Политика

Означает ли признание Россией ДНР и ЛНР то, что процесс признание Приднестровья уже запущен?

25.02.2022, 06:00
{Означает ли признание Россией ДНР и ЛНР то, что процесс признание Приднестровья уже запущен?} Молдавские Ведомости

22 февраля Россия официально признала республики Донбасса. Заявили о готовности их признания Сирия, Куба, Венесуэла и Никарагуа. Президент США Джо Байден ввел санкции против ЛНР и ДНР – то есть тоже фактически негласно признал их, хотя официально США осудили этот факт, как и Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Польша, Молдова, Грузия, Финляндия, Румыния.

Президент России Владимир Путин подписал указ о признании Донецкой и Луганской народных республик после своего телеобращения к гражданам России и соотечественникам на Украине. Подписанию предшествовало проведение экстренного заседания Совбеза РФ. Ранее 21 февраля с просьбой о признании республик к Владимиру Путину обратились лидеры ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник. Они отметили, что украинские власти решились на силовое решение конфликта. 15 февраля депутаты госдумы России проголосовали за проект.

Россия была вынуждена признать Донецкую и Луганскую республики, чтобы их защитить от военной агрессии, а вопрос о признании Москвой Приднестровья не стоит на повестке дня, заявил 22 февраля гендиректор российского института региональных проблем Дмитрий Журавлёв изданию EADaily.

«Отношения Молдавии с Россией гораздо более конструктивны, - подчеркнул эксперт. - Мы признаем эти два региона, потому что нет другого способа их защитить. Молдавия не атакует Приднестровье, к счастью, и с нами не находится в прямой конфронтации. Такой необходимости там нет».

Политолог отметил, что военная напряженность на Украине после признания может пойти на спад. «Очень жаль, что это делается таким способом. Нас вынудили пойти на такие меры. Хорошо, чтобы такие вопросы решались путем переговоров. Но с нами восемь лет говорят, но не слышат. Мы вынуждены это сделать, хоть и для нас тоже будут последствия», - заключил Журавлев.

Депутат Европарламента Радка Максова, входящая в состав делегации по вопросам сотрудничества между ЕС и Молдовой, считает, что угрозы военного конфликта в нашей стране нет, замороженный конфликт может быть разрешен только мирным путем, и единственный способ добиться этого – вывести оттуда российские вооруженные силы. «Общее мнение таково, что нам нужно поддерживать переговоры на дипломатическом уровне, поскольку доказано, что это – лучший способ разрешения таких конфликтов», - отметила в интервью радиостанции «Europa Liberă» политик, представляющая чешский Прогрессивный альянс социалистов и демократов.

Тема признания Приднестровья не поднимается по многим причинам, отметил политолог Эрнест Варданян для «Молдавских ведомостей».

«По-моему, нет ни предпосылок, ни условий признания Приднестровья в качестве независимой республики, - убежден политолог. - На Днестре нет эскалации конфликта. Если и есть попытки некоторых избранников и чиновников в Кишиневе придать агрессивность в отношении непризнанной республики, то это не является государственной политикой».

По словам Варданяна, «ситуация на востоке Украины нагнеталась много лет»: «К событиям, которые происходят сейчас, готовились Украина и Россия. Но на Днестре все спокойно. Приднестровье отделено от России географически, и это тоже может стать серьезным фактором при обсуждении дальнейшей судьбы этого региона, где проживают также сотни тысяч российских граждан. Если вдруг и будет признание независимости Приднестровья, то регион будет задушен экономически, без иного вмешательства в судьбу территории».

Румынский политолог Дан Дунгачиу также сослался на географическую защищенность Молдовы. По его словам, в нынешней ситуации «только география (местоположение) в той или иной степени защищает Молдову»: «Потому что, значительное расстояние - это бесспорное преимущество. Украина в определенной степени защищает Молдову. Ведь таким образом России сложнее попасть в Молдову. Пока Киев будет стоять, у Кишинева есть возможность для маневра, для передышки. Это вовсе не значит, что нужно расслабляться. Но пока только география защищает Молдову, а не что-либо другое».

30 лет остается нерешенным Приднестровский конфликт. После военной агрессии Кишинева в 1992 году ПМР заявила о своей независимости и требует международного признания своего права на суверенитет. Однако власти РМ говорят, что окончательным политическим решением может стать только реинтеграция левобережного региона. При этом западные партнеры Молдовы последнее время накачивают страну оружием, а в обществе зреют реваншистские настроения. Мир на берегах Днестра все это время обеспечивают российские миротворцы, на безоговорочном выводе которых настаивает сейчас Кишинев и его западные партнеры по развитию.

«Политические комментаторы на Западе, а также и в Молдове часто сравнивают ДНР и ЛНР с Приднестровьем, - отмечает политический обозреватель Сергей Ткач. - А президент Молдовы Майя Санду даже давала рекомендации украинским властям не допускать тех ошибок в решении территориальных конфликтов, которые совершил Кишинев. А именно - не вести переговоры с самопровозглашенными республиками, так как это не приводит к реинтеграции страны». Сейчас риторика президента Молдовы несколько изменилась, но ничего существенного в переговорах Кишинева и Тирасполя пока не происходит».

По мнению Ткача, тем временем в приднестровском урегулировании случилось нечто очень важное: «Примерно в тот момент, когда Россия передала Западу свои планы гарантий безопасности, Москва открыто предложила Кишиневу окончательно урегулировать приднестровский конфликт».

На днях в Кишиневе побывала делегация российского МИД во главе с заместителем министра Андреем Руденко. Одной из тем было приднестровское урегулирование. Может, Москва таким образом подталкивает Кишинев к мирному варианту решения территориальных проблем? «Однако нужно иметь в виду, что Донбасс и Приднестровье - лишь «клеточки» на «большой шахматной доске,  главное же - предложения по гарантиям безопасности, направленные Россией США и НАТО, - считает Сергей Ткач. - В этих предложениях говорится о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на восток. А значит, Москва не видит ни Украину, ни Молдову членами НАТО. Такой статус Киева и Кишинева является элементом новой системы европейской безопасности, которую хочет выстроить Москва.  Признание Россией ДНР и ЛНР - однозначный сигнал Кишиневу. В мире, и на европейском континенте, в частности, начались динамичные процессы».

Все это должно стать основой кардинальных изменений в приднестровском урегулировании, где ранее речь шла лишь о политике малых шагов, решении в первую очередь проблем, которые больше всего волнуют граждан двух берегов Днестра.

Первая встреча вице-премьера по реинтеграции Олега Серебряна с главным переговорщиком Тирасполя Виталием Игнатьевым состоялась 18 февраля. Чиновник в интервью порталу «Свободная Европа» сказал: «К сожалению, несмотря на то, что было столько тем, диалог ни к чему не привел, то есть на данный момент у нас блокированы все направления. Скорее, это был обмен мнениями по ряду волнующих нас вопросов. С нашей стороны были подняты три основных вопроса, в том числе вопрос о свободе передвижения, который лично я считаю самым важным. Другими обсуждаемыми темами стали вопрос доступа к сельскохозяйственным угодьям к востоку от трассы Каменка-Тирасполь, проблема моста Гура Быкулуй и тема прав человека, особенно дела политзаключенных».

В то же время Олег Серебрян уточнил, что в следующую пятницу состоится новый раунд переговоров в том же формате «1+1» в Кишиневе, повестка дня остается прежней.

Сергей Ткач обращает внимание на то, «что трансформация подходов со стороны Москвы застала Кишинев и Запад врасплох, так как к конструктивным переговорам Молдова и ее кураторы оказались не готовы – темы переговоров прежние и главная - вывод российских военных (миротворцев), а также вооружений из приднестровского региона».

Но что ожидается после? Никто об этом речь не ведет! У правящей партии нет позиции по приднестровскому вопросу, ни одного предложения о том, как могло бы происходить воссоединение Молдовы и достижение гражданского единства. Неужели все дело в том, что действия власти будут направлены на соединение с другой страной? Но какова же будет в таком случае  судьба Приднестровья?

Марина ТИМОТИНА

Комментарии (6) Добавить комментарии

  • x

    моня, ты будешь побит прямо у себя дома. а то и вообще окочуришься.

  • x

    Мир гораздо ярче чем нарисованная картина мышиного цвета Тимотиной. На кремлевского карлика, свои или чужие, оденут смирительную рубашку и все закончится. Даже важнейшее признание Никарагуа много не потянет.

    • x

      Молишься на американского дурика? Тебе бы мозги как у "кремлевского карлика" не сидел бы в своей конуре и не писал бы глупые тексты. В том, что сейчас творится полностью вина Зеленского, ЕС, Британии и в первую очередь США. Байден открытым текстом заявил, что никому не позволит нарушить гегемонию США в мире, США управляет миром. До этого они твердили, что несправедливо, что одна страна занимает такую большую территорию и владеет таким количеством богатств как Россия. США сделает все, чтобы разрушить Россию. Этим они и занимаются. Это все не на российском телевидении показывали, это западное телевидение крутило. Так что продолжай дальше лизать американским шестеркам, которые копят миллионы долларов в банках за то, что пошли против Путина, а на людей плевали.

  • x

    Смотрите, если Россия выйдет на границу с Приднестровьем, что и произойдет, проблема решится автоматически. Либо Молдова даст им статус федерации и язык, либо Молдова потеряет Приднестровье. Точка. Молдове придется выбирать.

    • x

      ...поддержка сепаратизма не приветствуется при любой погоде. Осторожно !!! / Увага!!!

      • x

        Притеснение и дискриминация, а тем более применение силы – это преступление. Федерация – это демократический способ решения конфликта. Украина не хотела этого понимать, надеясь, что молдова поумнеет.