Экономика

Новый закон об аудите создаст монополию минфина и пополнит армию чиновников

06.12.2016, 13:32
{Новый закон об аудите создаст монополию  минфина и пополнит армию чиновников} Молдавские Ведомости

Минфин, в рамках обязательств применения в национальном законодательстве требований директивы ЕС 2006/43/СЕ и Европарламента о легальном аудите ежегодных консолидированных счетов, разработал и опубликовал для публичных консультаций проект закона об аудите финансовых ситуаций. Он разработан при содействии программы STAREP центра реформ финансовых отчетов Всемирного банка. Нас ожидают монополизация минфином деятельности всех (кроме аудиторов Счетной палаты) категорий аудиторов, создание огромной бюрократической иерархии из советов и комитетов над аудиторами, дополнительные бюджетные расходы на содержание еще одной категории управленцев над аудиторами. А в итоге - возврат к старой структуре советских КРУ,  но уже в контексте требований директивы ЕС.

Советские КРУ в «европейской» мантии 

В 90-е годы при минфине существовали департамент финансового контроля и финансовая гвардия. Эти структуры исправно выполняли свои функции, однако со временем финансовую гвардию, которую неизменно возглавлял Николай Бивол (человек, первым получивший звание молдавского генерала из рук первого президента), ликвидировали. Просто не сложились личные отношения с тогдашним министром финансов. А департамент финансового контроля переименовали в финансовую инспекцию, которая существует при минфине и поныне. Существовал и высший орган финансового контроля – департамент госконтроля, который в декабре 1994 года был переименован в Счетную палату. А еще раньше для осуществления финансовых ревизий при министерствах действовали только контрольно-ревизионные управления (КРУ).

В вопросах финансового управления и контроля все очень консервативно, ничего нового пока не сочинили, только меняют названия. В 1996 году парламент принял закон об аудиторской деятельности, а в 2007 году принял его в новой редакции. В 2010 году был принят закон о государственном внутреннем финансовом контроле, а в 2014-м - закон о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности. Вроде бы законодательная миссия минфина на этом закончилась, разве что нужно было принять ряд подзаконных актов и мер обеспечения применения на практике уже действующих законов.

Сколько у нас государственных аудиторов

После принятия соответствующих законов во всех структурах публичных органов, центральных и местных, сразу же ввели службы внутреннего аудита, напрямую подчиненные первому лицу. Как правило, в них сегодня по два-три аудитора (53 процента из всех действующих подобных структур), отделы (5 процентов) и даже целые управления (9 процентов). Около 30 процентов публичных органов в свои структуры зачислили только по одному аудитору. Треть этих аудиторских структур имеют своих начальников, то есть каждый третий аудитор - еще и начальник-аудитор. В общей сложности сегодня порядка 200 аудиторов со статусом госслужащего. В финансовой инспекции по штату - 135 финансовых инспекторов, в СП – 160 аудиторов. Итого – 495 финансовых аудиторов и инспекторов.

Засекреченный реестр

По закону от 2010 года правительство должно было в трехмесячный срок по предложению минфина утвердить положение об аудиторских подразделениях в структурах публичных органов, но его утвердили только спустя пять лет - 14 июля 2015 года. До этого названные подразделения действовали без регламента, затем - на основании временного регламента.

Сегодня государственное регулирование аудиторов должно осуществляться министерством финансов и лицензионной палатой. Минфин при содействии совета по надзору за аудиторской деятельностью осуществляет сертификацию внутренних аудиторов и ведет их учет в реестре. Однако к реестру сертифицированных внутренних аудиторов доступа нет. Совет по надзору за аудиторской деятельностью имеет статус юридического лица и является административным органом, созданным при минфине. При нем есть служба контроля и проверки со статусом госоргана - постоянно действующий рабочий аппарат.

Не прошел сертификацию – все равно получаешь зарплату

Минфин призван разрабатывать единую политику в области аудиторской деятельности. Но существует только программа развития внутреннего финансового публичного контроля на 2014-2017 годы. Нет единого документа, который содержал бы стратегию развития всех категорий аудиторов, нет и стратегии, концепции, плана развития аудиторской деятельности.

Из всех внутренних аудиторов только 37 процентов сертифицированы. Остальные вроде как не у дел. Но и те, и другие - в штате и получают зарплату госслужащего.     

При разветвленной иерархии проверяющих…

Существуют и частные аудиторские предприятия, и частные предприниматели-аудиторы, деятельность которых лицензирует лицензионная палата. Выданы 123 лицензии. Параллельно учет этой категории аудиторов ведет и минфин.

Как видим, есть две категории аудиторов, работающих по различным правилам: одних лицензирует ЛП сроком на пять лет, других сертифицирует (или должен это делать) минфин на неограниченный срок.

По закону все службы внутренних аудиторов должны сотрудничать с внешними аудиторами в целях адекватного информирования о проводимой деятельности подразделения внутреннего аудита (так в законе). Подразделения внутреннего аудита направляют (должны направлять) свои годовые планы и отчеты в минфин и в СП. Но нет никакой информации о деятельности частных аудиторов.

Особо выделим категорию внешних публичных аудиторов высшего аудиторского органа – Счетной палаты. По закону и в соответствии со своим внутренним регламентом СП их сертифицирует самостоятельно. При необходимости аудиторы палаты могут взаимодействовать с другими аудиторами или профессиональными организациями.

… И солидных расходах…

Годовые расходы на зарплату финансовых аудиторов и инспекторов: 9,5 миллиона лей - финансовая инспекция; 13,5 миллиона - внутренние аудиты; 20,7 миллиона лей -  аудиторы Счетной палаты. Итого 43,7 миллиона лей. Деньги, как видим, немалые.

Казалось бы, при такой развитой иерархии всевозможных аудиторов должен быть порядок в использовании публичных финансов.

… Порядка нет

Однако во всех без исключения актах аудита Счетной палаты на протяжении последних лет отмечены грубые нарушения со стороны публичных органов. Чем же занимаются службы внутреннего аудита госструктур и как Счетная палата взаимодействует с ними? И взаимодействует ли? И почему-то частные и внутренние аудиторы подконтрольны, а вот аудиторы Счетной палаты никому не подконтрольны? Вот и гадай, кто должен навести порядок в аудиторских подразделениях, которые сами призваны обеспечить порядок в использовании публичных финансов.     

Проект закона о «гарантированной независимости» армии финансовых начальников...

И вот минфин, в рамках обязательств применения в национальном законодательстве требований директивы ЕС 2006/43/СЕ и Европарламента о легальном аудите ежегодных консолидированных счетов, разработал и опубликовал для публичных консультаций проект закона об аудите финансовых ситуаций. Проект разработан при содействии программы STAREP центра реформ финансовых отчетов Всемирного банка.

Утверждается, что проект закона об аудите финансовых ситуаций устанавливает более четкие требования допуска к профессии аудитора, в том числе необходимость прохождения предварительной двухгодичной стажировки и процедуру допуска к экзамену для получения квалификации аудитора. Предусмотрена и новая процедура обязательной регистрации в госрегистре аудиторов и госрегистре аудиторских компаний. Оба вида регистров будет вести совет по надзору за аудиторской деятельностью. Лицензирование частных аудиторов предполагается отменить.

Проект декларирует «гарантированную независимость» аудиторской деятельности. Причем предполагается, что независимость будет нарушена, если аудитор в течение последних трех лет выполнял какие-либо функции в проверяемой кампании. Нельзя будет проводить аудит силами одного и того же аудитора более семи лет подряд.

... И «независимых» комитетах аудита    

Совет по надзору за аудиторской деятельностью будет реорганизован в публичный совет по надзору за аудиторской деятельностью. Над советом будет комитет из семи членов, над ним - еще один исполнительный орган.

Финансировать всю эту огромную иерархию начальников над аудиторами будет госбюджет, частично за счет обязательных выплат аудиторов, специальных средств (каких?) и, как всегда, других источников, не запрещенных  законом. Размер выплат на последующий год будет утверждать комитет.

По проекту закона в публичных структурах также придется создавать комитеты аудита. Таким образом, один-три аудитора и иногда маленький их начальник, которые существуют сегодня, завтра будут уже «комитетом», независимым от самого публичного органа!

Разумеется, новый закон автоматически отменит ныне действующий закон № 61/2007 об аудиторской деятельности. Известная практика – принять новый закон, чтобы скрыть причины неисполнения действующего.     

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии