Закон

О чем умолчал Вячеслав Унтилэ

28.04.2017, 06:00
{О чем умолчал Вячеслав Унтилэ} Молдавские Ведомости

Согласно данным с официального сайта Счетной палаты, с начала нынешнего года Вячеслав Унтилэ принял семь иностранных делегаций  и аккредитованных в Кишиневе послов, восемь делегаций СП съездили за рубеж, четыре зарубежные делегации приехали в гости к молдавским аудиторам. За четыре месяца на заседаниях СП были рассмотрены результаты  четырех аудиторских проверок.

20 апреля Счетная палата представила отчет о своей деятельности в 2016 году. Мероприятие больше напоминало пиар-шоу. Собрав вокруг себя новых членов СП в холле учреждения, председатель СП Вячеслав Унтилэ сообщил журналистам, что в результате аудитов, проведенных в прошлом году в 575 государственных структурах, были выявлены нарушения на сумму в 20,8 миллиарда лей, что в 1,6 раз больше, чем в 2014 году.

Самые большие нарушения были выявлены в министерстве финансов – 6 миллиардов лей, в столичной мэрии - 4 миллиарда, в АТО Гагаузия - 1,6 миллиарда. Нарушения на миллионы выявлены в министерствах здравоохранения и обороны, в национальной компании медицинского страхования и в районах. На основе проведенных в прошлом году аудитов было выдано около 1500 рекомендаций. Унтилэ сообщил, что во второй половине нынешнего года Счетная палата проверит их выполнение. В случае игнорирования будут оповещены парламентские профильные комиссии, с которыми, как заверил председатель СП, намечено тесное сотрудничество. 

Слушая короткий доклад, можно было только порадоваться успехам аудиторов при новом руководителе. Правда, есть один нюанс, о котором Унтилэ скромно умолчал: 95 процентов упомянутых нарушений были выявлены в период с января по август, когда Счетной палатой руководил Серафим Урекян. При нем учреждение непосредственно занималось своим главным делом – аудитом использования публичных денег в различных государственных структурах. Доставалось всем провинившимся, независимо от их партийной принадлежности – как известно, все госструктуры возглавляют представители политформирований из правящего альянса.

При Урекяне с января до конца июля прошлого года были заслушаны результаты 24 аудитов. В 2015 году их было 35. Именно при этом руководителе в прошлом году были выявлены нарушения в минфине, в столичной мэрии, в Гагаузии и в других госучреждениях, о которых Унтилэ сообщил журналистам. «Молдавские ведомости» рассказывали, как после череды скандальных проверок деятельности либералов в исполнительной власти правящий в парламенте альянс в конце июля 2016 года сместил с должности неудобного Серафима Урекяна и назначил на его место вице-председателя Либеральной партии Вячеслава Унтилэ.

Свою деятельность новый начальник начал с пересмотра результатов проверок и «реабилитации» однопартийцев. За пять месяцев 2016 года и почти четыре месяца нынешнего года, согласно данным с сайта СП, были проведены четыре и три проверки, соответственно. Между тем на официальном сайте учреждения опубликованы результаты 28 аудитов, проведенных в прошлом году. Унтилэ утверждает, что их было 38. Куда затерялись результаты десяти  проверок, были ли они проведены или это техническая ошибка?

Каким стало качество аудитов - мы рассказали. Как рассказали и о том, что после смены руководителя СП превратилась в филиал МИДЕИ. Встречи с послами, поездки делегаций СП за границу, организация международных семинаров и конференций в Кишиневе - вот главные «достижения» Вячеслава Унтилэ за девять месяцев руководства СП.

Новый председатель СП похвастался перед телекамерами, что четыре аудита уже были заслушаны на заседаниях парламентских комиссий. Унтилэ сообщил о намерении тесно сотрудничать со всеми органами власти для наведения порядка в госучреждениях, посетовав на отсутствие у СП рычагов воздействия на нарушителей. Где он был раньше, когда Серафим Урекян неоднократно поднимал этот вопрос в стенах парламента? Почему парламентарии, в том числе Унтилэ, в течение многих лет игнорировали призыв председателя СП помочь остановить разграбление страны? Почему депутаты, занимающие высокие посты в парламенте, игнорировали заседания Счетной палаты, на которых рассматривались проблемы государственной важности?

Справедливости ради следует отметить, что Унтилэ присутствовал на одном из заседаний СП в конце 2015 года. И был удивлен выявленными многочисленными недостатками при использовании грантов, выделенных европейскими структурами Молдове для обеспечения безопасности ее государственных границ. Ситуация с тратой государственных денег на эти цели сложилась катастрофическая. Дошло до того, что Молдова попала в список стран, в чьих аэропортах авиакомпаниям было предписано соблюдать особые меры безопасности. Сомнения в безопасности главной воздушной гавани нашей страны выразила тогда и Счетная палата. Вот лишь один пример: установленный в апреле 2012 года технический комплекс E-Gate, обеспечивающий упрощенный порядок прохождения пограничного контроля обладателями биометрического паспорта, в 2013 году сломался и его убрали на склад.

Руководитель Счетной палаты заострил внимание на проблеме безопасности в аэропорту в свете осуществленных в 2015 году терактов на российском самолете и в Париже. «Из-за отсутствия оборудования для контроля документов в страну могут попасть нежелательные люди, - сказал на заседании Урекян. – Нет и современного аэронавигационного оборудования. Несколько лет назад завезли какой-то металл за 7 миллионов долларов без сопровождающих документов. Этот хлам пылится на складе, а воздушное пространство из-за расхлябанности отдельных чиновников обслуживается по старинке. Безопасность полетов у нас практически нулевая из-за отсутствия полноценного сотрудничества с аэронавигационными системами наших близких и более отдаленных соседей. Так и до беды недолго».

Вячеслав Унтилэ удивился этой новости. «Мы в ближайшее время рассмотрим этот вопрос на комиссии, а может, и на специальном заседании парламента, - сказал он. – Почему вы раньше не сообщили нам об этом?».

«Мы сообщали в одном из отчетов аудиторской проверки, - ответил Урекян. – Все материалы были направлены в том числе и в парламент». Материалы «громких» аудитов постоянно направлялись в правительство, парламент и компетентные органы, где ихв основном отправляли на полки пылиться. В прошлом и позапрошлом годах было заведено лишь несколько уголовных дел по фактам разбазаривания и воровства государственных денег, выявленные в ходе аудитов.

На прошлой неделе Вячеслав Унтилэ заверил журналистов, что ситуация изменилась и его бывшие коллеги в парламенте и компетентные органыбудут прислушиваться к деятельности Счетной палаты и реагировать на выявленные нарушения. Хотелось бы в это поверить. Неужели для того, чтобы остановить разбазаривание государственных денег, потребовался уход Вячеслава Унтилэ из парламента и замена Серафима Урекяна?

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    И СНОВА КТО РУКОВОДИТ СП ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛП,А ТАМ ГДЕ ЛП ТАМ ОДИН БАРДАК,ВОРОВСТВО,КУМОВСТВО И ПОЛНЫЙ РАЗВАЛ.

  • x

    1) Начнем с вопроса в конце.
    Более чем на 70% работа Счетной палаты зависит от главного в структуре управления - по планированию контролей/аудитов и методологии аудита/контроля. По всем данным, в результате анализа деятельности Счетной, можно делать однозначный вывод - это подразделение в учреждении давно отсутствует. Поверьте на слово, сам когда-то руководил этим управлением. Но не "подходил" для руководства со своими неудобными предложениями о необходимых проверках и, чтобы избавиться, на время даже сократили данное управление. Хотя начальник Счетной, юрист по образованию, прекрасно понимала, что творит глупость. Во всем мире в Счетных не обходятся без подобной структуры. Эта (та) структура была не удобна и для почти всех аудиторов Счетной. Потому что им давались плановые, аргументированные предварительно проводимыми анализами будущих проверок, а не те которые сами себе и планировали (удобные).
    2) Очень важно анализировать подготовленные проекты результатов аудита. Аудиторы часто "грешат" в своих выявленных недостатках, и выводах, в пользу проверяемых. Причин множество. Но никто их не анализирует. По множеству причин. И в первую очередь, что контингент высшего руководства Счетной парламент временами меняет, аудиторы те же. Были выявлены множество случаев, когда проверяемые "покупали" отдельные сведения и выводы из проектов актов аудита. Была и почти официальная ставка. Процент от суммы, записанной в проекте акта аудита. Плата вносилась на определенный счет в определенном банке. Деньги со счета знающие, доверенные люди снимали и счет сразу ликвидировали. И руководство палаты зависят, и отчасти боятся "обидеть" аудиторов. Без них, "великие" члены Счетной - никто, удобные куклы, назначенные на пять лет парламентом.
    3) ВСЕ госучреждения на своих порталах выставляют хотя бы структуру и хоть один телефон для каждой составной структуры ведомства. Счетная прячет свою структуру. Лично просил неоднократно нынешнего руководителя Счетной - сообщи свои контакты, есть стоящие (на мой субъективный взгляд) предложения, представился полными своими регалиями, кто такой. Молчит. Хоть бы видимого уважения как к бывшему сотруднику, мог два слова ответить. При Урекян такого не было. С ним работал напрямую, были все данные о контактах. Сам предложил их.
    4) Руководители-либералы, почему-то все такие. Не захотели ответить на мои обращения ни, уже сидящий министр транспорта, ни, пока сегодня еще при должности министр образования, ни не состоявшийся министр обороны и по совместительству министр окружающей среды (когда возник спор по договору с шихтовым газом). Все они не понимают, что завтра (образно) дадут им по заднице и они сразу станут ниже плинтусов. Их и за рядовых людей не будут считать, при таких отношениях с общественностью, будучи в креслах маре начальников и после того как их лишат должности/посадят куда полагается. По большому счету этой современной не здоровой болезнью "маре начальник" болеют почти все наши министры и их приближенные. Непонятно только одно, почему в таком случае все они вешают на порталах своих (сегодня) ведомств собственноручно подписанные заявления, что в их ведомстве, с точки зрения организации руководства и использование публичных финансов, все в порядке. Они же в вопросах финансового управления ни черта не смыслят. Зачем тогда ставят министерские подписи на заборах? Все женщины знают, что если на этих заборах есть ТА запись, то именно ТО там никогда нет.
    5) Статья (данная), по большому счету, написана хорошо. Но одни только упоминания о зарубежных поездках и приемах гостей, ситуация в Счетной не раскрывается. Нужен детальный анализ этой независимой госструктуры. Хотя бы со стороны спецкомиссии парламента. Таких мероприятий НИКОГДА не проводились. И тогда можно смело сказать, что очередные составы членов Счетной нужны очередным составам парламента. И что толку, что назначаемые на должность вчера были членами партий, а в день назначения они, вдруг, уже вне партий. Партбилеты они ведь не сдают. Сохраняют на потом, когда останутся опять вне дел. Никто же не поверит, что вчерашний иуда, сегодня стал ангелом?
    Настанет время, может подробно и распишу, как работает и как не должна работать Счетная палата. Мне лично, очень импонирует как работают аудиторы палаты в Швеции. Они почти все проверки осуществляют из офиса, не выходя на проверяемые объекты. Вся информация открыта на сайтах ведомств. И свои окончательные заключения они не делают. Результаты передают специальной комиссии парламента и там принимают решения.
    Правда, что проверки использования финансов, особенно публичных, это консервативная система. Но не на столько, в какую превратили ее у нас. Существуют три уровня аудиторов - высшего сословия (в Счетной палате), среднего (в Финансовой инспекции) и низшего (ведомственные). Первые самостоятельные. Вторые и третьи - под эгидой Минфина. А все вместе не координируют свои работы и не кооперируются при выполнении работ. А это уже не система аудита, а пародия. И ее немедленно надо сломать, переделать. Нечего платить зря зарплату (не малую) 485 дармоедам. Ранее были только мелкие КРУ при министерствах. И было предостаточно. Только по средней зарплате, на аудиторов в год, тратим около 61 млн. лей. А толк? Из выявленных миллиардов, сколько были переданы в Генпрокуратуру и по скольким были доведены дела до суда, окончательного. до посадки? Ни одного дела!!! А ведь соответствующая статья в законе о Счетной палате есть. Правда, совсем мирная - при необходимости можно передавать дела в инстанции. И что далее?

    • x

      Чем больше мы напишем слов,
      тем меньше они будут весомы.
      Понятно кто такой УНТИЛЭ.
      ОН превратил СП в говорильню.
      Толку не будет.
      Всех бестолковый ВОН!