Экономика

Октавиан Армашу: Система госзакупок будет реформирована в рамках борьбы с коррупцией

12.05.2016, 11:22
{Октавиан Армашу: Система госзакупок будет реформирована в рамках борьбы с коррупцией} Молдавские Ведомости
Эксклюзивное интервью министра финансов Октавина АРМАШУ директору агентства "ИНФОТАГ" Александру ТАНАСУ

1. Агентство по разрешению споров в вопросах закупок будет подчиняться парламенту

"И.": Г-н министр, 1 мая вступил в силу закон о государственных закупках. С чем это связано?

О.А.: Сейчас наблюдается затишье в плане закупок: денег у государства нет, в основном, все деньги идут на выплату зарплат, пенсий и компенсаций. Понятно, что это временная ситуация, она не будет длиться бесконечно. Этот момент нам в министерстве финансов представляется очень удобным временным отрезком, чтобы вплотную заняться реформированием сферы государственных закупок.

Вступивший в силу новый закон я лично расцениваю, как важный шаг в направлении приведения ситуации в этой важной для молдавского государства сфере в соответствие со стандартами Евросоюза. Но, тем не менее, в новом законе, который, как вы понимаете, разрабатывался без моего участия, есть определенные упущения, которые мы пытаемся сейчас в срочном порядке устранить.

"И.": Вы могли бы назвать эти упущения в законе?

О.А.: Не было предусмотрено создание независимого Агентства по разрешению споров и претензий, которые традиционно возникают и поступают после объявления результатов тендеров от их участников. Принятым законом о государственных закупках такая структура предусмотрена вместе с государственным Агентством по закупкам, которое находится в ведении министерства финансов. И это, как вы понимаете, создает определенный конфликт интересов и даже, если хотите, потенциал для возможных коррупционных действий.

"И.": И это признаете вы, министр финансов, в руках которого могло все находиться?

О.А.: Во-первых, наличия такой структуры от РМ требует Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Агентство обязательно должно быть независимой структурой в государстве. Поэтому первое, чего я потребовал от коллег в министерстве - разработать проект закона о создании на самом деле независимого Агентства по рассмотрению споров, которое будет напрямую подчинено парламенту.

В Агентстве будет шесть советников - двое от правительства, двое - от гражданского общества, и двое - от бизнеса. В таком виде, Агентство должно будет работать максимально прозрачно, чтобы исключить даже претензии или намеки на то, что закупки осуществляются с нарушениями, или, что еще хуже, с элементами коррупции.

"И.": Можно ли теоретически полагать, что это исключит в сфере государственных закупок элемент коррупции?

О.А.: Гарантировать на 100%, что коррупционная составляющая будет исключена, я не берусь. Но, по крайней мере, я полагаю, что нам в результате глубокой реформы удастся максимально ее искоренить.

Во-первых, у экономических агентов сегодня нет уверенности, что они могут адекватно защитить свои интересы в тех случаях, когда они понимают, что в результате тендера их интересы были ущемлены.

Во-вторых, первоначально предполагалось включить Агентство в структуру министерства финансов, что создавало определенную коррупционную составляющую. Вот почему мы хотим на самом верхнем уровне исключить ее. Это первый шаг, который мы уже сделали. Далее, в министерстве завершается подготовка Регламентов для проведения закупок.

Агентство, которому предстоит рассматривать споры, должно быть функциональным к 1 сентября 2016 г. Я очень надеюсь, что мы навсегда откажемся от практики, когда структура, осуществляющая для государства закупки, сама рассматривает нарекания участников закупок.

"И.": Может быть, на первых порах не будет претензий к тому, как проводятся тендеры по закупкам для государства?

О.А.: Я думаю, что разного рода нарекания и претензии всегда будут присутствовать, но государство должно стремиться к тому, чтобы все было как можно прозрачнее и понятнее.

На следующих этапах мы будем углублять реформу государственных закупок. В частности, министерство финансов собирается внедрить систему электронных закупок, которая позволит нам максимально снизить влияние человеческого фактора, сделав все процедуры максимально прозрачными.

Я должен признать, что министерству в этом плане здорово помогает Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). У его специалистов есть богатый практический опыт и экспертиза в этом деле. При помощи ЕБРР, электронная система закупок внедрена во многих балканских странах, а совсем недавно она заработала с помощью этого банка и в Украине, где она себя хорошо зарекомендовала.

Помимо всего этого, мы хотим изменить роль государственного Агентства закупок, которое функционирует в структуре министерства финансов. Ведь до сих пор оно играло своеобразную роль статиста, как в центре, так и в территориях. Но Агентство должно стать лидером, выполнять организующую и направляющую роль. Его главная цель будет заключаться в оптимизации государственных закупок на территории всей страны.

Я скажу больше, мы в министерстве финансов хотим опуститься в закупках непосредственно до тех, кто организует и проводит тендеры, заключает контракты на поставку для нужд государства лекарств, материалов, продукции, услуг. Их в настоящее время слишком много, поэтому мы ставим задачу их секторальной консолидации.

Комментарии (0) Добавить комментарии