Политика

Первый месяц нового правительства: мы до всех доберемся, но вы нас не критикуйте

19.09.2021, 10:04
{Первый месяц нового правительства: мы до всех доберемся, но вы нас не критикуйте} Молдавские Ведомости

Похоже, новая молдавская власть затеяла с гражданами игру по принципу «все наоборот», показывая, что «мы – это и есть правила».

Время течет быстро, и вот уже минул месяц после назначения нового правительства Натальи Гаврилицы, подчиненного Майе Санду. Безусловно, о результатах говорить пока рано, но основные тренды и отличительные особенности правления ПДС уже себя проявили. Они были предсказуемыми, так как полностью соответствуют тому, что делала Майя Санду в 2019 году, возглавляя кабмин.

«Все наоборот»

Пожалуй, главной особенностью режима Санду следует назвать принцип «все наоборот».

В ПДС любили порассуждать о верховенстве права, а что делают? Генпрокурор рассказал, что глава государства требовала от него возбудить уголовные дела на лидеров оппозиции (Владимира Воронина, Игоря Додона, Зинаиду Гречаную). Майя Санду отрицала данный факт, но не представила расшифровку заседаний ВСБ, чтобы убедить нас в правоте своих слов.

Премьер-министр Наталья Гаврилица угрожала учителям увольнением. Позже, когда юристы ей объяснили, что она перегнула палку, премьер взяла свои слова обратно. Но факт говорит о том, что у представителей ПДС есть проблемы с пониманием принципа верховенства закона.

Мы помним, что Майя Санду для того, чтобы распустить парламент отказывалась выполнять Конституцию. Но потом не нарушать Основной закон ее убедил посол США в Молдове Дерек Хоган.

Министр здравоохранения Алла Немеренко, которой, судя по всему, очень нравится роль цербера, заявила, что тем, кто подделывают сертификаты о вакцинации, грозит штраф в полмиллиона лей. Понятно, что фальсификация медицинских документов – гнусное преступление, но разве определять размер штрафа  — задача министра здравоохранения? Может ей лучше заняться ситуацией в больницах, подготовкой к грядущему всплеску заболеваемости, предложить решение как снизить смертность, резко возросшую после того как президентом стала Майя Санду (период  январь-март)?

Еще пример. Генпрокуратура  ранее установила, что Victoriabank является участником «кражи века», и финансовое учреждение присвоило несколько миллиардов из тех денег, что были выделены  НБМ. Но хозяин поменялся, теперь это —  западный инвестор. Позиция ведомства: это не меняет сути дела, воровство есть воровство.

С критикой действий прокуратуры полгода назад выступили «внешние партнеры» — МВФ,  ВБ и ЕС. Дескать, новый хозяин не отвечает за проделки старого. Но дело в том, что новый хозяин был в курсе того, что получает добытые нечестным путем ресурсы. И отвечать должен. И вот мы видим, что герои-победители из ПДС уже забывают о верховенстве права  и начинают мстить генпрокурору, добиваются его отставки, придумывают сомнительные схемы увольнения руководителя учреждения.

Политические перевертыши

ПДС нам обещала продвижение демократии, но и здесь мы наблюдаем торжество принципа «все наоборот». Демократические действия подразумевают учет мнения оппозиции, ее представительство в органах управления и даже контроль в таких структурах как ЦИК, чтобы избежать использования административного ресурса и фальсификации властями результатов голосования  в будущем. Даже при ПКРМ  большинство ЦИК было у оппозиции. ПДС же хочет натолкать туда своих людей.

Другой пример. Председатель парламента обещал разобраться с общественной компанией «Телерадио-Молдова». «Мы до всех доберемся!», — пригрозил председатель парламента. Но даже Влад Плахотнюк никогда не угрожал журналистам. Так кто же настоящий сторонник свободы СМИ: Плахотнюк или Гросу?

Невозможно признать демократичным и высказывание президента на одном из телеканалов. «Сегодня у нас нет правового государства. Мы сейчас на этапе, когда мы должны построить это правовое государство. Это – реальность, а все рекомендации гражданского общества уместны, когда у тебя есть правовое государство»,- заявила Майя Санду. Когда страной руководили коммунисты, Плахотнюк, воришки из АЕИ, гражданское общество могло критиковать власть и предлагать свои идеи. Но сейчас, это уже неприемлемо. Надо подождать, намекает президент. Сколько? Еще 30 лет? Или пока  Санду не завершит вместе с ПДС свой мандат?  Что же это за демократия, когда мнение гражданского общества уже неинтересно?

Есть и другие факты и явления, указывающие на расхождение слова и дела в действиях новой власти. Но и того, что сказано, нам вполне достаточно, чтобы понять очевидное.  ПДС – политические перевертыши.

«Кумэтризм», «непотизм», «клановость»

Многим бросилась в глаза  особенность кадровой политики ПДС и президента. Объявлялось о том, что к управлению страной придут «хорошие люди». Но забыли сообщить, что речь идет о родственниках.

Что мы увидели? На пост премьера назначена Наталья Гаврилица  — «кумэтру»  Майи Санду. На высокие должности в парламенте и правительстве устроены двоюродные сестры президента. Среди депутатов обнаружили и тетю главы государства. Широка семья моя родная! Закон нарушен?  А разве  «хорошие люди» закон нарушить могут? Они и есть закон. Все в лучших американских традициях. Сначала Буш старший  становится президентом, а потом  уже и сын. Первым  Билл Клинтон возглавил США, а позже  и жена вознамерилась повторить успех мужа.

Но то, что мы уже видим в  «чистой» Молдове —  пока первые назначения. А что будет, когда начнут изучать родственные связи других чиновников разного уровня,  сейчас назначенных на хлебные места? У явления есть четкие определения: «кумэтризм», «непотизм», «клановость».

Такая политика для  Молдовы не является новой, и она не вызывает у людей симпатии. Истории прежних молдавских президентов и их детей никого ничему не научили.

И всем становится ясно, зачем ПДС нужно было критиковать прежнюю власть — лишь для того, чтобы точно повторять все ее отвратительные действия. Думают, что с  «хороших людей» грязь сойдет как с гуся вода? Будущее покажет.

Приднестровский конфликт был войной со стороны России?

Несмотря на все заявления молдавских властей о желании выстраивать с Россией прагматичные и деловые отношения, мы видим, что режим придерживается  четкой антироссийской линии. Нынешняя власть обслуживает интересы геополитических игроков, для которых Москва  — враг.

И саммит в Батуми, и «Крымская платформа» являются однозначно антироссийскими политическими событиями. Но зная зависимость Молдовы по многим вопросам от России, прежде всего, в поставках энергоносителей, язык не поворачивается назвать «прагматичными» действия, явно способные  испортить отношения с Москвой. Майя Санду даже на празднование 30-летия независимости пригласила президентов тех стран, которые с Россией находятся в конфронтации: Украины, Польши, Румынии.

Резонансным стало и заявление Майи Санду о том, что приднестровский конфликт на самом деле был войной со стороны России. Мало того, что это не соответствует исторической правде: войска в мирные Бендеры вводил президент Снегур, но должна быть и элементарная логика. Если Москва  вела войну против Кишинева, то почему после введения российских миротворцев ( по просьбе того же Снегура ) в Приднестровье перестали стрелять? И мир длится уже почти 30 лет. Почему российские военные в 1992 году не захватили Кишинев? Ведь на это потребовалось бы меньше часа. А поход на Гагаузию? Кто собрал в Кишиневе волонтеров и направил их на юг страны? Разве не премьер – министр Мирча Друк? А кто  предотвратил столкновения и возможное кровопролитие? Подразделения  Советской Армии.

Важный вопрос: почему Майя Санду в событиях 1989-1992 годов (это целостный процесс) обвиняет Россию? Любой конфликт предполагает две стороны. А жизнь показывает, что очень часто незримо присутствует и так называемая «третья сила». Разве не признал экс-президент Мирча Снегур определенную помощь и вклад Румынии в период боевых действий?

Не может не интересовать,  почему Майя Санду делает это именно сейчас? Таков заказ зарубежных партнеров? Ее личная инициатива? Ошибка? Очень скоро мы получим ответ на эти вопросы.

США начинают доминировать в приднестровском урегулировании?

Это будет завтра, а сегодня мы уже наблюдаем по отношению к Приднестровью то, что может стать политикой двойных стандартов.

В Молдове хорошо помнят  молниеносный визит в Кишинев в августе заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака. После того, как высокопоставленный чиновник объявил о плодотворности первых контактов с новой властью, мы узнали, что президент дала гарантии того, что блокады региона не будет. И тем не менее, транспортная блокада случилась . Правда, история с приднестровскими номерами   разворачивалась так, словно в ней есть только одно действующее лицо – Украина.

Но кто же разработал и утвердил механизм «нейтральных» номеров? Кишинев. Тирасполь согласился на данный вариант. Кто просил Киев ввести запрет на передвижение приднестровских автомобилей? Опять Кишинев. Но нынешнее правительство свалило все на предшественников. Вице-премьер по реинтеграции Влад Кульминский  сказал: «Я не очень доволен тем, как раньше велись переговоры о соглашении по нейтральным табличкам, но запрет Киева уже действует, и мы применим этот механизм».

Но разве о том, что проблема 1 сентября непременно возникнет, вице-премьер узнал в конце августа, когда свое объявление сделала украинская сторона? Нет, конечно. Тему Влад Кульминский хорошо знает. И есть основания думать, что запрет на въезд приднестровского автотранспорта  — смоделированная  ситуация для изучения реакции, а также отработка схем взаимодействия Киева и Кишинева в приднестровском кейсе. Есть и другие заготовки, таможенные и т.д. И не исключено, что и дальше события будут развиваться в том же ключе – реально блокада есть, но Кишинев здесь не при чем.

Очень важный момент. Теперь в приднестровском вопросе станут доминировать США. Не секрет, что кишиневскую и киевскую власть курирует Вашингтон. На  переговорах в формате «5+2» у США была роль наблюдателя. Теперь же, контролируя одну из сторон – Кишинев, посредника – Киев, американцы будут играть совсем по-другому. Также нужно вспомнить, что, как правило, главой миссии ОБСЕ в Молдове назначается американский дипломат. Если иметь в виду, что ЕС, как наблюдатель, также будет выступать солидарно с США, то переговорная приднестровская площадка сильно меняется с точки зрения влияния. Поэтому нам стоит ожидать хитрую игру с надеванием масок, закулисными договоренностями и интригами. Но цель всех этих действий  давно известна – изгнание российских миротворцев и утилизация вооружений, хранящихся в Приднестровье. А лучше – передача его Кишиневу. И молдавский вице-премьер уже поднимал тему утилизации, акцентируя необходимость  международного мониторинга. Хотя судьба ОГРВ — предмет переговоров между Кишиневом и Москвой, что зафиксировано соглашением 1992 года.

Займы, займы, займы... и «все на продажу»

Появились и признаки того, какой будет политика в области экономики. По существу, мы  наблюдаем то, что начал премьер Ион Стурза, продолжил  глава кабмина Влад Филат и его преемники при Плахотнюке, а также Майя Санду в роли руководителя правительства.

Займы, займы, займы… и «все на продажу». Майя Санду и ПДС нам обещали навести порядок в области экономики, ликвидировать коррупционные схемы. А если  схемы уничтожаются, то деньги автоматически потекут в бюджет. Пока этого нет. А, вероятно, и не будет. Потому что коррупцию не победила еще ни одна страна в мире. А в США, которые требуют от других такой борьбы, давно сами погрязли по уши в коррупции.

Поскольку криминальные деньги вряд ли попадут в бюджет,  молдавская власть уже настойчиво просит у ЕС 50 миллионов евро «в виде исключения». А когда прижмет, а это неминуемо, то можно ожидать, что аппетит разыграется как у Зеленского, который недавно во время визита в США  попросил «инвестировать» в Украину  277 миллиардов долларов.

Знаковым событием стала распродажа локомотивов Молдавской железной дорогой. Здесь происходит процесс расчленения. И скоро мы узнаем, что эта важная часть молдавской транспортной инфраструктуры окажется под иностранным контролем. Недавно к «внешним партнерам» уже отошел порт в Джурджулешть.

Газопроводы и линии электропередач, связывающие нашу страну и Румынию,  также станут добычей зарубежных инвесторов, которые будут возвращать вложенные денежки за счет тарифов.

Банковская система правительствами Филипа и Санду уже передана иностранцам. Но кое-что еще осталось. Думается, мы сможем стать  свидетелями новой громкой акции – «модернизации» компании Молдтелеком с помощью зарубежных «инвестиций». Но кто  знает, если страна окажется по уши в долгах, не зайдет ли речь о продаже земли?  И свалится эта новость  на нас как снег на голову, точно также  как известие о приеме беженцев из Афганистана.

Они доберутся и до вас

Есть еще очень заметные тенденции. И на них многие сами обратили внимание.

Например, рост цен. В области нефтепродуктов  он стал просто кричащим.

Ну и история с пенсиями. Здесь все по-старому: гора опять родила мышь. Но есть новация, для того чтобы повысить пенсии, как утверждают эксперты, правительству придется брать кредиты у «западных партнеров». Получается, «жизнь взаймы». Но не так как у Ремарка.

Так что не волнуйтесь. Они доберутся и до вас. Точно доберутся. Только вы их не критикуйте.

Сергей ТКАЧ

Мejdurecie.md

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →