История

Первый воздушный теракт произошел на территории Молдовы

22.11.2020, 09:51
{Первый воздушный теракт произошел на территории Молдовы} Молдавские Ведомости

Считается, что первым в СССР воздушным терактом был инцидент с пассажирским самолётом Ан-24Б рейса № 244 Батуми-Сухуми, который ровно 50 лет назад вместе с пассажирами был угнан литовцами отцом и сыном Бразинскасами в Турцию. Тогда погибла бортпроводница Надежда Курченко о чем узнал весь мир. Но история умалчивает о другом случае, который действительно был самым первым. И произошел он в Советской Молдавии на четыре года раньше, осенью 1964 года. Рейс Чадыр-Лунга — Измаил выполнял небольшой 12-местный «кукурузник» АН-2. Одни участники инцидента мужественно боролись с угонщиками, другие трусливо отползли в сторону, третьи делали все для того, чтобы заработать звезды на погонах.

Что скрывали спецслужбы

Пилот, бывший командир ТУ-154 молдавского авиаотряда Виктор Запорожец, вспоминая много лет спустя этот случай, рассказал, что в тот злополучный день в самолет сели пять пассажиров, среди которых были две женщины. Последними в салон вошли крупный мужчина в моряцком бушлате и молодой парень в кепке, надвинутой на лоб. Как позже стало известно, это были бежавшие из тюрьмы рецидивист Георгий Караджия и его приятель по фамилии Гудумак.

Командир экипажа, 27-летний Анатолий Шевелев, и второй пилот, 20-летний Владимир Байдецкий, представить себе не могли, что их пассажирами могли быть сбежавшие из тюрьмы зеки. Как только самолет поднялся в воздух, «матрос» прошел в кабину пилотов - ее двери по тем временам не закрывались - и, приставив пистолет к голове Шевелева, приказал: «Не сопротивляться! Высоту не набирать, летим к морю в сторону Турции!». Его подельник, угрожая пассажирам большим разделочным ножом, положил всех на пол.

Но командир экипажа сумел сохранить самообладание. Он незаметно уже разворачивал самолет обратно на Кишинев. Лету до столичного аэропорта было минут 30. На подлете к посадочной полосекомандир экипажа сымитировал отказ двигателя. Это нужно было, чтобы как-то объяснить злоумышленникам, почему самолет нужно посадить в поле.

Но подельник рецидивиста уже заметил промелькнувший в окне силуэт кишиневской телебашни, и истошно закричал: «Жора, нас обманули!».

Пилоты поняли, что бандитов ничто уже не остановит. Взглядом командир указал помощнику на пистолет. Тот попытался выхватить его у бандита, но выпущенная из него пуля раздробила ему ладонь. Вторая пуля попала командиру в локоть, обездвижив руку.

Бандиты расстреливали пилотов в упор. Уворачиваясь от пуль, летчики бросали самолет из стороны в сторону, чтобы сбить цель, но бандит продолжал стрелять.

Еще четыре пули попали в Анатолия Шевелева, одна - во Владимира Байдецкого. Парабеллум заклинило, когда «моряк» целился в голову Шевелева. «Гудумак, добивай их!», - приказал он подельнику, вооруженному ножом. Тот ввалился в кабину и стал кромсать пилотов ножом. Впоследствии выяснилось, что Анатолий Шевелев получил четыре глубоких ранения, причем нож остановился в миллиметре от сердца.

На скорости 250 километров в час самолет шел к земле. В последнюю минуту теряющий сознание командир экипажа сумел сбросить скорость. После удара о землю самолет перевернулся и развалился на куски. Залитые кровью пилоты через отверстие в аварийном люке выбрались наружу. К тому времени бандитыуже скрылись в винограднике.

Как ловили бандитов: официальная версия

По словам рассказавшего эту историю Виктора Запорожца, преступники были обезврежены спустя несколько дней.  Гудумака якобы взяли ночью в безлюдном парке в Бендерах, а Караджия несколько дней скрывался у своей сожительницы в одном из домов неподалеку от кишиневского железнодорожного вокзала.

Последний до своей поимки успел натворить немало бед.  От его пуль погибли трое: невольный свидетель - сторож виноградников, командир группы захвата старшина милиции Лев Спектор и начальник группы розыска подполковник Андрей Баженов, отправившиеся на задержку рецидивиста.

Преступника якобы окружили в доме его сожительницы, предложили сдаться, и Караджия вроде бы согласился провести переговоры с сотрудниками милиции без оружия. Но когда поверившие бандиту работники милиции зашли в квартиру, открыл огонь на поражение, смертельно ранив обоих, после чего застрелился сам. 

Сожительница в результате этой истории не пострадала и даже как соучастница не отсидела.

Разбор полетов: борьба за звезды на погонах

На самом деле момент задержания рецидивистов выглядел совершенно иначе. Об этом нашему корреспонденту рассказал источник в одной из силовых структур республики, имевший в свое время возможность лично ознакомиться с архивным делом о захвате самолета АН-2.

С учетом тяжести совершенного преступления расследование было взято на контроль Москвой. В республике был создан оперативный штаб по организации, руководству и координации оперативно-розыскных мероприятий силовых ведомств, в задачи которого входило задержание преступников по горячим следам. В него вошли представители МВД, КГБ и генпрокуратуры.

Однако из-за соперничества этих трех структур между собой и желания первыми доложить Москве о выходе на террористов и их поимке согласованности не было. Каждое ведомство тянуло одеяло на себя, скрывая полученные оперативные данные о возможном местонахождении преступников или же информировало о них своих коллег с опозданием.

Результат - принятин горотделом МВД по Кишиневу решения о самостоятельном задержании вооруженного Караджия на квартире его сожительницы. Однако поспешность милиционеров привела к человеческим жертвам. Через окно преступник увидел приближавшихся к дому сотрудников, и, когда те подошли к двери квартиры, сразу же открыл огонь на поражение.

Никакой договорённости о сдаче с ним не было, как рецидивист он прекрасно понимал, что за содеянное ему светит вышка. В квартиру никто не заходил. Выстрелами через дверь Караджия тяжело ранил работников милиции, в том числе руководителя операции, который вскоре скончался. Перестрелка длилась несколько часов. Дверь и стены квартиры были изрешечены пулями и напоминали стену павшей крепости.

Караджия застрелился только после того, как у него закончились патроны и сам он был тяжело ранен.  Налицо непрофессионализм руководителей горотдела, их стремление отличиться, завоевать пальму первенства.

Эти действия позже были преподнесены общественности как проявление героизма и мужества при исполнении служебного долга. Однако в результате подведения итогов операции они получили объективную, не самую положительную профессиональную оценку.

При задержании в Бендерах Гудумака «отличилось» другое ведомство. Сотрудники КГБ также решили самостоятельно взять вооруженного рецидивиста в многолюдном общественном месте. По счастливой случайности жертв удалось избежать.

Опыт – «сын ошибок трудных», но эти ошибки помогли коллегам в будущем избежать провалов в работе.

Трусливый военный

И еще одно интересное обстоятельство. Оказывается, в самолете АН-2, который террористы попытались угнать, кроме двух женщин был еще военнослужащий. Последний не только не пытался как-то помешать преступникам (вряд ли кто имеет моральное право осудить его за то, что он не пошел против тех, кто был вооружён), но и после падения самолета в винограднике первым выскочил из салона и убежал.

О малодушии военного доложили в часть, но этоне имело для него никаких последствий.

Поистине мужество и героизм в этой истории проявили летчики, которые не только не выполнили приказ террористов лететь в Турцию, но и вели с ними непримиримую борьбу до конца, несмотря на полученные многочисленные пулевые и ножевые ранения. Будучи тяжело раненными, они сумели посадить самолет, спасая жизнь находившимся в нем людям. А искусство кишиневских хирургов спасло смельчакам жизнь. Они были удостоены правительственных наград и за свой подвиг получили новые квартиры.

Мария БУИНЧУК

Фото из архива спецслужб

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    тогда ни групп захвата,ни снайперов.Милиция была развален аХрушевым,а КГБ состояло в основном из молодых комсомольцев.Бегать быстро они могли,чтопоказали Новочеркассые события 1962 и в других местах,а разговаривать с людьми или решать задачи по захвату-этого их не учили на филфаках и истфаках универов и пединститутов.Так что не надо камни кидать в покойных Спектора и Баженова.Они прекрасно знали,на что шли-преступники вооружены и им терять было нечего.

    • x

      Да уж, об этом трагическом преступлении не раз писала наша Чадыр-Лунгскся районная газета "Знамя", оно было типично бытовым хоть и трагически случаем. Из нашего аэропорта тогда самолёты летали ежедневно по несколько рейсов в Кишинёв, Измаил, Одессу, Бельцы и др.