБ отмечает, что и прежде отправлял такие запросы, однако руководители госучреждений были против либо предлагали…  внедрить спецагентов без права доступа к информации и права ее распространения.

 

Монополия на право перехвата телефонных разговоров

Работникам СИБ и внедряться-то никуда не надо. Еще в 2007 году возникла идея наделить службу монопольным правом прослушивания телефонных разговоров, отняв эту возможность у МВД, центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, таможни и прокуратуры. Коммунисты объяснили, что технические параметры оборудования операторов телекоммуникационных услуг позволяют подключить к сети один-единственный контрольный орган, к тому же на всех и финансов не хватит. Парламент одобрил покупку оборудования, которое позволяло установить местонахожение звонящего.

Оппозиция предупреждала: СИБ будет подслушивать всех, поскольку никто не сможет проникнуть в его здание с целью проверки. Так и вышло. В 2009 году ЕСПЧ вынес решение по делу Иордаке, в котором критиковал нашу систему прослушки, указывая, что в законодательстве нет четкого определения преступлений, по подозрению в которых допустим перехват, а также субъектов перехвата, сроков и требований при прослушивании. Кроме того, не предусмотрено обязательное информирование судей о результатах прослушивания: судья проверяет факт перехвата, но он не в курсе того, что происходит после него.

После вынесения решения ЕСПЧ тогдашний министр юстиции, нынешний глава КС Александру Тэнасе на встрече с представителями публичных учреждений и операторов фиксированной и мобильной телефонной связи высказал озабоченность тем, что «свыше 98 процентов запросов о проведении прослушивания телефонных разговоров, подаваемых следственными органами, удовлетворяются, что абсолютно ненормально: разрешается все, что просит следственный орган». Тэнасе также отметил: «Следственные органы имеют сегодня доступ к "интерфейсу А", что означает полное прослушивание любого телефонного разговора даже без уведомления об этом оператора». Тогдашний генеральный директор компании «Moldcell» Кирилл Габурич выразил коллективное желание операторов: «Хотим, чтобы процесс расследования некоторых дел следственными органами был прозрачным, чтобы абоненты не теряли доверия к нашим услугам». Намерения были благие. Но прошло шесть лет, а рекомендация ЕСПЧ не выполнена.

На это указали эксперты центра юридических ресурсов Молдовы, обнародовавшие аналитическое исследование системы перехвата телефонных разговоров. Их совет - регламентировать хранение и использование записей, ведь их можно обнародовать, что и произошло, например, по делу налоговиков. Нужно также предусмотреть запрет перехвата разговора между адвокатом и клиентом, который составляет профессиональную тайну. Законом не оговорено, что прослушивание – это исключение из правил, что к нему можно прибегать лишь тогда, когда невозможно использовать другие методы.

После ухода коммунистов объем «прослушки» вырос на 60 процентов

Еще ЕСПЧ отметил, что в Молдове перехват используется «слишком часто». Но вот к власти пришли евроинтеграторы, и нас стали прослушивать еще чаще.

«В 2012 году были внесены изменения в УПК, ограничили список правонарушений, по которым допускается прослушивание разговоров, - отметил юрист центра юридических ресурсов Молдовы Василе Грибинча. - Но этот список впоследствии был дополнен в 2013-м и в 2014 годах. Были определены субъекты, которые могут быть прослушаны: не только лица, которые подозреваются в совершении преступлений, имея статус подозреваемого или обвиняемого, а также незнакомые лица и жертвы. Был уточнен срок прослушивания: не более шести месяцев… за исключением случаев, когда появляются новые обстоятельства. Но какие это обстоятельства? Прослушивание ограничивали уголовными делами, были внесены и другие изменения, которые усложняют возможность перехвата разговоров. Однако эти новации не дали ожидаемого результата».

Грибинча привел статистику департамента судебного администрирования: в 2009 году было зарегистрировано 3848 запросов на прослушивание телефонных разговоров, в 2014 году - 5952 запросов, что на 60 процентов больше! Уровень авторизации запросов также очень высокий и колеблется от года к году между 97-98 процентами: то есть только 15 запросов из 100 отклоняются. Для сравнения: в 2009 году в Австрии было выдано 19 разрешений на перехват телефонных разговоров, в Норвегии в 2012 году - 24 разрешения.

 

Можно ли ознакомиться с результатами перехвата ваших разговоров

Юрист ЦЮРМ Сорина Макринич коснулась других аспектов, которые не были прояснены после вступления в силу изменений в УПК: «Например, предусмотрено право лица, чьи разговоры прослушивают, ознакомиться с перехваченными материалами у судьи по уголовному преследованию. Однако у судьи хранятся только те фрагменты перехваченного разговора, которые имеют отношение к делу. К другой части перехвата подозреваемый или обвиняемый не имеет доступа, что вызывает сомнения касательно обеспечения права на защиту. Бывает, что судья по уголовному преследованию решает, что перехват был сделан с нарушением закона, прав человека. Добытые доказательства не могут быть использованы в других уголовных делах. В этих случаях человека не предупреждают, закон не предусматривает этого».

Сорина Макринич добавила, что, согласно  проекту закона об экстремизме, СИБ может прослушивать телефонные разговоры не только в случае, когда речь идет о подозрении в совершении уголовных преступлений. Этот факт также вызывает недоумение.

ЦЮРМ рекомендует представителю правительства в ЕСПЧ представить план мероприятий по реализации постановления ЕСПЧ от 2009 года, а Высшую судебную палату - анализ судебной практики в области применения положений законодательства о мерах перехвата телефонных переговоров. Предлагается также проверить каждую судебную инстанцию на предмет хранения перехваченных разговоров. Юрист ЦЮРМ Павел Греку сообщил, что анализ с изложенными предложениями и замечаниями будет представлен Комитету министров Совета Европы.

 

«Мандат безопасности» нужен безразмерный

В годы правления проевропейской коалиции для защиты частной жизни граждан ничего не было сделано. В прошлом году парламент принял закон о противодействии экстремистской деятельности, предложенный группой депутатов-евроинтеграторов, и это увеличило полномочия СИБ. Служба получила «мандат безопасности» - право временного блокирования веб-сайтов, прослушивания телефонных разговоров, ведения аудио- и видеонаблюдения.  

Сейчас СИБ требует новых полномочий и новых льгот, оправдываясь тем, что ситуация с безопасностью в мире осложнилась. Однако где гарантия того, что СМБ действительно будет охотиться за террористами, а не за законопослушными гражданами? И в состоянии ли служба в принципе это делать в «захваченной» стране? Постоянные жалобы СИБ наводят на мысль, что реальные хозяева страны не считаются с государственной службой. Ведь возможности тех, кто управляет страной, позволяют внедриться куда угодно и проконтролировать кого угодно без обременительной необходимости хотя бы формально придерживаться буквы закона.  

Александр Казанский

Комментарии (0) Добавить комментарии