Закон

Деньги жертв политических репрессий украдены

20.05.2014, 06:00
{Деньги жертв политических репрессий украдены} Молдавские Ведомости

Пока в Кишиневе строили «паровозы памяти», в столице и в стране создавались преступные схемы вывода из казны компенсаций несуществующих потерь. В них вовлечены готовые к лжесвидетельству наследники репрессированных и дающие показания «старожилы», чиновники минюста, комиссии по проблемам жертв политических репрессий, судьи, примары, частные фирмы по недвижимости. В итоге, пока репрессированные нищенствуют, ожидая грошовых компенсаций, состоятельные люди крадут миллионы лей.  

 

Серафим Урекян: «Впервые на заседание Счетной палаты не пришел ни один из руководителей министерств и ведомств, позволивших безнаказанно таскать из бюджета огромные деньги. Могу объяснить это лишь тем, что им стыдно за то, что в одночасье стали миллионерами, нажившись на нашей трагической истории».  

 

Деньги жертв политических репрессий украдены. На законе о компенсациях жертвам нажились «комиссии боли», примары, судьи, фирмы по недвижимости и бесчестные наследники

 

Счетная палата – а ее работники многое повидали на своем веку! – шокирована особым цинизмом и наглостью, с которой ежегодно реализуются схемы вывода из казны сотен миллионов лей якобы в целях реализации закона «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого парламентом в конце 1992 года.

 

Свиней превратили в лошадей, а глиняную миску – в китайский сервиз

 

Аудит, итоги которого были озвучены в прошлую пятницу, включал период 2008-2013 годов и был проведен в минфине, муниципии Кишинэу и четырех районах страны: Бричанском, Дондюшанском, Рышканском и Страшенском. Как отметила в своем докладе руководитель управления Марианна Спояло, повсеместно выявлены многочисленные злоупотребления и нарушения при выдаче компенсаций.

 

Долгое время внедрение закона о реабилитации жертв тех давних депортаций буксовало. После принятия в 2006 году ряда поправок дело сдвинулось. На центральном уровне была создана специальная правительственная комиссия по проблемам жертв политических репрессий. Появились и ее территориальные отделения: в муниципиях Кишинэу и Бельцы, в 32 районах страны. Из госбюджета на компенсацию потерь репрессированных ежегодно выделялись сотни миллионов лей.

 

Деятельность «комиссий боли» стала прибыльным бизнесом. К такому выводу пришли главный государственный контролер Серафим Урекян и члены Счетной палаты, ознакомившись с результатами проверки. На святой памяти и крови пострадавших за счет государства незаконно наживаются кто во что горазд.

 

Лидирует Рышканский район. Там в 95 процентах случаев стоимость конфискованного 74 года назад имущества депортированных оценивалась, как сказала докладчик, по «своим меркам». Безусловный чемпион оценки  - житель села Пыржота, который сформулировал список претензий из 130 пунктов, перечислив потери своего родственника и требуя материальной компенсации. Вначале он, видимо, не осмелился в одночасье стать миллионером, скромно урезав аппетиты до 899,9 тысяч лей. Затем передумал и увеличил сумму претензий до 1,466 миллиона.

 

«На трех страницах представлен список имущества, отобранного у депортированной в 1940 году семьи, - возмутился Серафим Урекян. – 180 тарелок из китайского фарфора, десятки фужеров из лучшего хрусталя, серебряных вилок, ножей и т.д.. Я был в дворце короля Швеции. Мне с гордостью показали две тарелки из китайского фарфора, подаренные несколько десятилетий назад одному из королей в знак благодарности за его деятельность. Трудно поверить, что 74 года назад крестьянин в далеком молдавском селе ужинал исключительно на тарелках из китайского фарфора, запивал вино из хрустальных фужеров и пользовался серебряными столовыми приборами».

 

Урекян не переставал удивляться, продолжая зачитывать список: по 400 килограммов повидла, засоленных помидоров и огурцов, отара из  ста овец, которые все должны были вот-вот объягниться, десятки свиней весом по 200 кило, сотни кур, гусей, уток и их птенцов, коровы, лошади, 150-метровый забор из досок толщиной в 5 сантиметров… Все эти данные, как выявили аудиторы, основывались на воспоминании трех жителей села.

 

Люди, потерявшие память, в роли свидетелей

 

На заседании СП были представлены видеокадры бесед аудиторов со свидетелями депортаций.

 

100-летняя крестьянка считает, что депортация в Сибирь ее семьи происходила в 1939 году. Ровесник старушки утверждает, что их выслали 22 июня 1941 года. Голос за кадром подсказывает ему, что в этот день Германия напала на СССР и началась война. «Какая такая война?..» – растерянно спрашивает дедушка. Третий по счету столетний старец вообще отказался общаться с аудиторами.

 

«Воспоминания» этих людей об изъятом имуществе одной из депортированных семей стали документом после того, как их подмахнул примар. Компенсация, которую востребовали наследники у  государства, составила около полутора миллиона лей!

 

Подпишет ли примар не глядя ходатайство о строительстве виселицы?

 

Примар села Пыржота Илья Цолиня первым вышел к трибуне на «разборку» после доклада аудитора. Члены СП обрушили на него шквал вопросов.

 

«Я прекрасно знаком с сельским хозяйством, - сказал Серафим Урекян. – Ответьте только на несколько вопросов. Вы видели в жизни свинью весом в 200 кило? Это уже прямо-таки лошадь. Стадо из ста овец, которые должны были принести приплод – кто-то проверил их всех?».

 

На эти, как и на все прочие вопросы примар реагировал молча. Потом объяснил, что подтвердил своей подписью стоимость конфискованного имущества и ходатайство о компенсации автоматически, не вчитываясь в смысл представленных документов.

 

«В журнале «Крокодил» в советское время была опубликована такая карикатура, - прореагировал на эти слова председатель СП. – Некий прораб подписал, не читая, смету расходов для приобретения веревки, мыла и строительства виселицы, на которой предполагалось повесить его самого. Вы также легко подпишете ходатайство о строительстве виселицы для самого себя?».

 

Убитый аргументами примар снова смолчал.  

 

Вместо справки о потерянных активах - справка о наличном имуществе

 

Аудит показал, что в Кишиневе и четырех проверенных районах в большинстве случаев оформление и выдача компенсации родственникам депортированных происходит с нарушением законодательства и предусмотренных процедур.

 

В столице в каждом третьем случае без представления соответствующих документов были незаконно выданы свыше 4 миллионов лей. К примеру, в Дурлештах ГП «Кадастру» по просьбе местного жителя, желающего получить компенсацию за отобранную у родственников недвижимость, оценил  стоимость потерянных активов в полмиллиона лей лишь на основании показаний одного свидетеля, который не указал даже площадь дома.

 

В каждом втором случае специальная комиссия Бричанского района не соблюдала требование предоставления необходимых для компенсаций документов. В результате незаконно выплачено 3,4 миллиона лей. Желание урвать у государства побольше подталкивало к тому, что люди завышали стоимость отобранных недвижимости и имущества в десятки раз. Житель села Зэйкань представил показания своих односельчан, в которых количество конфискованных овец умножили на 16, а птицы – на четыре в сравнении с архивными данными.

 

Происходили и вовсе казусные случаи. В селе Кожушна Страшенского района местный житель получил компенсацию за однокомнатную недвижимость своего депортированного родственника в размере почти 631 тысяча лей. Причем деньги выданы не за утерянное имущество, а на основании справки, выданной ГП «Режистру» о недвижимости и имуществе, которыми заявитель обладал на момент подачи заявления в комиссию о компенсации: дом, веранда, хранилище, погреб, металлический забор и т.д..

 

Минфин поручил восстанавливать справедливость фирме «Триада»…  

 

«По какому принципу происходит оценка недвижимости депортированных людей?», – в недоумении спросил Серафим Урекян у представителей районов и специальных комиссий по реабилитации депортированных.

 

Как разъяснила секретарь комиссии Рышканского района Валентина Гаращюк, с самого начала они получили инструкции от одного из вице-министров юстиции, сообщившего, какие фирмы будут заниматься оценкой стоимости конфискованного имущества. Среди них значилось и небезызвестное кишиневское ООО «Триада». «Мы вынуждены ориентироваться на цифры, представленные этими фирмами», - сказала Гаращюк.

 

… А комиссии и суды вошли в долю 

 

Итак, государство ежегодно теряет сотни миллионов лей, незаконно выплачивая компенсации потомкам депортированных на основании откровенной липы.

 

Члены СП удивились, узнав, что в судебные органы со стороны вышеназванных комиссий не было подано ни единой апелляции по фактам нарушения законов при оформлении и выдаче документов. Более того, некоторые члены комиссий помогают в судах представителям репрессированных родственников выбить из государства значительные суммы компенсации. Подобные факты аудиторы зафиксировали в Страшенском и других районах.

 

Судья грубо нарушил закон… в порыве сострадания?

 

Из ряда вон выходящий случай произошел в Дондюшанах. Несколько лет назад местный судья обязал государство выплатить 5 миллионов лей одному из местных жителей за конфискованное 70 лет назад имущество его родственников. Основанием для принятия решения послужило заявление истца и показания нескольких свидетелей.

 

Позднее сумма была увеличена вдвое – добрый служитель Фемиды решил добавить истцу компенсацию за конфискованную землю, хотя это грубо нарушает закон о реабилитации политзаключенных, в котором не предусмотрена компенсация за отобранную землю.  Подобных примеров немало.

 

Одним сто лей, другим – по миллиону

 

«Эти факты дискредитируют саму идею реабилитации жертв политического террора, - сказал Серафим Урекян. – В моем родном селе Ларга Бричанского района были депортированы 67 семей. Те, кто с малолетства был вынужден покинуть родные места, до сих не могут добиться хотя бы 100-200 лей компенсаций. В то время как другие становятся в одночасье миллионерами за государственный счет. Я вижу в этом конфликт интересов с участием представителей государственных чиновников различного уровня. Люди в очередной раз разочаровываются в возможности достижения у нас социальной справедливости».   

 

Серафим Урекян крайне возмутился тем фактом, что заседание СП проигнорировали руководители всех министерств и ведомств, участвующих в реализации программы реабилитации политзаключенных: «Впервые к нам не пришел ни один из государственных сановников из числа тех, кто позволил безнаказанно тратить из бюджета огромные деньги. Могу объяснить это лишь тем, что им стыдно за то, что за счет казны в одночасье многие стали миллионерами, нажившись на нашей трагической истории».  

 

Отчет Счетной палаты будет направлен в компетентные органы.

Николай Менюк

Комментарии (17) Добавить комментарии

  • x

    Минфин выделит 287 тыс. леев на компенсации за конфискованное имущество бывшим репрессированным. Соответствующее решение правительство приняло в среду. Средства предназначены для жертв политрепрессий из районов Стрэшень и Резина. Всего, компенсации получат три человека.

  • x

    В Бричанском районе это весьма вероятно, что в примэрии села Богдынешти. Там полная анархия. Компенсации получают все. Все - кому положено и кому не положено. И компенсации довольно таки внушительные. Зачем работать тогда ??? Если зарплата ниже Богдынешских компенсации

  • x

    Не говорите глупостей,что им стыдно,если было бы стыдно они бы поуходили по собственному,а так знают что им ничего не будет,а неявились потомучто продумывали новый план воровства.

    • x

      Не успел Урекяну сообщить вчера молдаванам, что украдены сотни миллионов леев репрессированных, сегодня запускает очередную бомбу: Герасимов и компания из дорожного ведомства РМ разворовали больше миллиарда леев Дорожного фонда. Кошар не только от происходящем, но более от бессилия Счетной Палаты. В то же время эмиссары ЕС хвалят эту шайку преступников у власти за "блестящие реформы" и "значительных" успехах в борьбе с коррупцией. Зададимся русским вопросом "Что делать?" По- моему, зря.

      • x

        Что значит "бессилие Счетной палаты"? СП обязана контролировать, выявлять злоупотребления и передавать материалы в прокуратуру и прочие структуры. Что она и делает. Скажите лучше: БЕССИЛИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ВЛАСТИ В ЦЕЛОМ.

      • x

        Не Герасим, а ШАЛАРУ.

    • x

      Паровозы воровства не остановить. И паровоз на вокзале - тоже способ нажиться. Автору монумента не заплатили. Кужа же делись деньги?

  • x

    Гимпу же подписал нечитая на 6 лимонов бумажку и ничего,как с гуся вода.Народ решил если государство грабит,так почему ему не пограбить государство.А выходит ,что его самого грабят уже не раз.Писаки законодательные неподумали чем могут закочится игры с народом.

  • x

    «Я прекрасно знаком с сельским хозяйством, - сказал Серафим Урекян. – Ответьте только на несколько вопросов. Вы видели в жизни свинью весом в 200 кило? Это уже прямо-таки лошадь...».

    Необходимо напомнить чиновнику, что у хороших хозяев в то время было нормой откармливать свиней до 200-250 кг живым весом - сало (толщиной в ладонь и более) и мясо таких свиней больше ценилось - это было показателем успешности и достатка в семье. У нерадивого хозяина и его свиньи показатели были скромнее))). Напрашиваются выводы, почему чиновник не видел свинью в 200 кг, видать негде было увидеть...
    Во времена СССР на ВДНХ в павильонах скотоводства возможно было лицезреть передовые экземпляры пород свиней в 300-400-500 кг весом. И никто их лошадьми не называл))).
    Сейчас же, по новым технологиям, свинью откармливают до 90-100 кг и её звезда закатывается на убойном цеху.

    • x

      Живой вес хряка может достигать в отдельных случаях 420 кг, в среднем максимальный вес - 345 кг. Свиноматка может достичь веса в 370 кг, среднее максимальное значение 255 кг.

      Вес туши после забоя составляет до 87 % от живого веса.

  • x

    Многие горожане лет двадцать назад бросились приобретать участки земли за городом и даже начинали строиться (помните - фазенды!). Однако все это быстро пошло на спад. Их новое жилье немилосердно разворовывалось "местными кадрами". Власть не предпринимала никаких действий. Потому что - как мы сейчас понимаем -полностью погрузилась в процесс личного обогащения. Я знаю случай когда один из недавних эмигрантов захотел организовать на родине солидный сельсхозяиственный бизнес. Выращивать и высущивать сливу для западного рынка. Вложил свои деньги.
    Его бизнес МНГНОВЕННО испарился.
    Зато "сельчане" из начальников построили тысячи зданий в Кишиневе (фазенды, но на свой лад). Здания часто даже не зарегистрированы, хотя пользуются городской инфраструктурой по полной программе.

    • x

      Вот об этих благоустроенных домах в пригороде столицы (или других городов) и пишите. Нечего сваливать в общую кучу новоявленных нуворишей и простых сельских жителей-тружеников. А насчёт разворовываний - "местных кадров" везде хватает, и в селе, и в городе. Дом/хозяйство присмотр любят. Оставьте без присмотра многоэтажку в городе - спустя некоторое время разворуют всё что можно, и как раз честные, по вашему мнению, "местные кадры". Это ментальность такая сейчас - брать всё, что плохо лежит.

  • x

    Мне расказывали такой вот случай.
    Одна молдаванка приехала в Италию на заработки и устроилась в прислуги у семьи среднего достатка. Много им рассказывала о своей плохой жизни на родине. Они ей сочуствовали и даже повысили зарплату. Но когда один раз она пригласила их на встречу с земляками в ресторан - итальянцы поразились обилию блюд и роскошной сервировке. Они такого не могли себе позволить. Вскоре ее уволили.
    Сельские плуты владеют значительными земельными участками и здоровенными доминами- и не платят НИКАКИХ налогов. В это время городские пенсионеры голодают чтобы оплатить счета за тепло которые просто высосали из пальцев.

    • x

      Раз в селе всё так хорошо, а городе так плохо - продавайте квартиры и купите дома в селе. Никто не против. Причём, из-за большой разницы в цене недвижимости, после приобретения "здоровенной домины" даже останется неплохая сумма денег. Ах да, забыл уточнить - очень часто в селе удобства во дворе, ванны и душа нет, воду из колодца носить надо, газ в баллонах, отопление сухим топливом, поликлиника/больница за тридесят километров, в магазине узкоспециализированный набор товаров, за домом/хозяйством присматривать надо (даже зимой работы хватает). Как вам такая перспектива? Сомневаюсь, что будет приемлема... Так что, не надо бла-бла-бла о "сельских плутах".

      • x

        Слушайте, а разве это не плутовство - давать показания из головы? В городе нереально что-то вернуть репрессированным: дома большей частью снесены, а землю не вернут. Тут селу больше повезло. Как и при приватизации: в городе приватизировали одну хрущобу на семью, а в селе - участок земли, имеющий товарную ценность.

        • x

          Какова на данный момент реальная рыночная стоимость 30 соток в селе (без построек, их сельский житель сам своим трудом и потом возвёл) и 1, 2, 3-х комнатной квартиры (которую дали бесплатно когда-то) в городе? Разницу и всю подоплёку улавливаете? То, о чём вы говорите - банальная демагогия, страсть к иждивенчеству и беспочвенная зависть. Не хорошо это. Мелочно.

          • x

            Вообще-то говорится о другом - о воровстве денег, которые принадлежат людям, за права которых якобы бьются насмерть правые партии. Вот уже и этих людей обманули. Как мило. Симпатичная у нас все-таки власть.