Город

Плацдарм, который не сдается

14.12.2018, 06:00
{Плацдарм, который не сдается} Молдавские Ведомости

Почти два года в импровизированной палатке  на улице Стамати, 10  живет незаконно выселенная из своей квартиры жительница Кишинева Людмила Токан. Ни примэрии, ни правительству до нее дела нет: все готовятся к новогодним праздникам.

 

Фронт держит Майя Лагута

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая определяет круг основных прав и свобод, подлежащих всеобщему соблюдению. С  тех пор прошло ровно 70 лет, но в молдавском обществе мало что изменилось. А если и изменилось, то далеко не в лучшую сторону, потому что, провозглашая с высоких трибун приверженность Молдовы европейским ценностям, высшее руководство страны мало что делает, чтобы доказать это на деле. Основные права граждан Молдовы, прописанные в Декларации,сплошь и рядом нарушаются. А отечественные адвокаты то ли не имеют достаточной подготовки в области защиты прав человека, то ли из-за коррумпированной судебной системы опасаются действовать по закону, а, бывает, и сами участвуют в коррупционных схемах. И потому свои права в судах гражданам нередко приходится защищать самим либо прибегать  к помощи правозащитников.

История Токан получила огласку благодаря именно такой правозащитнице, гражданскому активисту Майе Лагуте, за свою жизнь выигравшей не один судебный процесс. Помогает Лагута землякам бескорыстно, со свойственной ей принципиальностью и бесстрашием. Но сегодня правозащитница сама нуждается в поддержке общества, потому что фронт, который она держит в одиночку, борясь за поруганные права нашей соотечественницы Людмилы Токан, –  это передний край борьбы с очень жестоким и циничным чиновничьим и судебным произволом.

 

«Я пришла по этому адресу и ужаснулась»

С  Людмилой Токан Майя Лагута познакомилась в  феврале. Через социальные сети  к ней обратились люди, помогающие женщине выживать  с момента,  когда она вместе со своей мебелью и другим  имуществом оказалась на улице. 

До этого 38 лет Людмила жила по месту своей прописки, в двухкомнатной квартире площадью 39,6 квадратных метров по улице Стамати, 10. Это было служебное жилье при столичной школе №85, построенное  еще в советское время. До нее в этой двухкомнатной квартире некоторое время жил директор с семьей, потом замдиректора. Все они получили квартиры, и вселились уже другие работники.

Трудно сказать, что случилось в жизни Людмилы Токан, товароведа по специальности, что она поменяла профессию и пришла работать в школу, но, видимо, на то были веские причины. Так бы и жила до сих пор  женщина в своей квартире, если бы  муниципальный совет и мэрия во главе с Дорином Киртоакэ в 2016 году не заключили договор  публично-частного партнерства на реконструкцию школы №85  с последующим перепрофилированием ее в лицей.

Договор на реконструкцию школы был заключен  строительной фирмой-скороспелкой ООО «GuzunVE» (руководитель Валерий Гузун), зарегистрированной почему-то аккурат в  те дни, когда принималось решение  о судьбе школы. Очень хотелось ознакомиться с этим решением, составители которого в  упор не видели в стенах школы №85 ни квартиры, ни жильца. Но на сайте примэрии это решение – единственное из всех! – было заблокировано.

Недобросовестность (или беспринципность?) столичных чиновников, скрывших от советников истинное положение вещей, проголосовавших за проект, развязало руки не очень-то щепетильномув вопросах соблюдения законодательства  предпринимателю, который уж очень торопился. Майским днем 2017 года в отсутствие хозяйки Гузун осмелился проникнуть в ее жилье. Мебель и вещи вынесли на улицу. В стране, где работает закон, этот  человек моментально оказался бы за решеткой, но не у нас. Вернувшись домой, Людмила обнаружила пустую разоренную квартиру. Все, что было нажито за 38 лет, оказалось на улице, пропали ценные вещи, деньги. Женщину чуть не хватил инфаркт.

Незадолго до реконструкции был уволен весь персонал школы, уволена была и Токан. Временно пожить было не у кого, девать вещи – некуда. И женщина осталась ночевать под открытым небом, благо сторожевые псы со школьного двора, которые выросли у нее на глазах из маленьких щенков, не подпускали чужих. Жалобы в примэрию и прокуратуру, обращения к партийным лидерам ничего не дали. Пришли холода, Людмила продолжала ночевать под открытым небом, в непогоду прикрывая свой скарб полиэтиленовой пленкой. Пряталась под ней и сама. Ни чиновники примэрии, ни ответственные лица минобразования ее жизнью не интересовались, хотя по должности просто обязаны были. Помогали чем могли сердобольные люди: приносили воду, еду ей и собакам, приглашали к себе помыться.

Журналисты провластных телеканалов представляли Людмилу Токан  упрямым бомжом, не желающим переселяться в центр временного содержания для бездомных. Никто не понимал ее отчаянного положения, которое предполагало не временное  решение проблемы.  В невыносимых условиях  женщина старалась поддерживать вокруг себя  чистоту и порядок, всегда была опрятно одета, хотя и  не всегда сыта.

Вот как описала свою первую встречу с Людмилой Токан Майя Лагута: «Я пришла сюда в один из морозных февральских дней, было минус 20. Одетая в куртку женщина спала на улице, под кустом, на своем  диване, укутавшись в одеяло и плед. Я просто не поверила, что такое вообще возможно!».

 

Узаконенный беспредел

В социальных сетях размещен  видеоролик, в котором Майя Лагута подробно рассказывает  о том, почему Людмиле Токан не удалось добиться справедливости через суд. Думается, этим роликом отчаянная  правозащитница не только пытается привлечь  общественность к проблеме бездомной женщины,  но заодно подстраховывает себя: никогда не знаешь, насколько силен твой враг.

«Она  отдала мне все документы на квартиру и сказала что-то про состоявшийся суд, - говорит Лагута. - Оказалось, три месяца спустя после ее выдворения на улицу, Валерий Гузун обратился в суд сектора Рышкановка с заявлением, прося вынести решение о ее выселении. Что делает суд? Возбуждает по одному и тому же заявлению – у меня 20 лет судебной практики, но такого беспредела я еще не видела! – два одинаковых дела: с одним и тем же истцом, с той же ответчицей и с теми же сторонами по делу: примэрия, МСК, кадастровый орган. По первому процессу Людмиле Токан  была выслана повестка в суд, в которой она расписалась и в суд пришла. Не явился Гузун. Далее последовало определение о снятии дела с рассмотрения. Вела заседание судья Корнелия Вырлан. Параллельно с этим судом по тому же заявлению судья Диана Триколич – она участвовала в первом заседании тоже  – заводит второе дело. Кстати, председателем суда сектора Рышкановка является Корнелиу Гузун – простое совпадение фамилий или это родственник  предпринимателя? Не знаю, но как же он допустил такой сценарий?».  

Лагута убеждена, что второе дело было заведено с одной-единственной целью: судье Диане Триколич нужно было провести заседание в отсутствие Токан, чтобы выдать нужное решение Гузуну. Для этого, утверждает Лагута, была использована подпись Токан на судебной повестке  с первого  процесса.

«Все очень просто, - говорит правозащитница. - Подпись ксерокопировали и аккуратно «уложили»  на чистый бланк повестки, с которой потом сняли копию, заставили судебного исполнителя поставить печать, удостоверив соответствие оригиналу. А оригинала нет. Его и не было, потому что Людмилу суд не извещал о втором процессе. Она о нем и не догадывалась. Но бумажка сыграла свою роль: фальшивая повестка  продемонстрировала, что женщина извещение якобы получила, но на суд не явилась. И заседание состоялось без нее».

Верить ли всему  этому? Как представитель ответчицы Майя Лагута досконально изучила все материалы дела, чуть ли не под микроскопом  рассматривала каждый документ.

В итоге в феврале 2018 года Диана Триколич вынесла решение: выселить ЛюдмилуТокан из квартиры №1 по улице Стамати,10 без предоставления другого жилья. Решение окончательное, без права обжалования.  Таким образом, задним числом был узаконен творимый  Гузуном беспредел. Если бы Токан участвовала  в суде и предоставила бы свои документы в оригинале о том, что квартира была  официально зарегистрирована (несмотря на то, что запись об этом в бывшем БТИ чудесным образом исчезла!), суд мог бы ее аргументы принять во внимание.

 

Выселение с улицы на улицу?

Когда судебный исполнитель пришла женщину  выселять (а в решении суда было записано: «выселить из квартиры»), Токан уже девять месяцев  жила на улице. Выселять  ее  пришла именно та судебный исполнитель, которая поставила печать на повестке о том, что фальсифицированная копия соответствует оригиналу.

«Я, конечно, пришла на улицу Стамати ,10 в тот день, когда должно было состояться «выселение», - рассказывает Лагута. - Пришли полиция, представители мэрии, сам Гузун, погрузили мебель и все остальные ее вещи и увезли в неизвестном направлении.  Без составления описи увезенного! Без указания адреса – куда?».

Только напрасно Гузун и его команда рассчитывали, что без дивана Людмила Токан уберется с глаз долой. Сердобольные люди притащили к месту дислокации Людмилы деревянные поддоны, на которых она теперь спит.

Все лето и осень Майя Лагута и Людмила Токан не могли добиться от судьи мотивированного решения суда о выселении, чтобы опротестовать его в Апелляционной палате. Недавно они это сделали и потребовали от суда отменить незаконное решение, вернуть его в первую инстанцию для рассмотрения по существу, чтобы в судебном разбирательстве можно было представить документы-оригиналы. И сейчас  ждут приглашения на рассмотрение своей жалобы в Апелляционной палате.

 

Записи заседаний суда не читаются

А пока единственный выход, на наш взгляд,  –  подыскать Людмиле Токан крышу над головой, чтобы не пришлось ей мерзнуть в морозы. Может быть,  откликнется кто-то, кто живет на земле, потому что не может Людмила уйти в приют и оставить на улице своих товарищей по несчастью - собак, которые помогали ей охранять территорию школы.

«Мало кто понимает это, - говорит Лагута. - Людмила непьющий человек, ей страшно идти в ночлежку. Она очень верит в то, что через суд нам удастся восстановить справедливость и этого Гузуна обяжут возместить ей материальный ущерб. Параллельно  мы  подали жалобы в генпрокуратуру и в департамент по борьбе с коррупцией с требованием возбудить  уголовные дела против  двух судей и председателя суда сектора Рышкановка, который зарегистрировал (и распределял эти дела судьям), и потом 8 или 9 месяцев шли два параллельных суда по одному и тому же заявлению с одними теми же сторонами – по одному и тому же предмету спора, и председатель суда не предпринял никаких мер.

Более того, когда я поняла, что эти два процесса сфальсифицированы, я как представитель Токан,  истребовала у судей Корнелии Вырлан и Дианы Триколич цифровые диски с аудиозаписями судебных заседаний. Месяца два не могли добиться. Но я писала жалобы, и в конце концов нам выдали  диски «без возможности прослушивания». Когда мы пришли домой, обнаружилось, что действительно прослушать их не можем. И вот сейчас мы снова обратимся в суд,  чтобы нам предоставили диски с возможностью прослушивания. Так что махинация местной власти и застройщика с рук им точно не сойдет. Я очень надеюсь, что найдутся у нас в Молдове порядочные судьи и прокуроры и в конце концов вынесут законное решение.

 

Нужна ли Людмиле Токан елка Павла Филипа

3 декабря у места, где живет Токан, остановилась машина с бэушными строительными материалами. За четыре часа человек дела Майя Лагута с группой энтузиастов помогли Людмиле соорудить палатку. Это место теперь объявлено местом протеста граждан  против коррумпированной власти, которой глубоко наплевать на права человека.

«По Европейской Конвенции о защите прав человека  никто не вправе закрыть нам рот, - говорит Лагута. - И пусть только кто-нибудь это место протеста попробует  уничтожить».

Заглянула в эти дни на информационный  сайт правительства Молдовы. В нем ни строчки о мероприятиях  в стране по поводу знаменательной даты - 70-летия со дня подписания  Всеобщей Декларации прав человека. Зато место  нашлось для  информации о торжественной встрече премьер-министром Павлом Филипом главного участника Рождественской ярмарки - праздничной елки, привезенной из Буковинских гор, подарка румынского правительства  молдавским гражданам. Ничего не имею против елки.Только порадует ли дар румынских друзей Людмилу Токан? 

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    "обращения к партийным лидерам ничего не дали".
    К сожалению, действительно, наши политики лишь на словах защищают граждан.И это в первую очередь касается так называемых социалистов.

  • x

    Нуу, у нас есть Президент- гарант Конституции :) И этот, фонд первой леди! Какая возможность помочь и попиариться.

  • x

    и этот педераст кортоака называет себя честным человеком, да он самый настоящий бандит и фашист

  • x

    На нары всех бандитов!
    Боже за что ты так наказываешь людей?
    Что это за суды такие?
    Когда это кончится?