О чем не говорит «правдоруб» Андриан Канду
Наконец-то страна дождалась от генпрокурора прямого утверждения о том, что национальный банк виновен не только в краже миллиарда, но и в том, что он все эти годы не участвовал в расследовании хищения и, по сути, всячески его саботировал. «НБМ просто отошел в сторону, - сказал Александр Стояногло. - Я понимаю, почему это произошло: до сих пор там работают люди, которые были в банке в период кражи миллиарда. Нет смысла ожидать от них искренности».
А до этого, 5 марта, он уже поручал допросить и задержать экс-главу НБМ Дорина Дрэгуцану и его бывшего вице-председателя Эмму Табырцу, а также действующих – Аурелиу Чинчлея и Иона Стурзу. На что Дрэгуцану сразу же парировал: «Я не понимаю, в чём меня обвиняют. Не понимаю, о каком мошенничестве и отмывании денег идёт речь?».
А ведь Александр Стояногло, судя из его, казалось бы, риторической фразы, также вроде бы не понял, «почему все эти годы НБМ находился вне следствия».
Надо полагать, что наряду с сотрудниками НБМ, которые участвовали в многоходовой комбинации по выводуиз банковского сектора запредельной суммы, будут привлечены к ответственности также и сотрудники генпрокуратуры, НЦБК, СИБ, как и других государственных структур «захваченного государства». То есть всех тех, кто обеспечивал «нахождение НБМ вне следствия». И не только его.
Ибо в результате именно их преступного бездействия так до сих пор и остаются безнаказанными фигуранты «кражи века», составившей на тот момент 42 процента от всей денежной массы, которой владели физические и юридические лица Молдовы в наличных и безналичных леях. И по тогдашнему курсу это было эквивалентно миллиарду евро!
Характерной особенностью организации преступления стало и то, что совершалось оно внаглую. Никто особо не заморачивался тем, чтобы замести следы, многое шили белыми нитками.
Уже в начале февраля 2015 года глава следственного управления НЦБК Богдан Зумбряну заявил: «Картина того, как были выведены деньги из «Banca de Economii a Moldovei» в «Banca Socială» и затем за пределы Молдовы, ясна. Известны имена людей, подписавших контракты, есть и сами контракты. Теперь дело за малым – доказать умысел этих людей присвоить эти деньги или передать (небезвозмездно, конечно) третьему лицу».
Но это был последний подобный спич должностного лица. Впоследствии все вбросы в информационное поле стали строго регламентироваться из общеизвестного закулисья. Электорат потчевали информационным шумом, забалтывая проблему. Прогнули органы дознания, и те не только не стали утруждаться доведением до конца практически завершённого расследования, но теряли слух и речь при любом упоминании о нём. А Зумбряну, впавшего в анабиоз, в декабре 2017 года назначили главой НЦБК.
Хронология этапов и имена подельников организаторов хищения общеизвестны. Две парламентские комиссии накопали массу компромата, опубликованы отчёты «Kroll», НБМ завалил следствие терабайтами информации на электронных носителях и тысячами страниц документов. В медийном пространстве опубликовано множество статей. И все как об стенку горох.
Какие именно ключевые противоправные действия не осуществили, чему не дали правовую оценку?
Первое - секретное постановление правительства Юрия Лянкэ, по которому 13 ноября 2014 года минфин определил гарантию под кредиты НБМ в 9,43 миллиарда лей с их последующим распределением для «BEМ» – 5,27 миллиарда, «BS» – 2,8, «Unibank» – 1,35. НБМ их тут же оформил как беспрецедентные кредиты под 0,1 процента годовых со сроком пользования до 27 марта 2015 года.
Закопёрщиком в «обосновании» безотлагательной необходимости кредитов для покрытия якобы образовавшегося дефицита ликвидности в банках выступил «правдолюб» Андриан Канду, который с июля 2014 года по январь 2015-го подвизался на посту вице-премьера, министра экономики.
Надо полагать, именно это было его главной задачей. Ибо реальный дефицит ликвидности в банках тогда не превышал и двух миллиардов. Что, разумеется, было известно, как НБМ, так и минэкономики.
Тем не менее, как только эти суммы поступили на счета «BEМ» и «Unibank», о «дефиците ликвидности» тут же забыли. И деньги перевели в «BS», щедро присовокупив к ним оставшиеся собственные ресурсы. А параллельно принудили сброситься в «общак» «Moldova-Agroindbank», «Moldindconbank» и «Victoriabank». Все транзакции провели через расчётно-кассовый центр НБМ под неусыпным надзором его руководства. И это подтверждают данные бухгалтерских балансов «BS». На 31 октября 2014 года в нём по строке 140 Altе асtivе ещё числилось 60 630 520 лей – а уже 30 ноября оказалось 17 854 031 842 лея. Плюс 17,8 миллиарда!
Далее «BS» в авральном порядке 25 и 26 ноября оформляет кредиты пяти кишинёвским фирмам с мизерным уставным капиталом на общую сумму 13,3 миллиарда лей: Danmira – 2,7 миллиарда, Davema-Com – 3,2, Voximar-Com – 2,5, Contrade – 2,3 и Caritas Group – 2,6 миллиарда. Эти суммы были конвертированы в иностранную валюту и выведены из Молдовы. Фиктивным поручителем по всем этим кредитам якобы выступила британская компания Fortuna United LP, учредителями которой являлись две офшорные сейшельские компании Brixton Venture Limited и Trafford United Limited.
Разумеется, у фирм, оформивших данные заимствования, были директора и главные бухгалтеры. Однако о них никто и не вспомнил. Может, кто-то слышал, что их разыскивают правоохранительные органы? И не только их.
Далее. Пункт 4 регламента НБМ о «крупных» подверженностях № 240 от 09.12.2013: «Чистая подверженность, взятая на себя банком перед одним лицом или группой лиц, не должна превышать 15 процента совокупного нормативного капитала банка». Для «BS» этот норматив предопределил предельный лимит кредитования в 70 миллионов лей! А тут раздавались миллиарды, да ещё и под явно фиктивные бизнес-проекты!
Ещё пять лет назад на скамью подсудимых должны были усадить кредитных инспекторов, оформивших эти заимствования, юристов и начальника кредитного отдела, их завизировавших, а за ними – членов кредитного комитета и совета банка, проголосовавших за целесообразность выдачи кредитов. И, разумеется, главбуха и руководителя этого финансового учреждения. Однако и они оказались неприкасаемыми.
Статья 11(5) закона № 548 от 21.07.1995 о нацбанке Молдовы гласит: «Акты национального банка не подлежат проверке целесообразности». То есть его решения не может отменить даже суд! Сотрудники РКЦ НБМ, увидев подобные платёжные поручения на многомиллиардные кредиты, согласовав свои действия с руководством, просто обязаны были воспрепятствовать осуществлению этих транзакций. К тому же с 2007 года действует закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, который предписывает сообщать компетентным органам о любых перечислениях, превышающих 500 тысяч лей. И здесь - никаких правовых последствий.
Более того, чтобы вывести из-под удара «Moldova-Agroindbank», «Moldindconbank» и «Victoriabank» и снизить накал страстей вокруг обескураживающего хищения миллиарда, уже правительство Кирилла Габурича 30 марта 2015 года добавило к ранее гарантированным 9,43 миллиардам ещё 5,34 миллиарда!
Создаётся впечатление, что фигуранты хищения миллиарда были убеждены в том, что граждане Молдовы безропотно проглотят пустопорожнюю возню вокруг расследования, которая имитировалась пять лет. А главный фигурант «афёры века» - так это же назначенный Илан Шор, который всё также мутит воду в Молдове. Правда, из Израиля!
«Да воздастся каждому по делам его». Страна ждёт этого!
Михаил ПОЙСИК,
доктор экономики
Национальный институт экономических исследований
Новости по теме
- Сегодня, 14:39
- Сегодня, 12:19
- Сегодня, 09:41
- Сегодня, 09:08
- Сегодня, 08:56
- Сегодня, 08:38
- Сегодня, 08:24
- Вчера, 14:40
- Вчера, 12:28
- Вчера, 11:26
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 14:39
- Сегодня, 12:19
- Сегодня, 09:41
- Сегодня, 09:08
- Сегодня, 08:56
- Сегодня, 08:38
- Сегодня, 08:24
- Вчера, 14:40
- Вчера, 12:28
- Вчера, 11:26
После заявлений Генпрокурора, Андриан Канду спешно покинул Молдову - вернется ли обратно?
По озвученной версии, его именно сейчас потянуло к семье - в Чехию
Как стало известно СМИ, лидер фракции Про-Молдова в парламенте, экс-спикер законодательного органа Андриан Канду уехал из Молдовы на неделю - к семье, в Чехию.
Возможно, это только совпадение, но отъезд случился аккурат после интервью Генпрокурора Александра Стояногло, где он намекнул, что родственник Плахотнюка, будучи министром экономики, много всякого понадписывал.
Хотя, возможно, Андриан просто соскучился по семье. В таком случае, он вернется через недельку.
Еще больше новостей - на нашем Телеграм-канале!
ПОСАДИТЬ !!! ПОСАДИТЬ С КОНФИСКАЦИЕЙ. ШОБЛУ ОРГАНИЗОВАННУЮ ЭТИМ БАНДИТОМ ФИНОМ НАНАША ПЛАХИША - РАСФОРМИРОВАТЬ !!! ПОСАДИТЬ !!!
все верно, давно пора вот этого машущего на фото ручонками в тюрьму, с конфискацией!
А что Пойсик ожидал от сталинского порождения? Назвали чужим именем, назначили в руководители самых последних пролетариев, Впрыснули в венах сталинскую пропаганду и в итоге создали калеку. Вот оне до сих пор и чудит.
Г-н Ex Залупеску, ты, со всеми твоими родственниками и друзьями, не стоишь старого дырявого носка Михаила Пойсика...похабень рэспопенский....