Закон

Не клянись. Зачем наши законодатели плодят этические кодексы

07.01.2017, 10:12
{Не клянись. Зачем наши законодатели плодят этические кодексы } Молдавские Ведомости

В последние годы появилась мода - разрабатывать и утверждать всевозможные профессиональные деонтологические и/или этики кодексы.

Их разработали уже 16: к
одекс этики и  деонтологии полицейского (постановление правительства №481/2006), кодекс деонтологии пограничного полицейского (приказ пограничного департамента №500/2013), кодекс этики и поведения таможенного сотрудника (постановление правительства №1161/2016), кодекс этики (деонтологический) медработника и фармацевта (утвержден приказом минздрава), кодекс этики специалистов службы государственного надзора за общественным здоровьем (приказ минздрава №896/2011), кодекс деонтологии адвоката (утвержден коллегией адвокатов в 2002 году), кодекс  этики медиатора (решение совета по медиации №1/2008), кодекс этики параюриста (приказ нацсовета по юридической помощи №16/2014), кодекс этики советника по пробации (постановление правительства №210/2013), кодекс этики и профессионального поведения судей (утвержден общим собранием судей в 2015 году), кодекс профессиональной этики педагогических работников (утвержден приказом минобразования №861/2015), кодекс поведения налогового служащего (утвержден приказом ГГНИ в 2012 году), кодекса этики внутреннего аудита (приказ минфина №74/2014), кодекс этики Счетной палаты (не аудитора! Постановление СП №50/2013), кодекс деонтологии журналиста (утвержден на собрании 84 ассоциациями масс-медия в 2011 году). На подходе закон о кодексе этики и поведении депутата парламента. 

Откуда появилась потребность в деонтологических или этических кодексах? И зачем они, если приняты: закон о деятельности полиции и статусе полицейского (№320/2012), закон о пограничной полиции (№283/2011), таможенный кодекс (№1149/2000), закон о врачебной деятельности (№264/2005), закон о фармацевтической деятельности (№ 456/1993), закон о государственном надзоре за общественным здоровьем (№10/2009), закон об адвокатуре (№1260/2002), закон о медиации (№134/2007), закон о юридической помощи, гарантируемой государством (№198/2007), закон о пробации №8/2008), закон о судоустройстве (№514/1995), закон о статусе судьи (№544/1995) и закон об отборе, оценке деятельности и карьере судей (№154/2012), налоговый кодекс (№1163/1997), Таможенный кодекс (№1149/2000), закон о государственном внутреннем финансовом контроле (№229/2010), закон о Счетной палате (№261/2008), закон о регламенте парламента (№797/1996) и закон о статусе депутата парламента (№39/1994), кодекс об образовании (№152/2014), в которых ровным счетом ничего не сказано о необходимости принятия кем-то кодексов этики и/или деонтологии. 

Что вообще это значит - этика и деонтология? И почему одни кодексы утверждены законами, другие постановлениями правительства, третьи – ведомственными приказами? 

Этика - это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Деонтология (деонтологическая этика) - это учение о проблемах морали и нравственности как раздел этики. При вынесении оценки совершённому действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определённым правилам. Иногда её называют этикой долга либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга. Термин ввел в обиход английский философ Джереми Бентам (Jeremy Bentham; 1748–1832) в книге "Деонтология, или наука о морали". Деонтология несколько противопоставлялась этике: если этику понимали как институт изучения правильного поведения в обществе, то деонтологию - как личное поведение индивидуума.

Классическим примером профессионального кодекса этики по праву считается клятва Гиппократа, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача, а также общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать врачом.

Сегодня существует предостаточное количество документов по врачебной этике и медицинской деонтологии.

Это Декларация Всемирной медицинской ассоциации, принятая в 1949 году и ориентированная на выпускников медвузов - клятва врача, которая содержит ряд положений типа: «Я буду выполнять свой профессиональный долг честно и с достоинством» или  «Я не позволю из соображений религии, национальности, расы, политических убеждений или социального происхождения помешать выполнению моего долга и стать между мной и моим пациентом».

Это и международный кодекс медицинской этики, принятый Генеральной Ассамблеей ВМА в 1948 году - документ, определяющий критерии неэтичности в поведении медицинского работника, а также обязанности врача по отношению к больному и друг к другу. Декларация о независимости и профессиональной свободе врача принята той же ВМА в 1986 году и определяет приоритеты его профессиональной независимости: всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача. В декларации провозглашается независимость врача при исполнении профессиональных обязанностей. Речь идет не о вопросах административной подчиненности, а, прежде всего, о свободе принятия решений относительно пользы больного - тактики и схемы лечения, применения тех или иных методов, всего, что во благо больного. Наконец, Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей принята 39-й Всемирной медицинской ассамблеей (Мадрид, Испания, октябрь 1987 года).

При такой развитой международной практике и притом, что наши молодые врачи приносят клятву врача, притом, что у нас есть кодекс этики и деонтологии врача и фармацевтического работника, - зачем еще и кодекс? Ведь со времен Гиппократа почти ничего нового в этом деле не изобрели. Разве что в девяти этических принципах Гиппократа нет ничего относительно платы врачу! Между тем в Международном кодексе медицинской этики сказано, что, принимая профессиональные решения, врач (а значит - и медицина в целом!) должен исходить из соображений блага для пациента, а не из собственных материальных интересов.

Хотя наша медицина бесплатна - за каждого из нас кто-то платит: или сам пациент приобретает полис, или платит работодатель, или плата идет через прямые бюджетные трансферты. Однако лишь на днях с пафосом было объявлено, что у одного из заместителей премьера состоялось расширенное совещание по поводу обсуждения новой редакции кодекса этики и деонтологии врача и фармацевтического работника. Но в чем причина недовольства существующим кодексом и почему надо его принимать в новой редакции, а не дополнять? И это еще одна болезнь – в законодательство внести свои прихоти, отменяя действующие положения и принимая другие, в новой редакции. Так проще продвигать свои «идеи», чтоб никто или мало кто смог бы разобраться на момент обсуждения и принятия. А затем уже будет поздно. 

О ряде моментов, касающихся общих (законных) правил принятия нормативных документов правительством и министерствами.

Согласно закону (№317/2003) о нормативных актах правительства, центральных (министерств) и местных органов власти, нормативные акты указанных органов должны соответствовать положениям Конституции и законов, а также постановлениям правительства. Пределы их регулирования, устанавливаются законами, по каждому конкретному случаю. Ссылка на противоречащие законодательству нормативные акты этих органов не допускается. Для осуществления своих конституционных полномочий правительство, центральные и местные органы власти могут издавать нормативные акты (постановления, приказы нормативного характера, положения, инструкции, правила, решения, распоряжения и другие аналогичные акты) только в соответствии с предписаниями законодательства.

Во всех наших законах, в том числе перечисленных в начале статьи, даже не упоминается термин «деонтология» и кодексы этики или деонтологии. Таким образом, все они, мягко говоря, вне рамок законодательства. В лучшем случае подобные кодексы могли бы существовать на уровне отдельных коллективов, объединений, корпораций (больниц, например), но не как законы или нормативные документы, утверждаемые парламентом, правительством или министерствами и ведомствами.

И еще одно принципиальное замечание. Во всех перечисленных кодексах этики и деонтологии в той или иной мере, предусмотрены определенные требования и обязательства, несовместимости и пр.. Но не предусмотрен механизм надзора и контроля за исполнением требований, нет структур надзора за их соблюдением. Только в нескольких случаях предусмотрено создание советов по этике или служб внутренней безопасности. А ведь все это сводит на нет все усилия.

Во всех кодексах этики и деонтологии одним из основных разделов являются этические принципы и нормы поведения, которые повторяют то, что предусмотрено действующими законами.

Во всех кодексах в заключительной части имеется ни к чему не обязывающая констатация о том, что нарушившие стандарты поведения понесут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Особенно странно это выглядит в кодексах этики судей, полицейских и адвокатов. В кодексе этики для адвокатов (единственном!) предусмотрено: нужно присматривать друг за другом и в случае чего предупреждать коллегу. А в кодексе налогового работника прописано, что его нарушение может (?) привести к законным последствиям (?) с негативными эффектами (?) касательно карьеры. Как строго!

Кодекс этики судей предусматривает, что ответственность за его внедрение несет Высший совет магистратуры. А почему, в том числе не руководители судов, которые лучше видят, что делают судьи?

Итак, выводы.

Все действующие кодексы этики и/или деонтологии незаконны, так как ни одним законом их существование не предусмотрено.

Содержание всех кодексов по большей части повторяет истины, прописанные в законах.

Во всех кодексах (за редким исключением) отсутствуют механизмы отслеживания соблюдения их требований.

Очевидно, что правительство и парламент должны рассмотреть вопрос о кодексах этики/деонтологии: тиражировать подобные сочинения – значит только компрометировать понятие законности. 

А при рассмотрении и внесении каких-либо предложений не мешает вспомнить: все главное уже сказано в десяти заповедях Ветхого Завета. Кстати, там же указано: не клянись!

Думитру БАРБАЛАТ 

Десять Заповедей Ветхого Завета 
(Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21)

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий. 
7. Не прелюбодействуй. 
8. Не укради 
9. Не лжесвидетельствуй. 
10. Не пожелай ничего чужого.
 

Девять этических принципов (обязательств) клятвы Гиппократа:

·        обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

·        принцип непричинения вреда;

·        обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

·        принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

·        принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

·        принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

·        обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

·        обязательство личного совершенствования;

·        врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Г-н Барбалат! А Вы знаете, что одним из самых неработающих молдавских законов является Закон №105 о защите прав потребителей. Он абсолютно не работает на потребителя в случае, если судебный иск по долгам физических лиц инициировал монополист "Термоэлектрика", "Апэ-канал", Юнион Феноса" или кто-то другой. Судьи никак не реагируют на отсутствие договоров и массу других значений, компрометирующих монополиста в деле неправедного исполнения своих обязанностей. Ещё никому на сегодняшний день не удалось выиграть суд у "Термоэлектрика". Как Вы можете объяснить этот "феномен"?

  • x

    Согласно части (1) статьи 12 Закона № 544 «о статусе судьи» Перед вступлением в должность судья обязан принести присягу следующего содержания: “Клянусь соблюдать Конституцию и законы страны, права и свободы человека, выполнять свои обязанности честно, добросовестно и беспристрастно”.
    О том, что собой в действительности представляет наша судебная власть, можно узнать на сайте http://moldvul.blogspot.md/ Бог шельму метит (2).
    Почему же подонки, называемые у нас судьями, не несут ответственность за свои преступления? Да потому что, в этом заинтересованы наши политики. Поэтому, до тех пор, пока мы будем голосовать за проходимцев, оправдывая себя тем, что мы выбираем меньшее из зол, ничего не изменится.

  • x

    Позиция автора о незаконности упомянутых кодексов этики и/или деонтологии ошибочна, поскольку в перечисленных выше законодательных актах так или иначе предусматривается обязанность соответствующего работника отрасли/сектора строго соблюдать упомянутые кодексы, нарушение которых влечет дисциплинарную, административную или иную ответственность.
    Кроме того,согласно п.а) ч.(2) ст.9 Трудового кодекса(ТК) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные индивидуальным трудовым договором(ИТД). В свою очередь, положения п.g) ч.(9) ст.49 ТК уточняют, что в ИТД включаются права и обязанности работника, в том числе относительно соблюдения им существующих норм этики и/или деонтологии.
    В том же контексте, ст. 201 ТК предписывает, что дисциплина труда представляет собой обязанность всех работников подчиняться определенным правилам поведения, установленным в соответствии с настоящим кодексом, другими нормативными актами
    (к которым относятся указанные кодексы), коллективными соглашениями, коллективными и ИТД, а также нормативными актами на уровне предприятия, в том числе правилами внутреннего распорядка предприятия.
    Нарушение дисциплины труда (ст.201 ТК) - влечет дисциплинарную и материальную ответственность согласно ст.206 - 210 и ст.333 - 347 ТК.