Политика

PAS хочет поставить власти капельницу, но не знает как

17.09.2021, 06:00
{PAS хочет поставить власти капельницу, но не знает как} Молдавские Ведомости

Парламент ищет механизмы перезагрузки власти. Он  принял в прошлый четверг поправки, позволяющие отзывать руководителей госучреждений. Инициативу поддержали депутаты PAS и один из депутатов БКС. Правящее большинство задумало поставить власти капельницу, чтобы провести быструю детоксикацию, но не очень понимает, как действовать. Новая метла пока не метет, если не считать отдельных отставок и замены «чужих» чиновников «своими». Система, родившая так много злоупотреблений, остается без изменений, и нет гарантий того, что «добрые люди», оказавшись у власти, не будут действовать точно так же, как действовали в недавнем прошлом и люди «недобрые». Кроме того, правящая партия разбудила отнюдь не безопасные инстинкты, дремавшие в толпе со времен сноса памятников Ленину.

Устанавливать основания для отзыва будет комиссия по экономике, бюджету и финансам. На основании ее отчета парламент большинством голосов сможет, например, отзывать членов админсовета НАРЭ. Поправки касаются НКФР, КСТР, совета по конкуренции, агентства по разрешению споров. Представляя позицию левых, депутат Олег Рейдман сказал, что у парламента уже есть инструменты контроля над учреждениями: «Этот закон не просто не будет действовать - он гарантирует нам чехарду».

По большому счету, речь идет о люстрации. Ее требуют и некоторые общественные организации. Союз писателей, сменивший в пятницу председателя (Тео Кирияк стал преемником Аркадие Сучевяну), призвал принять закон о люстрации. Поскольку активный член СП Василе Шоймару теперь является депутатом от PAS, можно ждать озвучки этой инициативы с трибуны законодательного органа. Писатели требуют морального возрождения общества, права назвать «имена не только героев, но и предателей», потому что иначе последние «могут замаскироваться под патриотов и работать против наших национальных интересов».

Писателей не смущает то, что не так давно подобные попытки скандально провалились на Украине, приведя к решению ЕСПЧ о нарушении прав подвергнутых люстрации госслужащих. Киев принял закон об очищении власти сразу после Евромайдана, а при Петре Порошенко был даже создан единый госреестр лиц, которым запретили занимать должности в течение 10 лет. По действие закона попало около 5 тысяч человек, кое-где люстрация вылилась в самосуды, получив название «мусорной». Подано больше тысячи исков в национальные суды. Жалобы в  ЕСПЧ Страсбург объединил в дело «Полях и другие против Украины», отметив, что истцы были уволены только на том основании, что занимали должности при Викторе Януковича или были членами КПСС до 1991 года. При этом Владимир Зеленский первоначально предлагал расширить действие закона уже на работавших при Порошенко, включая даже  бывших депутатов и прокуроров. В итоге закон об очищении власти с 2019 года застрял в конституционном суде Украины. Судьи предпочли не голосовать без всяких объяснений.

Сегодня молдавский союз писателей призывает люстрировать тех, кто «был на службе у КГБ», кто спровоцировал войну на Днестре, кто организовал события 7 апреля 2009 года, а также похитителей миллиарда и «работающих в интересах другого государства, саботируя европейский курс РМ».

Но кто же работал на КГБ? В 2007 году СИБ намеревался обратиться к спецслужбам США с просьбой выяснить, кто распространил так называемый «Список Шандровского», в котором перечислялись лица, сотрудничавшие с КГБ. В 2016 году Василе Шоймару пытался доказать, что в список под кличкой «Че Гевара» не случайно попал академик АНМ и АН Румынии Валериу Матей: будущий фронтист, националист и антикоммунист ездил в 1978 году на фестиваль молодежи и студентов в Гаване, а потом получил двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Но, несмотря на атаки Шоймару, Матей возглавляет дом румынской культуры в Кишиневе, не повредили и обвинения в плагиате.

Союз писателей призвал создать национальную  комиссию по люстрации и дать ее членам доступ к документам. Но в каком же возрасте сейчас агенты КГБ? И где те документы? Какой суд назовет виновных в организации событий 1992 года? И что делать с теми членами самого СП, которых обвиняли в сотрудничестве с советскими спецслужбами? Николае Дабижа был в свое время членом КПСС и получал от партии все блага. Замешаны писатели и в краже миллиарда. В мае 2013 года отколовшаяся от ЛП группа депутатов-либералов во главе Ионом Хадыркэ поддержала кандидатуру Юрие Лянкэ на должность премьера, а потом голосовала за решения, способствовавшие выводу денег из банков.  

По мнению политического аналитика Виктора Пелина, инициатива писателей может и должна способствовать принятию закона о люстрации, причем под его метлу должны попасть все, включая даже почетного председателя ПНЕ Траяна Бэсеску, объявленного решением румынского суда первой инстанции бывшим сотрудником секуритате. Но Бэсеску лишен молдавского гражданства в 2018 году и может спасть спокойно. Также Пелин предлагает после «скандала с конфликтом интересов на телеканале TV8» подвергнуть его сотрудников люстрации и задействовать механизм автолюстрации, то есть саморазоблачения. Такое уже было: министр юстиции Александру Тэнасе в 2018 году подал в отставку после публикации записи его телефонного разговора с Вячеславом Платоном. Но парламент так и не рассмотрел отчет следственной комиссии по расследованию отмывания российских денег через банки и суды РМ, и никто не наказан. Тот же Платон подорвал авторитет телеканала TV8 и Натальи Морарь, напоминает Пелин: «Для публичных лиц контакты с персонажами с репутацией Платона могут иметь разрушительные последствия. И тут ни в коем случае нельзя говорить о презумпции невиновности: речь идет о репутации и авторитете публичных лиц». К самолюстрации в духе Тэнасе и Морарь Пелин призывает и союз писателей: «Надо, чтобы некоторые видные члены союза, ставшие главными героями скандалов, мишенью публичных обвинений, также самоочистились».

В течение четверти века в Молдове не говорили об агентах КГБ и необходимости их вылавливания.  Возвращение к этой теме говорит о том, что власть разбудила отнюдь не безопасные инстинкты, дремавшие в толпе со времен сноса памятников Ленину. Пока что правящее большинство ведет речь, казалось бы, о вполне цивилизованных мерах: обязанности госчиновников и выборных лиц декларировать имущество и интересы. Возможно, есть скрытые интересы, которые побуждают компрометировать эти методы и подходы, окарикатуривая их. И вот уже озвучиваются безумные инициативы в духе охоты на ведьм, нарастает давление на власть, которую призывают организовать масштабную «люстрацию» и «автолюстрацию». Хотя в резолюции ПАСЕ № 7568 от 3 июня 1996 года четко говорится: «Никто не должен подвергаться люстрации исключительно за принадлежность к какой-либо организации или за деятельность в пользу какой-либо организации, которые являлись законными в период существования этой организации или осуществления этой деятельности… вина, будучи индивидуальной, а не коллективной, должна быть доказана в индивидуальном порядке». И это ставит крест на попытках власти устранить из системы тех чиновников, что работали при Плахотнюке.

Но что же мешает очертить более четко законодательство, в рамках которого президент, парламентарии, государственные и местные чиновники, местные советники – и старые, и новые - были бы обязаны четко декларировать доходы, расходы, интересы, связи? Что мешает сделать прозрачным частное предпринимательство, которое всегда связано с властью? Ведь анонимность бизнеса нарастает: данные о владельцах компаний все чаще считают «персональными», не подлежащими разглашению, как и финансовые отчеты предприятий. Доходы частных компаний – тайна за семью печатями, но что мешает обнародовать данные, если эти доходы честные? Однако даже бюджеты государственных и муниципальных предприятий у нас не публикуются, а их сайты не обновляются.

Это касается и информации о государственных закупках, о приватизации, об уплате налогов и долгах, о тратах денег доноров и распределении гуманитарных грузов, о проверках Счетной палаты, о продаже земельных участков, о нарушении экологических норм, о проведенных местной властью работах по благоустройству населенных пунктов и множестве других направлений, по которым анонимно тратятся деньги налогоплательщиков. Чтобы ликвидировать все пробелы в законодательстве, которые сделали государственную машину для общества «черным ящиком», нужны время, терпение, терпимость и интеллект – а не кавалерийские наскоки в духе приснопамятных акций поиска «агентов», переименования улиц и сноса памятников.         

Александр КАЗАНСКИЙ 

Комментарии (0) Добавить комментарии