Спорт

Павел Чебану: «А кроме футбола – ничего»

28.07.2015, 06:00
{Павел Чебану: «А кроме футбола – ничего»} Молдавские Ведомости

Правда ли, что президент ФФМ – диктатор и проталкивал ли он своего сына в спорте 

Президента федерации футбола Молдовы Павла Чебану смело можно назвать столпом отечественного спорта. Без малого 20 лет он у руля ФФМ. Таким долголетием, кроме шефа НОК Николая Журавского, не может похвастаться ни один спортивный чиновник РМ.

 

- Павел Георгиевич, вы почти 20 лет руководите ФФМ. Срок немалый, тем более - на таком ответственном месте, где стрессов хоть отбавляй. Нет желания уйти, отдохнуть?

- Вы правильно заметили – стрессов хоть отбавляй. Ведь футбол – самый популярный вид спорта, и каждый болельщик мнит себя специалистом, тренером и функционером. Под таким вот прицелом приходится работать. Мы как минеры – ошибиться не имеем права. Сразу - ушат критики.

Как я могу уйти, если люди меня избрали на этот пост? К тому же футбол – это вся моя жизнь. Ведь дошел от профессионального игрока и тренера до президента. В свое время основал клуб «Амоком», которым руководил, когда тот выступал в элите молдавского футбола.

Когда я начинал в федерации – 17 человек ютилось в трех кабинетах здания, где размещена регистрационная палата. А отечественный футбол уже выходил на международную арену. В нашу страну все больше приезжало чиновников из-за рубежа, из УЕФА и ФИФА. И мы принимали их в этих кабинетах, куда вел путь по узким коридорам, где толпились в очередях люди?

 

- Наверняка вам завидовали: ФФМ удалось отстроить в центре города такое роскошное здание…

- Оно построено на деньги федерации при помощи УЕФА и ФИФА. На открытии присутствовали президент страны Петру Лучински и генеральный секретарь УЕФА Герхард Айгнер.

 

- Что вы скажете о нынешнем скандале в ФИФА?

 - Трудно что-либо однозначно сказать, пока идет следствие. Но эта неприятная история  наложила темный отпечаток, как на ФИФА, так и на весь футбол. 

 

- Павел Георгиевич, о чем вы мечтали в детстве?

- Мне было всего шесть лет, когда Юрий Гагарин полетел в космос, но я отчетливо помню ту эйфорию, которая захлестнула всех. Даже в нашем детском саду села Рени Одесской области все бурно радовались. Мои сверстники хотели стать космонавтами. А я, хоть и радовался вместе со всеми, летать как-то не стремился. Мне уже тогда больше нравился футбол. Выступал за честь школы на всех городских соревнованиях. И, видно, это у меня неплохо получалось, раз меня, 10-летнего пацана, брали в команду 15-летних.

Так что, когда заканчивал школу, вопрос «кем быть?» не стоял. Я твердо решил связать свою жизнь со спортом и поступить в кишиневский тогда еще пединститут на кафедру физвоспитания. Думал, если не стану футболистом, то уж преподавателем физкультуры – точно. Но, к счастью, меня приметили представители тогдашнего «Нистру» и пригласили в команду.

 

- Помните свой первый матч за «Нистру» в чемпионате СССР?

- А как же. Это случилось в памятном для всех молдавских болельщиков 1973 году, когда «Нистру» завоевал право играть в элите советского футбола. Тогда 18 октября мы играли в Ашхабаде против местного «Строителя». И вот меня, 18-летнего, ставят в основной состав. Радости было море, но и ответственности – тоже.

 

- Павел Георгиевич, если вернуться в прошлое, согласитесь, что массовость футбола была впечатляющей.

- Согласен отчасти. Не было компьютеров, гаджетов. Родители частенько давали нам мяч, чтобы мы не путались под ногами. Но массовый футбол в Молдове все ж таки не умер. Да, уже нет того дворового футбола. Но вы удивитесь: ФИФА и УЕФА постоянно ставит нас в пример и отмечает наше лидерство по тому самому массовому футболу. Все это - благодаря специализированным футбольным коробкам, которые ФФМ по линии помощи от высших футбольных институтов устанавливает во многих спальных районах Кишинева и республики. И эти площадки не пустуют. В итоге массовый футбол не умирает, напротив, развивается, порой отвлекая молодежь от всяких ненужных дел.

 

- Ваш сын - основной голкипер национальной сборной. А до этого попал в детско-юношескую школу «Зимбру», что само по себе престижно. Скажите честно, прикладывали к этому руку?

- Никогда. Илюша всего добивался сам, своим трудом. Это могут подтвердить тогдашние тренеры ДЮСШ Валентин Гарштя и Дмитрий Дундев, которым я очень благодарен. Илюша добился сам и места в воротах сборной, и томской «Томи», а уж туда точно никого не протолкнешь.  

 

- А что за разговоры ходили - мол, не без вашего участия и, естественно не безвозмездно тираспольский «Шериф» неоднократно становился чемпионом Молдовы?

- Я не раз слышал об этом. Причем не только относительно «Шерифа». Самый свежий пример: будто я за уши вытянул оргеевский «Милсами» в чемпионы этого сезона. Это все ложь! Только на минуту представьте: если бы это было так, сидел бы я в кресле президента ФФМ? У нас маленькая страна, все на виду, ничего ни от кого не утаишь. Тянуть кого-то в чемпионы – нереально. Да и в моих это принципах.

 

- Еще вас иной раз называют диктатором.

- Я диктатор??? Какой я диктатор? Сами посудите: за время моего президентства я не уволил ни одного человека! Да, я строг, сторонник порядка, дисциплины. Но чтобы диктатор… Этого нет.

 

- Павел Георгиевич, футбол – футболом, а что кроме?

- А кроме – ничего. Свободного времени абсолютно нет. Даже на книги или просмотр телепередач. Так, удается иной раз в интернете или по телевизору краем уха услышать что-то из новостей - и все.

Из хобби на первом и, пожалуй, единственном месте – рыбалка. Об этом многие знают. Но выбираюсь поудить рыбу очень редко, как правило, в Рени, где живут еще друзья детства. Вот с ними обычно и рыбачим. Самый большой улов – 15-килограммовый карп.

Виталий ШУТИКОВ

Фото: noroc.tv

 

Комментарии (0) Добавить комментарии