Наш паровоз вперед летит: компенсация потерь жертвам репрессий превратилась в мошеннический аттракцион
На
последнем заседании правительства утвержден проект решения о выделении из
госбюджета-2015 год 16 695 972 лей компенсаций реабилитированным жертвам политических
репрессий советских времен. Всего получателей 164. На официальном сайте правительства этой
информации нет - власть скрывает от общественности объемы этих трат. Вспомним,
что и бюджет, где заложены эти расходы, был принят нетранспарентно под «честное
слово» правительства. Объяснение простое: деньги разворовываются.
Всего на эти цели в бюджете-2015 предусмотрено 22,7
миллиона лей - на два миллиона больше, чем в прошлом. Как тратятся деньги?
Как выяснила в прошлом году Счетная палата, существуют преступные схемы вывода из госказны компенсаций несуществующих потерь. На законе о компенсациях жертвам политических репрессий кто только ни наживался - специальные комиссии, примары, судьи, фирмы по недвижимости и бесчестные наследники. Аудиторы потрясены особой наглостью, с какой ежегодно выводятся из казны сотни миллионов якобы в целях реализации закона «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого парламентом в конце 1992 года. СП узнала, что в 2008-2013 годах в Кишиневе и четырех районах деньги раздавались с многочисленными злоупотреблениями.
Еще в 2006 году была создана специальная правительственная комиссия по проблемам жертв политических репрессий, а в двух муниципиях и 32 районах страны - ее территориальные отделения. Деятельность «комиссий боли» стала прибыльным бизнесом. Проверка выявила лидера - Рышканский район. Там, как было отмечено в докладе СП, в 95 процентах случаев стоимость конфискованного 75 лет назад имущества депортированных оценивалась по «своим» меркам. «Чемпион» - житель села Пыржота, который составил список претензий из 130 пунктов, перечислив потери родственника и требуя возмещения. Начав со скромных 899,9 тысячи лей, он увеличил сумму претензий до 1,466 миллиона.
«На трех страницах представлен список имущества, отобранного у депортированной в 1940 году семьи, - рассказал с возмущением Серафим Урекян. – 180 тарелок китайского фарфора, десятки фужеров из хрусталя, серебряных вилок, ножей и т.д..».
Если 75 лет назад молдавский крестьянин ел мамалыгу на антикварных тарелках, запивая ее вином из хрустальных фужеров и пользуясь серебряными столовыми приборами – не стащил ли он все это из барской усадьбы? И не должны ли компенсировать в таком случае убытки помещику?
Список потерь, зачитанный Урекяном, просто поражает: 400 кило повидла, соленых помидоров и огурцов, отара из ста овец, которые все должны были вот-вот объягниться, десятки свиней весом по 200 кило каждая, 150-метровый забор из досок толщиной в 5 сантиметров… Все эти данные, как выявили аудиторы, основывались на воспоминании трех жителей села. На заседании СП были представлены видеокадры бесед аудиторов со «свидетелями» депортаций. Столетняя крестьянка считает, что в Сибирь ее семью вывезли в 1939 году. Ее ровесник говорит, что их выслали 22 июня 1941 года. Третий по счету столетний старец-свидетель вообще отказался общаться. Компенсация, которую востребовали наследники на основании этих свидетельств у государства, составила около полутора миллионов лей.
Подобные факты абыли выявлены в каждом из четырех районов, где провели аудит. Суммы компенсаций астрономические. Такая же ситуация и в других регионах. Примары, засвидетельствовавшие своей подписью стоимость конфискованного имущества по ходатайству «комиссий боли», оправдывались тем, что подписывали «автоматически», не вчитываясь в смысл документов. В результате только в Бричанском районе незаконно выплачено 3,4 миллиона лей компенсаций.
В каждом третьем случае без представления документов были незаконно выданы суммы свыше 4 миллионов лей. К примеру, в Дурлештах кадастр по просьбе местного жителя, желающего получить компенсацию за отобранную у родственников недвижимость, оценил стоимость активов в полмиллиона лей на основании показаний одного свидетеля, который даже приблизительно не смог указать площадь дома. Но в суды комиссиями не подано ни единой апелляции по фактам нарушения законов при оформлении и выдаче документов.
Аудит показал, что некоторые члены комиссий помогают в судах родственникам репрессированных выбить из государства как можно больше денег. Им помогают жалостливые судьи. Так, в Дондюшанах судья присудил 5 миллионов лей местному жителю за конфискованное 70 лет назад имущество его родственников. Позднее сумма была увеличена вдвое – прибавили стоимость конфискованной землю, грубо нарушив закон.
Компетентные органы, получив отчет Счетной палаты, так и не
отреагировали. Бизнес на крови и трагической истории продолжается.
Николай МЕНЮК
Новости по теме
- Сегодня, 09:42
- Сегодня, 08:15
- Сегодня, 06:31
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 09:42
- Сегодня, 08:15
- Сегодня, 06:31
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
В Молдове в массовом масштабе произведена фальсификация персональных данных.
Поэтому все компенсации получат клоны.
А кто определит в денежном эквиваленте человеческие потери родственникам замученных пытками в кишиневских подвалах Сигуранцы, или установит цену расстрелянных в румынских застенках по доносам молдаван украинских, русских, белорусских и иных невинных жертв режима Антонеску ?? Думаю молдавоши должны отвечать за своих плебейских предков - фашистских стукачей и втихую исполнителей !!
Всех 164 этих румынских полицаев, старост и примаров-приматов надо было еще в 1940-е внести в списки получения бесплатного свинца! И не было бы тогда мороки у молдаванских властей !!
Символический, позорный и унизительный факт. Наверное не я один убедился, что на первых местах в списках грабителей государственного бюджета следует разместить Счетную палату, которая ничего народу полезного не приносит кроме участия в грабежах.
Моя мама была репрессирована,как жертва репрессий ничего не получила.Отказали! Типа фонды закончились Умерла в возрасте 54 лет в 1994 году.