Политика

Николай Дудогло: «Чтобы объединить Гагаузию, нужно просто поделиться властью»

28.10.2014, 06:00
{Николай Дудогло:  «Чтобы объединить Гагаузию, нужно просто поделиться властью»} Молдавские Ведомости

Каков в Гагаузии рейтинг Партии коммунистов, Либерально-демократической и Демократической партий, партии социалистов Игоря Додона и партии «Патрия» во главе с Ренато Усатым? Лидер движения «Новая Гагаузия»,  Комратский мэр Николай Дудогло 24 октября на заседании международного пресс-клуба «Социальный резонанс» откровенно ответил на самые острые вопросы политической жизни.

 

- Самую активную предвыборную кампанию в регионе ведет ДПМ. Рейтинг ПКРМ резко пикирует. Появление новых партий – ПСРМ Додона и команды Усатого - показало, что даже у старшего поколения меняются предпочтения. Трудно прогнозировать, но явного фаворита, какой была ПКРМ, пока нет. Избиратели выберут ту партию, которая убедит их в том, что она близка гагаузам и может многое сделать в регионе.

 

Лидеры гонки в Гагаузии – ДПМ, ПКРМ, ПСРМ и «Патрия». Демократы в парламенте могут набрать 20-22 мандата.

 

- Как складываются отношения в треугольнике Дудогло-Константинов- Формузал?

 

- У меня в Гагаузии нет врагов - есть оппоненты. Но время проходит, и они меняются.

 

Формузал как лидер Партии регионов  вместе с лидером социал-демократической партии Виктором Шелиным создали избирательный блок, но в Гагаузии такой союз многие не воспринимают. Идет к концу второй башканский мандат Формузала, и все понимают, что сейчас он менее интересная фигура. В декабре уже может начаться  кампания выборов нового башкана.

 

Мы выдвигали Константинова в председатели НСГ. Тогда мы определились, чтобы не терять ни одного человека из команды, два года председателем будет один депутат, два года - другой. А когда начнутся выборы в парламент, первый станет кандидатов в депутаты парламента страны. Сегодня поздно об этом говорить. К сожалению, Константинов не сдержал слово, не захотел уходить с должности спикера НСГ. А сейчас оказался в команде, против которой выступал на выборах в НСГ. Поэтому слова Константинова о том, что он мог бы пойти на выборы в парламент в составе ДПМ, несерьезны.  Может, таким образом, он признается самому себе в том, что совершил ошибку.

 

Но не это важно для Гагаузии, а то, чтобы Молдова не пошла по пути Украины. Гагаузия - достаточно взрывоопасный регион, но, я уверен, не сепаратистский.  Среди нас есть много здравомыслящих людей, которые выступают за мир и согласие в стране.

 

- Будете ли вы баллотироваться на пост башкана?

 

-  Да! Наша команда сейчас сильна как никогда. Выборы башкана могут это показать. После отчета, с которым я как примар выступил перед комратчанами, люди заверили меня, что будут со мной, куда бы я ни пошел.

 

Наши оппоненты приняли все возможные меры для того, чтобы оттянуть как можно дальше выборы башкана, надеясь объединить усилия после парламентских выборов, и составить нам конкуренцию.

Мы же считаем, что после парламентских выборов в декабре объявят выборы башкана, и они пройдут в конце февраля - начале марта.

 

- Говорят, западные дипломаты вкупе с  ДПМ и ЛДПМ, желая развалить триаду Формузал-Шелин-Топольницкий, посоветуют предложить Формузалу пост  посла Молдовы в Турции, он вроде бы уже дал согласие, а Константинову будет предложена серьезная компенсация другого рода.

 

- Наверняка Формузал предпринимал серьезные шаги для того, чтобы попасть в парламент. Велись переговоры с Игорем Додоном, Ренато Усатым. В результате образовался блок «Таможенный союз». Кто-то, быть может, считает, что он пройдет в парламент, но подтверждений этому нет.

 

Формузал Гагаузии уже не интересен. Не секрет, что башкан выпустил из своих рук власть в автономии, и все исполнительные органы подчинены министерствам. А тема Таможенного союза раскручивается и партией социалистов Додона. В Гагаузии говорят, что команда Формузала предпринимает шаги для того, чтобы избиратели проголосовали за союз Шелина и Формузала и другие левые партии, чтобы лишить ПКРМ и ДПМ голосов. Но эта партия не пройдет в парламент, и голоса разделят удачливые. В благодарность Формузал надеется получить должность - возможно, посла.

 

- Что связывает примара Николая Дудогло с генералом ФСБ Александром Михайловичем Касьяновым и с Рамзаном Кадыровым?

 

- Я уже десять лет примар, хотя до избрания не думал, что стану им. Однажды, когда я был тренером, мне предложили возглавить спортивный интернат. Вскоре я уже возглавлял и интернат, и управление молодежи и спорта, все за одну зарплату. А через несколько месяцев совет старейшин предложил мне баллотироваться в мэры  Комрата. Тогда для меня стоял вопрос: смогу ли я помогать развитию спорта, если стану мэром? Время показало: да, смог. Примэрия Комрата, может быть, одна из немногих, где поддерживают спорт,  выделяя стипендии, призы, организуя международные соревнования. Это позволило мне найти друзей по всему миру. Комрат стал побратимом четырех городов Турции, одного из районов Будапешта, двух городов на Кипре, в Российской Федерации - город Бавлы (Татарстан), район Сокольники (Москва), город Грозный (Чечня). 

Знакомство с Александром Михайловичем Касьяновым, экс-главой управы московского района Сокольники, перешло в дружбу между маленьким Комратом и жемчужным районом Москвы. Итог - проект строительства парка «Сокольники» в Комрате на 20 гектарах земли. А наша дружба с администрацией Грозного началась несколько лет назад на форуме «Шелковый путь», который мы посетили по приглашению Главы ЧР Рамзана Кадырова.

 

- Координационный совет по телевидению и радио Гагаузии обратился к властям страны с заявлением: НСГ берет на себя контроль за вещанием в автономии, пытаясь тем самым подорвать суверенитет и территориальную целостность Молдовы. Как вы прокомментируете ситуацию?

- Народное собрание готовит проекты переподчинения себе общественного телевидения, предполагая разделить его на несколько предприятий и даже передать частной фирме. Сейчас не те времена, когда революцию совершали, захватывая банк и почту. Кто-то хочет в период выборов изменить положение вещей. Но в общественной компании работают люди, они переживают, и я думаю, что порядок будет.

 

Гагаузия - самый взрывоопасный регион страны. Наша команда стремится объединить Гагаузию и не допустить сепаратизма.  И нам приходится расставаться с теми, кто в этом вопросе не согласен с мнением большинства.

 

- Если избиратели не поддержат вашу идею и Демпартия не наберет в автономии достаточного количества голосов, вы по-европейски уйдете в отставку?

 

- Команда «Новой Гагаузии» два года назад объединилась с командой ДПМ, смогла представить проекты и получить на развитие 160 миллионов лей. Что это для нас? Ремонт дорог и публичных учреждений, открытие круглосуточного детсада, реконструкция сетей водоснабжения и канализации. В Комрате внедряется 56 проектов на общую сумму в 114 миллионов лей.

 

Разворачивается строительство  индустриального парка на 50 гектарах, по решению правительства земли бесплатно переведены из разряда сельхозугодий. Инвестиции составят 1,8 миллиарда лей, будет 2500 рабочих мест. Уже изъявили желание участвовать компании из Турции, Румынии, Польши, России, Венгрии. Если бы Гагаузия сама решала эти вопросы – ее руководителю понадобилось бы десять  жизней. А так… Комрат становится одним из самых привлекательных городов. У нас строят жилые многоэтажки, жители Чимишлии, Леова, Бессарабки переезжают к нам.

 

Поэтому на предстоящих парламентских выборах Гагаузия будет голосовать за свое будущее, за ту партию, которая помогает сегодня и поможет завтра. «Новая Гагаузия» и ДПМ думают о том, что нужно автономии: это поддержка сельского хозяйства, молодых предпринимателей и представительство наших специалистов в республиканских органах власти. В списках кандидатов в парламент от ДПМ на 9-ом месте Дудогло, на 16-м – Карасени, на 25-м - Дудник. Гагаузия на парламентских выборах сможет сплотиться и показать хорошие результаты для того, чтобы ее граждане смогли войти в парламент. В таком случае регион получит дивиденды, которых ждет десятилетиями. Ни одна другая партия не предложила такие места кандидатам из Гагаузии.

 

В апреле 2007 года ДПМ не попала в парламент. Только после смены лидера ее кандидаты завоевали 15 депутатских мандатов. В Гагаузии голосуют за лидера, а не за партию. Как лидер «Новой Гагаузии» и председатель региональной организации ДПМ, я буду работать на результат, на создание перевеса голосов у ДПМ.

 

- Какая идея могла бы объединить гагаузских лидеров?

 

- Нужно просто поделиться властью, чего не сделали ни Табунщик, ни Формузал за два башканских срока. Перед выборами башкана я заявляю: если выиграем, соберем всех лидеров, объединим профессионалов и все будем работать на единую Гагаузию.

 

Нас 150 тысяч, и мы хотим, чтобы регион развивался. Те времена, когда гагаузские политики  жаловались международным представителям на то, что их обижают, закончатся. И мы, «Новая Гагаузия», объединенная с Демпартией, своим примером развития Комрата в последние два года, показываем, как может развиваться вся Гагаузия, если будет объединенной.

 

Пришло время объединяться. Ни радикалы, ни сепаратисты не должны обманывать нашу молодежь. Мы заявляем – Молдова наша родина. Мы вчера были с Молдовой, сегодня  с ней и всегда будем! Но мы не должны себя замыкать на территории автономии. Специалисты из Гагаузии могут и должны стать работниками структур всех уровней власти. И тогда никто не сможет сказать, что гагаузов обижают. При этом Гагаузия всегда будет регионом, который не допустит объединения с Румынией.

 

- В Молдове пристальнее стали обращать внимание на деятельность олигархов. А в Гагаузии?

 

- Самый богатый человек в Гагаузии – спикер НСГ, есть и другие богатые люди, но назвать их олигархами  трудно.  К их чести, все инвестируют в развитии региона. Мы с ними не боремся, а создаем максимально благоприятные условия для предпринимательской деятельности, освобождаем от налогов.

 

- Если бы вы стали мэром Кишинева, что бы сделали в первую очередь?

 

- У меня таких намерений нет. Частые акции протеста у кишиневской примэрии говорят о проблемах. Хочу пожелать мэру Кишинева больше работать с населением и тщательнее выбирать специалистов, которые возглавляют муниципальные службы.

Примар – это электрик, лифтер, дворник… Откуда бы я ни ехал – возвращаясь, обязательно проедусь по городу и осмотрю все хозяйским взглядом.  Примар должен быть максимально полезен гражданам, тогда можно рассчитывать на успех.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии