Политика

Оппозиционная каша

11.10.2024, 13:57
{Оппозиционная каша} Молдавские Ведомости

Развязка главной интриги президентских выборов 20 октября - сохранит ли Майя Санду свой пост или потеряет - зависит от оппозиции, но за неделю до выборов лагерь соперников Санду представляет из себя такую кашу, что рассчитывать на то, что из нее слепится какая-то жизнеспособная альтернатива, не приходится. 

Санду сумела исказить сам смысл выборов. По традиционным канонам либеральной демократии выборы главы государства считаются состязанием личностей и программ. Санду превратила их в столкновение абстрактных геополитических дискурсов, а саму себя в эксклюзивного выразителя одного из них - «европейского». Для этого были использованы два главных инструмента - «еврореферендум» по изменению Конституции и борьба со «зловредным российским влиянием», главным проводником которого изображается «криминальная группировка беглого преступника Шора».  

В результате Санду подходит к выборам в качестве безальтернативного кандидата условной «проеэсовской партии», которому противостоит разношерстное скопление оппозиционных кандидатов, каждый из которых говорит о чем-то своем, и которые не способны ни о чем договориться друг с другом. 

Главная проблема Санду - она сама. Зачистив свой фланг, она сама ограничила потолок своей поддержки. Получив в первом туре много голосов, она столкнется с трудностями наращивания результата во втором туре. 

Самая шумная группировка, которая рисует сама себя в виде главной оппозиционной силы, - это организация Илана Шора, представляющая из себя пул партий, СМИ, различных сетевых структур, действующих по принципу «гербалайфа». 

Чего добивается Шор, понять трудно, если не считать самоцелью троллинг Санду и поддерживающего ее Запада. Грохот этого «мотора» не производит никакого реального движения, потому что между этим «мотором» и «колесами», которые могли бы крутиться и куда-то эту машину двигать, отсутствует «приводной ремень». Заниматься политикой дистанционно, подпольно, из эмиграции трудно. Но «клаксоны» шумят громко. 

Власти Молдовы проводят жесткую линию на запрет всего, что связано с Шором, - партий, СМИ, кандидатов. У Шора нет собственного «чистого» кандидата в президенты, но при этом он грозится, что его сетка поддержит кого-то из официально зарегистрированных, на кого он укажет. Странная тактика. Уже совершенно очевидно и то, что ни одну из партий Шора не допустят и к парламентским выборам. 

Получается, что вся эта структура - просто большой мыльный пузырь, который однажды лопнет, и все увидят, что Шор - политический шут, который много жестикулирует и шумит, но не имеет никакого прямого доступа к политической власти в Молдове. 

Для Шора ситуация усугубляется еще и тем, что к нему плохо относится не только Санду, но и все остальные политики в Кишиневе. Ему здесь вообще никто не рад, ни из власти, ни из оппозиции. Возможно, кто-то готов попользоваться его «машиной», но рассчитываться с ним за «проезд» никто не собирается. 

Парадокс Александра Стояногло заключается в том, что он позиционирует себя в качестве проевропейского кандидата, но при этом поддержан если не пророссийской, то евроскептической Партией социалистов экс-президента Игоря Додона с его, мягко говоря, неоднозначной репутацией. 

Поддержка ПСРМ и Додона, как партии и политика со вторым, после Санду и ее PAS, рейтингом - это сильная, но в то же время и слабая сторона Стояногло. ПСРМ и Додон вроде бы как его тянут, но в то же время и тормозят. 

К тому же проеэсовскому избирателю в целом непонятно, зачем еще какие-то кандидаты-евроинтеграторы, если есть «королева евроинтеграции» Санду. Вера в то, что может существовать какая-то другая, «правильная евроинтеграция», - это уже даже не наивный самообман, а какое-то слабоумие. Режим Санду — это и есть идеальное воплощение евроинтеграции. Урсула фон дер Ляйен не даст соврать. 

У Ренато Усатого своя «группа поддержки». Будучи типичным популистом, он выдвигает лозунги, которые должны понравиться определенной части электората. Этот сегмент может быть довольно большим (на предыдущих выборах за Усатого проголосовало 17 процентов), но пределы роста базы Усатого еще более ограничены, чем у Санду и Стояногло. 

Два бывших премьер-министра, Ион Кику и Василе Тарлев, и бывший башкан Гагаузии Ирина Влах говорят правильные вещи, но их проблема в том, что после того, как от ста процентов отнять голоса сторонников Санду, Стояногло и Усатого, второй тройке кандидатов остается совсем мало голосов - процентов 15 на всех. 

Остальной пятерке кандидатов остается и того меньше. Честно говоря, непонятно, зачем вообще люди, которые изначально понимают, что получат 1-2 процента голосов, участвуют в выборах. 

Ожидается публикация ряда опросов общественного мнения с рейтингами, с которыми кандидаты подходят к дню голосования. Пока все выглядит так, что во второй тур выходят Санду и Стояногло. 

На следующей же неделе ЦИК может снять с предвыборной гонки ряд кандидатов. Во всяком случае, так пообещал главный молдавский полицейский. Пока неясно, кого могут снять и как это может повлиять на результат первого тура. 

И на следующей же неделе Шор может наконец-то сделать свое объявление о том, кого он поддержит на этих выборах. Основные кандидаты с ужасом ждут этого объявления, потому что никто не хочет стать открытым «избранником Шора». В любом случае, все разговоры о всесилии «сетки Шора» - это миф, и на реальный расклад на президентских выборах призывы этого политэмигранта не повлияют. 

И вот мы наблюдаем, как вся эта размазанная оппозиционная каша пытается противостоять хорошо консолидированной позиции Санду, которая может получить в первом туре не менее 40 процентов голосов. Кандидат, который может выйти с Санду во второй тур, получит примерно в два раза меньший результат. 

У ведущих представителей оппозиции, которые во второй тур не выйдут, нет никаких мотивов поддержать того, кто выйдет в финал. Обещания представителей оппозиции объединиться против Санду во втором туре - такой же миф, как «голоса Шора». Некоторые даже предпочтут, чтобы в кресле президента осталась Санду, чтобы и дальше имитировать борьбу с ней, чем помочь контркандидату Санду от оппозиции. 

Дмитрий ЧУБАШЕНКО 

Телеграм

Комментарии (1) Добавить комментарии