Закон

Почему НКСС отказывается признавать решение ВСП в вопросе о начислении пенсий крестьянам?

29.01.2016, 06:00
{Почему НКСС отказывается признавать решение ВСП в вопросе о начислении пенсий крестьянам?} Молдавские Ведомости

Открытое письмо работникам национальной кассы социального страхования редакции газеты «Молдавские ведомости»

Национальная касса социального страхования продолжает вести необъявленную войну против бывших колхозников села Булэешть района Орхей, не согласившихся с мизерными пенсиями. Больше половины пенсионеров, вкалывавших в свое время на тяжелых работах в колхозе имени Кирова, возмущены нищенскими подачками в размере 70-400 лей.

В коллективном письме, посланном осенью 2014 года в редакцию «Молдавских ведомостей», люди поделились своей болью: «В 1998 году бывший колхоз имени Кирова был ликвидирован. Работникам выдали трудовые книжки. Когда мы обратились райотдел соцобеспечения для оформления пенсий - оказалось, что период нашей работы в колхозе не принимается в расчет, так как в трудовых книжках не проставлены печати за каждый отдельно взятый отработанный срок в одной отдельно взятой должности, а стоит одна печать в конце всех записей. Кроме того, архив колхоза разбазарили… Но мы же не виноваты в том, что записи в трудовых книжках велись неправильно и что архив не сохранился. Много лет мы безуспешно пытаемся в судах доказать, что работали в колхозе».

В редакцию приехал один из авторов письма, Иван Георгиевич Стегарь, и рассказал свою типичную историю. Уроженец села Булэешть проработал комбайнером и трактористом 18 лет: с 25 мая 1975-го до 10 августа 1979 года и со 2 января 1986-го до 14 февраля 1998 года. В 62 года, в 2011 году, подал документы в территориальный филиал НКСС района Орхей – и был огорошен: начислили минимальную пенсию, мотивируя это… отсутствием стажа. Стегарю засчитали лишь 19 лет стажа при минимально необходимых 30-ти. 18 лет работы в колхозе имени Кирова не учтены: нет справки,  поскольку архив колхоза пропал. Как рассказал Стегарь, «его держали в помещении, где стоял теннисный стол, там отдыхали люди, и все бумаги исчезли». А трудовую отказались признать документом. В результате человеку, проработавшему на земле 37 лет, начислили за все про все 334,23 лея! Кому-то из сельчан оформили пенсию и вовсе в 70 лей.

Иван Георгиевич обратился в прокуратуру и в суд. Начались многолетние тяжбы, одни и те же инстанции принимали противоположные решения. 16 июня 2011 года по ходатайству прокуратуры суд Орхея удовлетворил просьбу Стегаря о включении в общий трудовой стаж при оформлении пенсии периода работы в колхозе согласно записям в трудовой книжке. В суд пришли живые свидетели трудовой жизни человека - бывший председатель колхоза,  бывшие колхозники еще и письменно подтвердили, что Стегарь работал на тракторе и комбайне, занимал первые и вторые места в районных соревнованиях механизаторов, получал хорошую зарплату и премии. Представитель территориальной организации Орхей НКСС на суд не явился.

Иван Георгиевич обратился в центральный офис НКСС с просьбой выполнить решение суда и переоформить пенсию. 31 июня 2012 года он получил отказ: НКСС подала апелляцию в столичную апелляционную палату. 18 января 2013 года та поддержала решение суда Орхея.  Но руководство НКСС не сдалось, опасаясь, что и другие последуют этому примеру. Касса обратилась в ВСП с просьбой отказать Стегарю в иске. 5 июня 2013 года судьи ВСП вернули дело в районный суд для нового рассмотрения. 18 февраля 2014 года суд вновь принял решение о включении периода работы истца в общий трудовой стаж и обязал НКСС оплатить судебные издержки.

Но НКСС упорно продолжало войну с пенсионером. Был подан очередной иск в АП Кишинэу. 15 апреля того же года судьи отказались принять петицию, поскольку в ней не были конкретно сформулированы мотивы иска. НКСС определили срок до 28 мая, когда можно подать разъяснение. С большим удивлением Стегарь узнал в конце июня, что в АП поступило решение ВСП, которое будет рассмотрено 16 октября. Пенсионер утверждает, что апелляция НКСС в ВСП была подана с нарушением установленного срока.

«Больше трех лет бьюсь как рыба об лед, - возмущается Иван Георгиевич. – Такое впечатление, что я прошу милостыню у чиновников, которых содержал всю жизнь. Сдаваться я не намерен. И давать взятки за нужные решения, как поступили некоторые из односельчан, не собираюсь».

Мы обещали держать это дело под контролем и обратились в министерство труда. Получили ответ руководителя НКСС Марии Борта, в котором признавался законным отказ признать трудовой стаж бывших колхозников. В статье от 17 октября 2014 года под названием «НКСС: Каждый второй крестьянин села Булэешть наказан по закону», мы рассказали о том, как ведомство сняло с себя ответственность за назначение мизерных пенсий, прикрываясь законом. Статья с разъяснениями НКСС была опубликована накануне парламентских выборов. Бывший министр труда и социальной защиты Валентина Булига, отстранившаяся в ходе избирательной кампании от должности, активно разъезжала по стране, убеждая людей голосовать за ДПМ. В числе главных ее аргументов была огромная забота Демпартии о справедливом оформлении пенсий. Мы предложили министру-демократу приехать в село Булэешть, чтобы убедить бывших колхозников с мизерными пенсиями в правильности проводимой стратегии. Булига не приехала – получила депутатский мандат и отстранилась от проблем.

Прошло больше года. Ситуация не изменилась, написал нам Иван Георгиевич Стегарь. Пенсионер рассказал о том, что его хождения по судам продолжаются: «ВСП в конечном итоге постановила признать законными записи в трудовой книжке о моей работе в бывшем колхозе имени Кирова. НКСС признала эти годы, засчитала их в трудовой стаж и произвела перерасчет пенсии, но… лишь за 2014 год. А ведь суд обязал НКСС еще в 2011 году засчитать все годы работы в колхозе. Я написал в НКСС заявление, но мне отказали. Если записи в трудовой признали законными, почему назначили минимальную пенсию? Ведь я добросовестно отработал в колхозе, выкладывался по полной… Я написал письмо председателю ПСРМ и адвокату парламента. НКСС прислало им такой же ответ-отписку: просто констатировали решение, не вникнув в суть. Я не один такой. Многие бывшие колхозники на различных стадиях судебных процессов, некоторые опустили руки, потому что нет денег для защиты своих законных интересов. У некоторых пенсии так и остались в 120-200 лей. Меня продолжают таскать по судам.

Уважаемая редакция, очень прошу от себя и от имени остальных бывших колхозников нашего села опубликовать это письмо-запрос к НКСС. Пусть приедут к нам их юристы и на месте разберутся. Ведь это же село, где каждый житель знает все друг о друге. Три живущих поныне председателя бывшего колхоза могут подтвердить правильность записей в наших трудовых книжках».

Редакция газеты «Молдавские ведомости» просит НКСС отнестись к данной публикации как к официальному обращению и рассмотреть по существу, а не формально проблему крестьян села Булэешть.

На страницах нашей газеты мы неоднократно сообщали о том, что с проблемой справедливого назначения пенсий сталкиваются жители и в других населенных пунктов. Депутаты также обратили на это внимание. В конце прошлого года парламентом в первом чтении был утвержден законопроект об упрощенной процедуре расчета пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста, чьи документы утеряны. Размер пенсии в подобных случаях будет рассчитываться исходя из среднемесячной зарплаты работников той же профессии.

Но когда закон будет утвержден - неизвестно. До этого времени многие пенсионеры просто не доживут. Неужели именно эта цель и преследуется?

Редакция газеты «Молдавские ведомости»

Комментарии (0) Добавить комментарии