Экономика

Отчет госканцелярии о контроле за предпринимательской деятельностью будет рассмотрен ради самого отчета

18.04.2023, 17:05
{Отчет госканцелярии о контроле за  предпринимательской деятельностью будет рассмотрен ради самого отчета } Молдавские Ведомости

Завтра правительство намерено рассмотреть отчет государственной канцелярии о контроле предпринимательской деятельности, осуществлявшемся контролирующими органами в 2022 году. 

Есть закон №131/2012 о государственном контроле за предпринимательской деятельностью, в котором утвержден перечень из 18 контрольных органов, каждый со своей областью контроля. Орган центральной публичной власти, ответственный за надзор за процессом, - госканцелярия правительства. 

По закону контроль может быть плановым и проводиться на одном и том же предприятии не чаще чем раз в году. Внезапные, непредвиденные проверки могут осуществляться на основании неких  обоснованных сигналов, полученных контрольным органом. 

Опубликовано только постановление правительства об утверждении отчета о результатах госконтроля за 2020 год – без приложение самого отчета, как того требует закон. 

Хотя в законе обозначены 18 контрольных органов, фактически уголовно-контрольно-надзорных органов намного больше. 

Пять структур с правом уголовного преследования – прокуратура и специализированные прокуратуры, МВД, НКЦБ, таможенная служба и налоговая служба, согласно уголовно-процессуальному кодексу. 

Десять категорий констатирующих органов, согласно Процессуальному кодексу: полиция; пограничная полиция; НЦБК; таможенная служба; государственная налоговая служба; командиры воинских частей, воинских формирований и начальники военных учреждений; все государственные служащие с особым статусом в составе системы пенитенциарной администрации; командиры кораблей и самолетов; все судебные инстанции и все судьи по уголовному преследованию. 

И 36 органов/структур с правом констатации правонарушений согласно правонарушительному кодексу. 

При этом никаким законом не предусмотрен анализ результатов контроля и публикация обобщенных данных. Пользы от всей этой деятельности нет. 

К отчету, который будет рассмотрен завтра правительством, предусмотрено приложение со статистикой контроля в 2020-2021 годах. Занимательно. В 2020 году проведено 52 065 проверок, 68,4 процента - незапланированные, внезапные на основание неких сигналов. В 2021 году из 46 611 проверок - 54,4 процента внезапных. В 2022 году из 43 610 проверок внезапных – 60,4 процента. 

Больше всего проверок, в том числе незапланированных, проводили: ANSA – по 13-14 тысяч в год, внеплановые 36 процентов; налоговая – по 16-22 тысячи, внеплановых 95 процентов; инспекция труда – по 3-4 тысяч, внеплановых 57-58 процентов. 

По закону акты контроля должны быть обнародованы на специализированном правительственном портале. Но, вопреки требованиям, в 2020 году не опубликовано 22 109 актов (42,4 процента), в 2021 году – 8 546 актов (18,3 процента), в 2022 году – 4 394 акта (10,1 процента). В отчете госканцелярии и в заключении правительства ни словом не пожурили виновных. 

В отчете ничего не сказано о затратах на содержание армии контрольно-надзорных органов, хоть о каких-результатах. Такое ощущение, что правительство утвердит отчет ради отчета. 

Бесполезно содержать столько уголовно-надзорных-констатирующих структур в ситуации, когда с 2017 года правительство, НБМ и национальная комиссия по финансовому рынку не разработали и не утвердили три основополагающих регламента о периодической (раз в два года) проверке исполнения всех нормативных актов – законов, постановлений парламента и правительства, нормативных актов правительственных и банковских структур, участников финансового рынка. Указанные регламенты предусмотрено было утвердить еще в 2018 году по  закону №100/2017 о нормативных актах. 

Бесполезно терроризировать предпринимателей, требовать и получать от них взятки в ситуации, когда с 2009 года в УК РМ отменена статья 331 – до семи лет тюрьмы за игнорирование и/или неисполнение требований законов юридическими и физическими лицами. В ситуации, когда с ноября 2016 года из Конституции,  статья 124, исключили основную функцию прокуратуры – надзор за исполнением законов юридическими и физическими лицами. 

А главная проблема в том, что сотворены пять структур с правом уголовного преследования, 36 структур с правом констатации правонарушений, но нет ни одной структуры, которая контролировала бы, надзирала бы за деятельностью и/или бездеятельностью, за неконституционной узурпацией государственной власти, за неэффективным исполнением полномочий, за бездарностью управленцев и неэффективным управлением госструктурами – президентом, парламентом, правительством и правительственными структурами, прокуратурой и судами. А ведь рыба портится с головы. 

Думитру БАРБАЛАТ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →