Экономика

Отказаться от российского газа легко: нужно только потеплее одеться

26.03.2022, 07:50
{Отказаться от российского газа легко: нужно только потеплее одеться} Молдавские Ведомости

С наступлением весны расцвели нарциссы – и перспектива отключения российского газа больше не пугает европейцев, пишет британское издание «The Economist». Автор статьи уверен, что зависимость от российского газа можно было бы снизить «скромными мерами». От редакции: эти меры могло бы взять на вооружение и правительство Молдовы.

Проводятся мучительные преобразования в энергетике: Европа хочет в течение года на две трети сократить импорт газа из России. Политики и компании развернули закулисную деятельность, пытаясь понять, как пережить следующую зиму. Но пока европейские лидеры создают атмосферу военного времени, население живет так, будто кругом царит мир и спокойствие.

Цены на энергоносители в Европе взлетели до небес, но кое-кто этого практически не заметил. Власти Франции установили верхний предел цен в счетах за электричество и газ (внимание, г-жа Гаврилица!). Италия 18 марта выделила субсидии в размере 4,4 миллиарда евро, чтобы ограничить рост цен на энергию для компаний и частных потребителей. Это  дополнительно к тем 16 миллиардам евро, что были согласованы в последние месяцы.

Некоторые страны сократили пошлины на бензин, хотя это важный источник налоговых поступлений (да, г-жа Гаврилица, а ведь вы отрицали эту меру!). Как и во время пандемии COVID-19, государство сначала платит, а потом задает вопросы.

Автора статьи поражает, как мало власти требуют от европейцев. Даже самые простые меры, «которые не причинят людям практически никаких неудобств», считаются запретными. Международное энергетическое агентство, дающее рекомендации правительствам богатых стран, предложило европейцам понизить температуру в своих домах всего на один градус, что позволило бы сократить потребление газа на 10 миллиардов кубов в год, объем импорта из России примерно за месяц. Этот скромный призыв не поддержал никто.

Некоторые страны ЕС хотят запретить поставки российской нефти. Но никто всерьез не рассматривает самые очевидные способы сократить ее потребление. Если снизить разрешенную скорость на дорогах на 10 километров в час, потребление топлива уменьшится примерно на 15 процентов. А если добавить к этому субсидии, чтобы люди больше пользовались общественным транспортом, если попросить их хотя бы раз в неделю работать дистанционно дома, если запретить пользоваться автомобилями в городах по воскресеньям… Европа сможет процентов на 20 сократить импорт российской нефти. Это выкладки МЭА. Может, это вполне разумные идеи, а может, и нет. Но дело в том, что их не обсуждают.

Еще в 70-е годы можно было рассчитывать на то, что население континента согласится на дискомфорт и неудобства. Ограничение скорости было нормой, голландские и немецкие города раз в неделю становились пешеходными, во Франции обязали температуру в общественных зданиях не поднимать выше 20 градусов (на два градуса ниже сегодняшней среднеевропейской). Телевещание отключали в 23.00.  Сейчас то же самое можно сделать с соцсетями. Восстановили схемы перехода на летнее время, которые использовались во время мировых войн. Если уж мы взяли на вооружение принцип «чего бы это ни стоило», то пусть люди надевают джемперы.

Много говорят о том, как сократить потребление энергии завтра – но никого не призывают экономить сегодня. Богатый мир за полвека сильно изменился,  кризисы помогли сделать экономику более энергоэффективной, нефтяные и газовые шоки не столь болезненны, мир привык к маятниковым колебаниям цен. Но быстрые перемены возможны. Когда Япония после аварии на Фукусиме в 2011 году закрыла свои атомные электростанции - там началась мощная кампания информирования населения о том, как экономить электроэнергию. Поезда стали ездить медленнее, люди отказались от кондиционеров,  работники стали работать по сменам. В Европе (и в Молдове!) никто и нигде такую кампанию не проводит.

О чем это говорит?

Во-первых, Европа вряд ли всерьез настроилась на отказ от российских углеводородов. Если создать больше газохранилищ на уровне ЕС (похоже, договоренность об этом уже есть), с европейской шеи можно будет снять российскую удавку. Если сохранить импорт российского газа в качестве варианта, а не необходимости, можно будет избежать болезненного отказа от дешевой энергии.

Во-вторых, энергоресурсы - деликатная с политической точки зрения тема. При одном только упоминании об ограничении скорости и удорожании бензина начинается критика политиков. Испанские фермеры протестуют против роста цен на энергоресурсы, во Франции Макрону не нужны протесты «желтых жилетов» накануне апрельских выборов. Европа уверенно идет к "чистому нулю" по выбросам, и украинский кризис придал новый импульс этим усилиям.

Третий, и самый удручающий момент в том, что по мнению политиков, их электорат сегодня неспособен на жертвы. Два года пандемии стали для общества серьезным испытанием. Все думали, что когда уйдут ковидные ограничения (но не сам вирус), начнется период динамичного развития. Это не лучшее время для аскетизма и нравственных проповедей. Новая брюссельская мантра – «Европа, которая защищает». Меняющийся мир не должен доставлять гражданам неудобства.

Это позор. Людям не нужно благословение политиков, чтобы убавить температуру в доме или отказаться от полета на самолете. Но удручает то, что их об этом никто не просит.

Перевод: Inosmi.ru

Комментарии (0) Добавить комментарии