Закон

Павел Мидриган: «Тюрьма дает один мандат, диаспора – еще три-четыре»

13.09.2016, 06:00
{Павел Мидриган: «Тюрьма дает один мандат, диаспора – еще три-четыре»} Молдавские Ведомости

Нормально ли то, что люди, не платящие налогов, влияют на формирование власти, спрашивает известный адвокат?

Итак, ЦИК объявил, что общее количество избирателей - 3,2 миллиона граждан. Данные взяты из госрегистра «Registru». В то же время журналисты RISE Moldova проверили данные 300 человек, покоящихся на двух кишиневских кладбищах, и обнаружили, что сто включены в списки избирателей.

Все больше фактов, свидетельствующих о том, что власть действует не от имени закона и не во имя закона. О том, как нарушаются нормы законодательства и какие противоречия чиновники выдают за абсолютную правду, рассказал «Молдавским ведомостям» известный адвокат, профессор Павел Мидриган

3,2 миллиона избирателей – недопустимая цифра

- Раньше составлялись списки избирателей на основании данных примэрий, учитывались самые последние данные, то есть списки были точнее.

Считаю, что недопустимо брать в расчет численность в 3,2 миллиона избирателей. Это первый шаг к фальсификации. В 2009 году численность избирателей составляла 2,6 миллиона человек. Если учитывать такие данные, как естественная убыль и прибыль населения, сотни отказов от гражданства (публикуются в каждом номере «Официального монитора»), то численность избирателей может составлять 2,2 миллиона.

Вот другие официальные данные: у нас 700 тысяч пенсионеров, примерно 100 тысяч инвалидов и 1– 1,1 миллиона трудоспособного населения. Итого 1,9 -2 миллиона избирателей. Откуда же цифра в 3,2 миллиона?

Голоса из тюрьмы могут обеспечить победу любого кандидата

- У нас порочная система учета населения и формирования списков. Например, осужденные могли участвовать в республиканских выборах, но не могли участвовать в местных, однако на последних местных выборах - участвовали. И если эта категория голосует за одного кандидата – его победа этого кандидата обеспечена.

Правильно это? Нет.

Во-первых, они не платят налоги, во-вторых, не имеют никакой связи с местной властью. Во-вторых, осужденный может освободиться и вообще уехать в другую местность.

Таким образом, нынешняя власть по сравнению с другими властями сделала все, чтобы нарушить всякие законы о выборах, чтобы только удержать рычаги правления.

Зачем нужна цифра в 3,2 миллиона

- ЦИК потребует больше денег, и все они будут потрачены.

Сам факт того, что не опубликованы данные переписи населения, тоже используется для манипулирования с численностью избирателей. Самый высокий процент участия избирателей был около 60 процентов, в голосовании принимали участие 1,5-1,6 миллиона.

Как будут распределены 3,2 миллиона бюллетеней и как учтут неиспользованные

- Будет напечатано 3,2 миллиона бюллетеней. Председатели окружных избирательных комиссий получают их в типографии в соответствии с количеством избирателей.

В субботу, накануне выборов, председатели участковых избирательных комиссии получат бюллетени в районных комиссиях и опять составят протокол о количестве. Бюллетени запираются в сейф, участок охраняет полицейский.

В день выборов открывается сейф и вновь составляется протокол в присутствии членов комиссии и всех наблюдателей.

После окончания выборов все члены комиссии за закрытыми дверями пересчитывают неиспользованные бюллетени и составляют протокол. Делается сверка: количество выданных и неиспользованных должно соответствовать всему количество полученных на этот участок бюллетеней.

После подсчета бюллетеней, поданных за каждого кандидата, составляется протокол, подписывается всеми членами комиссии. Все использованные и неиспользованные бюллетени запечатываются в мешке и вместе с протоколами направляются в окружную избирательную комиссию.

Бюллетени передаются на хранение в районный суд на срок до шести месяцев.

Самое важное, чтобы данные протоколов участковых комиссий соответствовали тому, что передается и заносится в общий реестр голосов по республике.

 

Можно ли данные протоколов использовать для фальсификации

- Главный способ фальсификации – это цифры, которые вносятся в протокол ЦИК. Об этом подробно рассказал Штефан Урыту.

Еще один способ фальсификации осуществляется при помощи ГП «Registru», который выдает справки взамен утерянных документов в день выборов. Из-за всевозможных описок в документах, факты существования которых доказал г-н Урыту, один и тот же человек 116 раз был занесен в избирательные списки.

Следующий способ – привезти из Румынии студентов, которые прописаны в Молдове. Так, студенты из Ясс могли проголосовать на избирательных участках, которые открывало МИДЕИ, а второй раз могли проголосовать в городах РМ и по месту прописки. Эти ходы использовали либералы и либерал-демократы. Никто не наказан.

Проблема в том, что за избирательные участки за рубежом отвечает МИДЕИ, ЦИК не может посылать туда своих представителей.

Диаспора может дать четыре-пять мандатов

- За рубежом голосует 70-80 тысяч. На парламентских выборах это дает четыре-пять мандатов депутатов. При проведении президентских выборов эти десятки тысяч могут повлиять на итоги выборов. Тем более,  что будет второй тур.

Можно ли остановить фальсификации

- Фальсификация уже началась. За полгода до выборов Демпартия сделала массу подарков, за что ее уже можно исключить из выборной компании.

За 20 дней до выборов можно проверить списки по избирательным участкам. Ведь есть же факты, когда по одному адресу частного дома было прописано более 100 человек, а собственник даже не знал об этом. По таким фактам необходимо открывать уголовные дела и сажать. Но у нас ни ЦИК, ни полиция, ни прокуратура не занимаются этим, если нет указания властей. В этом проблема!

Пока ЦИК не будет независимым органом - ничего не изменится. Нужно менять законодательство: в Избирательный кодекс внести положение о том, чтобы за два месяца до истечения срока окончания мандата ЦИК парламент был бы обязан организовать открытый конкурс и избрать девять членов нового состава комиссии. Одним из обязательных условий членства в ЦИК должно стать отсутствия членства в партии в последние пять лет.

Если бы ЦИК была независимой…

- В странах Балтии, Польше, Венгрии, где я был, когда мы говорили о фальсификациях, нас не понимали. У них на выборах присутствует только нотариус, нет наблюдателей от партий. У граждан полное доверие к избирательной комиссии и к спискам.

Если бы у нас ЦИК была независимой - все факты подарков давно уже были бы расследованы, было бы вынесено решение. Более того, необходимо расследовать и то, как за 24 часа ДПМ собрала подписные листы с 29 тысячами подписей.

Примет ли ЦИК требование Андрея Нэстасе проверить подписные листы

- Если в ЦИК поступает заявление, то факты необходимо проверить. Проблема в том, что Андрей Нэстасе не зарегистрирован как кандидат в президенты, имеет только права гражданина. В то же время, чтобы снять все подозрения, сама ЦИК должна выступить с инициативой и пригласить желающих вместе с членами комиссии проверить подписные листы: уточнить, нет ли одинаковых людей и подписей.

Но нам говорят, что в подписных листах - персональные данные граждан, которые защищает закон. Однако что важнее: доступ к персональным данным или проверка подписных листов на предмет фальсификации? Что касается меня, то я не против, пусть мои персональные данные проверяют, если идет речь о формировании власти. Это не должно стать проблемой!

Кто не платит налоги – не должен голосовать

- До конца каждого года граждане Франции, изъявившие желание стать избирателями, должны обратиться в участковые избирательные комиссии и зарегистрироваться. Если такого не происходит - никто тебя не включит в список избирателей. Тех, кто зарегистрировался, избирательные комиссии приглашают на выборы.

В Бельгии участие в голосовании обязательно, пропустивших выборы штрафуют.

Нам лучше использовать опыт Франции. И хотя жалко, что не все мигранты примут участие в выборах, с другой стороны, выборы за рубежом затратны, а мигранты не платят налогов. В мировой практике один из главных критериев статуса избирателя – платить налоги.

Пусть будет не два миллиона, а миллион избирателей, но – живых, сознательных. К тому же отпадут пути фальсификации итогов выборов.

Расскажу, как голосуют в Эстонии. Там гражданин имеет карточку избирателя, может из любой точки мира зайти в систему и отдать свой голос. База данных закрыта для посторонних.

В каждом районе в течение всего года член избирательной комиссии ведет работу по уточнению списка избирателей.

Молдова бездарно потратила четыре миллиона лей на то, чтобы создать систему электронного голосования. Может, это не случайно?!

В каком случае выборы могут признать недействительными

- Первое - если не будет явки избирателей и к урнам придет меньше 33 процентов занесенных в список избирателей.

Второе – если допущенные нарушения доказаны и доказано, что они повлияли на результат.

Третье – если доказано, что какой-то из кандидатов нарушил закон о финансировании. Доказывать это нужно быстро: открыть уголовное дело, провести судебные процедуры. В данном случае Конституционный суд не должен спешить утверждать итоги выборов. Необходимо дождаться решения суда - и принимать решение о признании выборов состоявшимися.

Этого не произошло по итогам парламентских выборов 2014 года, когда ассоциация Promo-LEX представила отчет о том, что ЛДПМ не показала девять миллионов лей в своем отчете, Демпартия – 9,5 миллионов лей. За эти вопиющие нарушения нужно было исключить партии из выборов и запретить им участие в следующих парламентских выборах.

Если выборы президента будут признаны недействительными, то за 60 дней парламент назначит дату новых выборов. Не нужно бояться повторных выборов. Главное, что нам нужно, - честные выборы.

Увы, закон не предусматривает финансовую ответственность партий, по вине которых выборы признаны несостоявшимися…



Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии