Закон

Никакие законы и стратегии не мешают отмывать деньги

07.04.2022, 12:32
{Никакие законы и стратегии не мешают отмывать деньги } Молдавские Ведомости

Вечная тема - взятки, коррупция и отмывание денег...  В 2017 году был принят закон №308/2017 о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Соответствующие функции отпочковали от антикоррупционного центра и создали самостоятельную службу по борьбе отмыванием денег.

В 2022 году штатное расписание службы - 25,5 единиц средняя оплата «труда» по борьбе с отмыванием денег – 26 750 лей в месяц.

Согласно закону 308 определены так называемые отчетные единицы, при содействии которых предположительно отмываются деньги (статья 4).

Согласно статье 15 назначены структуры/органы с функциями надзора за отчетными единицами.

Регулирование, надзор и контроль порядка исполнения отчетными единицами требований закона 308 предписано обеспечивать: НБМ, национальной комиссии по финансовому рынку, нотариальной палате, союзу адвокатов, министерству финансов, государственной пробирной палате, национальному агентству по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий и службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег.

В соответствии с требованиями закона правительство еще в 2017 году обязано было внести соответствующие дополнения в правительственные нормативные акты и предложить парламенту дополнения в действующие законы. По сей день эти требования правительствами Филипа, Санду, Кику, Чокой и Гаврилица не исполнены и в регламенты органов с функциями надзора за отчетными единицами не внесены обязательства по надзору.

В ноябре 2020 года перечень отчетных единиц (в статье 4) был дополнен всеми публичными органами и государственными предприятиями. Однако забыли дополнить статью 15 и хотя бы на бумаге уполномочить кого-либо надзирать уже и за соответствующими госструктурами и госпредприятиями.

Сама служба борьбы с отмыванием денег ответственна за надзор только за агентами по недвижимости; лизинговыми юридическими лицами; физическими и юридическими лицами, которые реализуют товары свыше 200 тысяч лей. Таким образом, отсутствует какой-либо комплексный надзор за отмыванием денег. Потому как до настоящего время другим «ответственным» за надзор за отчетными единицами еще не успели вписать соответствующие обязанности в положениях.

Обращаем внимание, что дополнение закона 308 было в ноябре 2020 года, когда как бы существовала служба ответственная за отмыванием денег. Но заключение по проекту закона от службы для парламента не потребовалось. 

Конторы изобрели. Из бюджета предусмотрены и тратят на их содержание публичные финансы, налоги налогоплательщиков. Однако ждать эффекта - как с козла молока. 

Нет никакого эффекта и оттак называемых национальных стратегий по предупреждению и отмыванию денег начиная с 2007 года. Субъектам кражи века 2014 года эти стратегии и планы не помешали.

В отчете службы по предупреждению и отмыванию денег по итогам 2020 года сообщается, что от надзорных органов, согласно закону №308/2017, были получены сообщения по 1 670 388 случаям. В том числе по 1 262 993 операциям с наличными и 406 346 случаям ограниченных операций. В отчете нет конкретных данных о полученных сообщениях с рисками от каждого по отдельности органа с функциями надзора за отчетными единицами. И никакой информации о результатах рассмотрения этих сообщений службой – они якобы секретны. Для кого секрет? Для тех, кто продолжают осуществлять незаконные транзакции? Уже под прикрытием органов по надзору за службой по отмыванию денег? 

Несмотря на то, что соответствующая служба была создана в 2018 году, рассмотрение уголовных дел об отмывании денег, согласно статье 269 уголовно-процессуального кодекса, все еще прерогатива антикоррупционного центра. Что говорит о том, что уголовные дела об отмывании денег, после 2018 года, никто не рассматривает.

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии