Новый подход к борьбе с коррупцией: проверять не чиновника, а учреждение
Общественные
слушания по реализации национальной антикоррупционной стратегии за 2011-2015
годы, прошедшие по инициативе парламентской комиссии по нацбезопасности, показали:
в последний год ощутимых результатов не было, внедрение запланированных мер
запаздывает, не хватает инструментов и финансов. В начале будущего года придется
решать – либо продлить срок действия стратегии, либо разработать совершенно
новый документ. А пока власти намерены вернуться к практике тестирования чиновников
на неподкупность. Правда, изменятся смысл и процедура. В случае принятия
парламентом поправок к закону о тестировании на профессиональную неподкупность
ответственность за коррупцию будут нести уже не конкретные чиновники, а руководство
учреждений.
Денег нет, борьбы - тоже
Как заявил в ходе слушаний председатель постоянной комиссии парламента по нацбезопасности, обороне и общественному порядку Вячеслав Унтилэ, с законами у нас все в порядке, но много вопросов по их исполнению. Интересно, что на заседании никто из присутствовавших (представители министерств, прокуратуры, НЦБК и т.д.) не смог сказать, сколько средств было выделено на борьбу с коррупцией. Как оказалось, отдельного бюджета у стратегии нет, учреждения по собственному усмотрению выделяют деньги из собственных бюджетов.
Какая-то статистика имеется. Так, вице-министр юстиции Николай Ешану заявил, что осуждено за 9 месяцев года 85 человек: 51 - за активную коррупцию, 10 - за превышение полномочий, 12 - за злоупотребление властью, 8 - за взятки и 4 - за злоупотребление служебным положением; 16 чиновников оправданы.
Присутствующие
решили, что недостатками являются: задержка реформы уголовного преследования, отсутствие
действенных механизмов слежения и конфискации имущества, катастрофическая
нехватка ресурсов. По мнению заместителя директора НЦБК Кристины Цэрнэ, либо чиновники
плохо справляются, либо у них недостаточно инструментов.
Кто будет тестировать самих тестирующих?
Не так давно эксперты и европейцы радовались тому, что в Молдове ввели тестирование профессиональной неподкупности. Закон был принят в конце 2013 года и вступил в силу в начале 2014 года. Суть теста – в создании проверяющими виртуальной ситуации пассивного наблюдения за реакцией тестируемого. Все делалось без решения суда на рабочем месте, служащих предупреждали о возможности тестирования.
Первые результаты НЦБК спустя три месяца показали: каждый второй проверенный чиновник коррумпирован, большинство толерантно к взяточничеству. Однако группа депутатов-коммунистов, к которым обратились судьи, несогласные с процедурой, направила запрос в Конституционный суд о законность таких тестов. И КС признал недействительным ряд положений закона. Его глава Александру Тэнасе заявил, что государство имеет право проверять неподкупность чиновников, но проблема в способах и в том, какое учреждение уполномочено заниматься этим. У экспертов были вопросы к подбору сотрудников спецслужб, уполномоченных тестировать. Это было чревато нарушениями, могли, например, уничтожить результаты тестов. Нет гарантий того, что не будут сфабрикованы дела против неугодных, что людей не будут шантажировать и прессовать при вынесении судебных решений.
Замдмректора
НЦБК Кристина Цэрнэ говорит, что решение КС практически блокировало тестирование
на неподкупность. Она заявила «Молдавским ведомостям»: «И это при том, что были
результаты тестирования госслужащих в 2014 году. Были разоблачены сложные
коррупционные схемы, о существовании которых мы даже не подозревали. В
некоторых учреждениях не прошли тест все сотрудники, находящиеся на
ответственных должностях. Некоторые чиновники впервые начали сообщать о
попытках дать им взятку. Если раньше таких случаев было два-три в месяц - стало
по 35-40. В семи случаях приходили судьи, которых пытались подкупить. За
короткий промежуток времени ситуация сдвинулась, но в результате решения КС мы
вернулись туда, откуда начали».
Проверка на неподкупность продолжится, но с другим подтекстом
Для того, чтобы выполнить решение КС от 16 апреля 2015 года № 7 «О проверке конституционности некоторых положений закона № 325 от 23 декабря 2013 года о тестировании на профессиональную неподкупность», правительство в конце октября приняло решение внести поправки в закон. Сообщество мздоимцев поначалу вздрогнуло. Но вчитались – и немного отлегло.
Искушенные спецы-крючкотворы успели разглядеть в документах нововведенное послабление для большинства госслужащих: за них ответит их начальник, если таковой имеется. Согласно новой законодательной инициативе, больше не будут проверять на неподкупность каждого служащего в отдельности – будут проверять учреждение. Это называется – делать акцент на институциональную неподкупность. Ответственность за выявление коррупции будет нести само учреждение.
«Тестирование профессиональной неподкупности служащих имеет целью не столько наказывать за отсутствие профессиональной целостности, сколько выявлять недостатки в сфере государственной институциональной неподкупности, ответственность за которую несет руководство учреждений. То есть руководители должны управлять учреждениями таким образом, чтобы у сотрудников не возникало желания совершать акты коррупции», - подчеркивает Кристина Цэрнэ.
Планируется проверить большую часть государственных институтов, чтобы выяснить, что реально предпринято для предотвращения этических ошибок и коррупции, выявить слабые места. Есть две возможности - либо усилить в учреждениях контроль за работниками, либо научить их, что делать в случае совмещения основной работы с предпринимательской или преподавательской деятельностью, как относиться к подаркам, как использовать госимущество.
«Выбирать сферы тестирования мы будем, основываясь на анализе 16 антикоррупционных политик (процедура приема на работу, прозрачность принятия решений, кодекс поведения и т.д.), - говорит Цэрнэ. - Будем обращать внимание на соцопросы, дисциплинарные, уголовные и административные санкции, которые были применены к сотрудникам. На основании всех этих наблюдений мы будем принимать решение тестировать чиновников на конкретную функцию. Но теперь для проведения проверки неподкупности нам придется получать разрешение суда, и он впоследствии даст правовую оценку результатам. Будет подготовлен отчет, руководство должно будет принять в течение месяца план неподкупности, а впоследствии НЦБК или СИБ проведут повторную оценку учреждений. Если руководство учреждения откажется принимать план неподкупности или не внедрит его - НЦБК или СИБ предложат уволить руководителя».
Если речь будет идти о высокопоставленных чиновниках, у которых нет руководителей-воспитателей (например, депутаты) - НЦБК обещает публиковать полный отчет с именами, чтобы страна знала своих героев.
Замдиректор НЦБК признается, что это будет трудоемкая процедура с бюрократическими проволочками: «Однако так даже интереснее, мы надеемся вернуться к тестированию, которое стало приносить плоды. К сожалению, нас рано остановили. В случае принятия поправок парламентом это будет хороший превентивный инструмент: профессиональный менеджер знает пробелы и может их быстро устранить. И именно он будет решать, увольнять коррупционера либо нет».
В свою очередь директор «Transparency International Moldova» Лилия Каращук сказала нашей газете, что в таком виде тестирование может стать не столь эффективным: «Мы не раз говорили о том, что решение КС, ограничившее применение закона о тестировании на неподкупность, – шаг назад». Другие эксперты, с которыми пообщались «Молдавские ведомости», также считают, что нельзя ограничиваться гибридной войной, нужно вести битву без оглядки на фамилии, до полной победы.
Ольга
ЗЛАТАЯ
Согласно последнему исследованию «Transparency International», Молдова и Украина – самые коррумпированные из пяти государств-участников «Восточного партнерства». В Молдове самый высокий уровень коррупции отмечен в политических силах, парламенте и судах, коррупция охватывает около 29 процентов сферы государственных услуг.
В отчете отмечено, что для борьбы с коррупцией в РМ приняты национальная стратегия, этический кодекс госслужащих и изменения в законодательстве. Но нет политической воли – и все действия не имеют эффекта. В докладе подчеркивается, что неправительственные организации также погрязли в коррупции: появляются провластные НПО, получающие государственные средства. Лишь 7 процентов НПО информируют о финансировании.
В прошлом году в мировом рейтинге восприятия коррупции, составляемом «Transparency International» ежегодно, Молдова с 35 баллами заняла 103-е место из 175, опустившись за год на одну позицию. В рейтинге страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль - самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 - самый низкий.
Новости по теме
- Сегодня, 15:39
- Вчера, 10:20
- 23.11, 10:08
- 23.11, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 15:39
- Вчера, 10:20
- 23.11, 10:08
- 23.11, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53