Спорт

Незавидная жизнь «академиков»

27.11.2015, 06:00
{Незавидная жизнь «академиков»} Молдавские Ведомости

Академическая гребля – особый вид спорта, ведь именно в этой дисциплине была завоевана первая золотая олимпийская медаль для нашей республики. Случилось это еще в 1980 году на Играх в Москве. Тогда тираспольчанка Лариса Попова в паре с представительницей Белоруссии Еленой Хлопцевой поднялась на высшую ступень пьедестала почета. И очень символично, что олимпийская чемпионка Лариса Попова теперь поднимает свой родной вид спорта из сложного состояния, в котором он оказался.

 

- Лариса, уже более 15 лет вы являетесь президентом федерации академической гребли РМ. Как говорится, оно вам надо? Ведь у вас с мужем был семейный бизнес, вы занимались сельским хозяйством.

- А до этого был еще и винный бизнес. Только вот вести грамотно бизнес у нас очень и очень сложно. В академическую греблю нас тянуло постоянно. И когда мы в конце 90-х завершили свою предпринимательскую карьеру, чем заняться - вопрос не стоял.

 

- Понятно, вы вернулись в греблю. И в каком состоянии ее нашли?

 - В плачевном. Как и в советские времена, она развивается, по сути, только в Тирасполе и Бендерах. Были какие-то попытки открыть базу в Сороках, но не вышло.  

 

- На ваш взгляд, почему академическая гребля не приживается на этой стороне Днестра?

- Трудный вопрос. Как мне кажется, дело в традициях. Еще в 60-х энтузиасты, тираспольчане Василий Петрович Манушев и мой первый тренер Юрий Александрович Вилков привезли из РСФСР первый инвентарь для «академиков». С тех пор все и началось. Приднестровье воспитало нескольких призеров чемпионатов СССР.

 

- Можно ли создать такие же традиции и здесь?

- Ничего невозможного нет. Но есть масса трудностей. Как мне видится, главная проблема – отсутствие в Молдове мало-мальских специалистов по этому виду спорта. Их, конечно можно привезти. Но возникает другая сложность – оплата труда и жилье. Денег – нет. Зато есть языковой барьер. Несколько лет назад я выступила с инициативой перед руководством спортивного лицея об открытии отделения академической гребли. Идея была встречена на ура. Но сели, подумали, прикинули и уперлись в стену вышеназванных проблем.

 

- Получается, что академическая гребля – мертвый вид спорта в РМ?

 - Ну не совсем… Еще раз напомню, в Приднестровье на базах занимается порядка 200 спортсменов под руководством 19 тренеров. Именно в такой компании ежегодно мы и проводим национальный чемпионат, по итогам которого определяется сборная страны для участия в чемпионатах мира и Европы.

 

- Оказывают ли помощь спортивные ведомства РМ и министерство спорта?

 - Ну что вы, какая помощь. В прошлом году с огромных трудом мне удалось выбить деньги, чтобы отправить наших юношей на чемпионат Европы в Бельгию. Да и то средства мы получили лишь на дорогу туда и обратно. А проживание и питание из уважения ко мне организаторы взяли на себя. Что касается экипировки - собирали деньги с родителей ребят, чтобы можно было пошить форму с надписью «MOLDOVA», а до этого я делала это за свой личный счет. Абсурд. Мы едем представлять страну на чемпионат Европы, полностью команда из приднестровских ребят, а нам даже средств на форму не выделяют. Хоть это могли бы сделать и преподнести как способ сближения двух берегов Днестра. 

 

- В чем причина такого отношения со стороны министерства?

- Говорят – не даем результата. Именно такой ответ я получила в начале года, обратившись за деньгами в министерство спорта. А я хочу спросить: о каком результате можно говорить, если вы нас никак не поддерживаете? Без должной подготовки наши ребята почти регулярно на европейских и мировых первенствах попадают в десятку лучших. Разве это не результат? Но для наших чинушей, видимо нет. Единственный, кто нам старается помогать, – это президент федерации гребли на байдарках и каноэ, он же и президент НОК Николай Журавский. Вот перед последним европейским чемпионатом он организовал нам сборы.

 

- Вы, наверняка, знаете, что недавно сборную стране по гребле на байдарках и каноэ возглавил партнер Журавского по сборной СССР Виктор Ренейский. И ему нашлось где жить и языковый барьер как-то не встал, человек к нам приехал из благополучной, до недавних времен, Франции. Может, и вам стоит продумать нечто подобное, тем более, что с Журавским вы коллеги и друзья?

 - Да я думала об этом. Только вот Николай «толкает» родную греблю на байдарках. Делает он это уже несколько лет и довольно успешно. Я знаю, что, обратись я к нему, он равнодушным не останется. Только вот сейчас у меня совести и внутреннего воспитания не хватит к нему подойти, особенно в свете финансовых сложностей к подготовке к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Может, после Игр уже заведем такой разговор, чтобы совместными усилиями что-либо сделать перед Играми 2020 года в Токио.

Вот такая она настойчивая и неутомимая – наш президент федерации академической гребли, наша первая олимпийская чемпионка Лариса Попова, у которой душа болит за свой родной вид спорта. И что-то подсказывает, что у нее все получится, и на гребных каналах еще прозвучит гимн Молдовы в честь наших «академиков».

Виталий ШУТИКОВ

Комментарии (0) Добавить комментарии