Экономика

Олег Рейдман: «Пакет законов правительства - «крыша» для рейдерства в банковском секторе»

07.10.2016, 06:00
{Олег Рейдман: «Пакет законов правительства - «крыша» для рейдерства в банковском секторе»} Молдавские Ведомости

Решение исполнительной власти взять на себя ответственность за законы, входящие в пакет условий, которые необходимо выполнить для подписания новой программы с МВФ о финансировании структурных реформ, вызвало большой резонанс. Что стоит за этими действиями власти и какие риски они представляют для будущего страны? Об этом в программе Нины Димогло «Главное» на ТV21 рассказал депутат ПКРМ Олег Рейдман, который в годы правления коммунистов вел переговоры с зарубежными донорами.

- Жить мы будем хуже независимо от того, будут ли деньги от МВФ или нет.

Фонд давно критикуют ведущие экономистами мира. Это чисто монетаристская организация, которая считает, что расходы государства на социальные нужды должны быть как можно меньше. Это альфа и омега их политики. Эта организация требует урезать деньги на здравоохранение, социальные программы - лишь тогда там дадут деньги на структурные реформы. Между тем никто в мире еще не слышал от них вразумительных объяснений о том, что такое структурные реформы.

У нас любят говорить со слезами, что Молдова – аграрная страна, в ее ВВП самый большой вклад вносит сельское хозяйство, хотя на самом деле это не так. Нам предлагают провести изменения в структуре ВВП якобы для того, чтобы было больше промышленной продукции или услуг. В итоге одно агентство создают, другое, меняют структуру правительства и т.д.. Тратят гигантские деньги. Только ЕС предложил 15 миллионов евро на реформу правительства. В чем она будет заключаться? Сократят число министерств, нужды, которые обращены в будущее, – образование, здоровье населения и другие – будут посажены на голодный паек.

Уже сегодня тысячи детей не ходят в школу. Это связано с реформой, которую начала Майя Санду и продолжила Корина Фусу. Всеобуч кончился. Раньше учителей гоняли по микрорайону, чтобы они искали детей школьного возраста, записывали их, нажимали на родителей, чтобы они пришли 1 сентября со своими чадами в школу. Сейчас об этом забыли. То же самое происходит в здравоохранении и других социальных сферах.

То, что сделало правительство 27 сентября – это беспредел. Парламент работает уже месяц, комиссии - с 1 сентября. Если бы правительство обратилось к нам с просьбой рассмотреть в приоритетном порядке пакет из семи законов, мы бы его рассмотрели. Но правительство не интересует мнение депутатов, оно не хочет публичного обсуждения деталей этих законопроектов, принятых под диктатом МВФ.

Самые тяжеловесные в пакете – законы о банковском секторе. До 2009 года банковская система у нас была пятой в мире по устойчивости. Это вывод серьезного экономического журнала Британии. Эта устойчивость разрушена коррумпированной властью. Сейчас предлагают закон, который продолжит сковывать гибкость банковской системы, возможность влиять на экономику.

Недавно я сцепился с управляющим НБМ. Стали применять к менеджменту банков очень серьезные санкции – до ста средних зарплат менеджеров банков, включая бонусы. Я сказал:  «У нас мало надежных заемщиков, хороших проектов и залогов, а вы еще напугали менеджеров банков, и они сейчас ничего не подписывают. Кредитования экономики фактически нет. Банки лопаются от ликвидности,  от денег, а в экономике -  их жесточайший недостаток». Он ответил, что НБМ борется с инфляцией. Известная тема МВФ: инфляция должна быть как можно меньше и отражаться однозначной цифрой. Наши так далеко ушли вперед, что добились цифры в пять процентов. Однако главное – не инфляция. Главное - занятость. Людям нужно дать работу, чтобы у них появилась удочка и они смогли сами себе наловить рыбки.

У меня такое впечатление, что предложенные жесткие законы для банков - «крыша» для действий по их поглощению. Банк можно объявить проблемным потому, что у него якобы не очень прозрачные акционеры, но самым прозрачным с точки состава акционеров был именно «ВЕМ», и где он?!

Так вот, банк объявляется проблемным, начинают применять санкции. Потом появляются «мостики», которые берут на себя проблемы финансового учреждения и решают, что делать с его активами, забирая их или поглощая банк. Это «крыша» для реального рейдерства.

Кому это выгодно? Плохая игра всегда делается с хорошей миной. Кому-то надо, чтобы у них была возможность под прикрытием законов осуществлять рейдерство. Другим, к примеру, МВФ, надо, чтобы им показали, что проблем в банковском секторе больше не будет. А какие там сегодня проблемы - никто не говорит.  Я считаю, что самая главная проблема - избыток ликвидности, отсутствие хороших проектов, заемщиков и залогов. Это колесо в реальном секторе экономики давно буксует. Нужно его подтолкнуть, снизить процентную ставку по кредитам, разумеется, в зависимости от рисков. Ничего в этом направлении не делается. Какая-то административная суета вокруг взаимоотношений банков с НБМ, который сейчас бог, царь и военачальник: он в банковском секторе и законодатель, и контролер, и палач, и раздающий награды. Это неправильно.

Предложенные правительством законы не совершенствуют банковский сектор, а зажимают его еще больше. То же касается и закона о центральном депозитарии, где будут регистрироваться и храниться все финансовые документы: акции, облигации и т.д.. Кто сказал, что, если он будет государственным, там не будут махинаций с владельцами этих бумаг, как это происходило ранее в других банках?  Что, мы не знаем, что чиновничество у нас тоже участвует в темных делишках? 

Последние действия правительства – ответ на категоричные условия МВФ, который не заинтересован в том, чтобы у нас был нормальный банковский сектор. Ему надо, чтобы РМ сидела на валютном крючке. Мы висим на этом крючке: правительство на протяжении многих лет не выполняет бюджет ни по доходам, ни по расходам. Оно не имеет целостной картины, которая показала бы бизнесу и реальному сектору, что будет сделано. Правительство мало инвестирует в инфраструктуру собственных денег. Наконец, оно не заботится о людях в социальном секторе, провоцируя протесты, бунты пустых кастрюль и т.д..

Когда коммунисты пришли к власти, МВФ сразу собрал чемоданы и уехал: его требования были категорично отвергнуты. У нас была своя позиция, и мы вели с МВФ очень жесткие переговоры. Наша идея была в том, что мы должны подтолкнуть платежеспособный спрос, чтобы люди свои пенсии и зарплаты понесли на рынок нашему производителю. Подход  себя оправдал. За восемь лет мы увеличили объем бюджета в шесть раз.

Увидев, что дела идут по нарастающей, МВФ вернулся. Они любят присутствовать при успехах, хотя на деле еще никому не помогли. Их представитель спросил у Воронина, как удалось достичь успеха. Владимир Николаевич ответил: «Потому что вас здесь не было». И тогда МВФ начал предлагать набор программ, из которых мы могли выбирать те, что нам подходили. Нам ничего не могли навязать! Но после прихода к власти альянсов страна покатились в пропасть с нарастающей скоростью.

Подготовил Николай ПАВЛОВ

Комментарии (0) Добавить комментарии