Почему новый закон о нормативных актах выгоден коррупционерам
Когда за дело берутся неспециалисты - результат их труда называют смесью бульдога с носорогом.
У нас еще действуют два основополагающих закона: закон №789/2001 о законодательных актах и закон №317/2003 о нормативных актах правительства и других органов центрального и местного публичного управления.
Согласно содержащимся в них определениям, законодательными актами являются акты, принимаемые единственной законодательной властью государства (нужно понимать – парламент) на основе конституционных норм (ст.2 закона №780/2001).
А в Конституции (ст.73) сказано, что законодательной инициативой обладают депутаты парламента, президент РМ, правительство и народное собрание АТО Гагаузия. Нормативными же актами (согласно ст.2 закона №317/2003) являются изданные правительством и другими органами центрального и местного публичного управления исполнительной власти, на основании конституционных и законодательных норм юридические акты.
И вот 22 декабря 2017 года парламент принимает закон №100/2017 о нормативных актах. Тот самый – смесь бульдога с носорогом. Потому как решили объединить в одном законе положения законодательных актов закона №780/2001 и нормативных актов закона №317/2003.
Этот закон вступит в силу с 12 июля 2018 года, а некоторые его положения – с 12 января 2019 года.
Утверждается, что данный закон определяет категории и иерархию уже всех нормативных актов, принципы и этапы правотворчества, этапы и порядок разработки проектов нормативных актов, основные требования к структуре и содержанию нормативного акта, порядок его вступления в силу и утраты им силы, учета и систематизации нормативных актов, применяемые к нормативным актам технические процедуры, а также порядок толкования, мониторинга реализации положений и пересмотра нормативного акта.
Дано и новое определение нормативного акта - принятый, утвержденный или изданный органом публичной власти правовой акт публичного, обязательного, общего и безличного характера.
То есть нормативный акт – он же и правовой. Некая законодательная тавтология.
Согласно этому «новому» закону, авторами проектов нормативных актов могут быть лица, обладающие правом законодательной инициативы: депутаты парламента, президент, правительство и народное собрание АТО Гагаузия.
И перечисляются категории нормативных актов, которые формируют законодательство РМ:
a) Конституция РМ;
b) законы и постановления парламента;
c) указы президента РМ;
d) постановления и ордонансы правительства;
e) нормативные акты центральных отраслевых органов публичного управления;
f) нормативные акты автономных органов публичной власти;
g) нормативные акты органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом;
h) нормативные акты органов местного публичного управления.
А разве можно считать нормативные акты правительства, министерств и ведомств, автономных органов и органов местного публичного управления законодательством РМ, наряду с Конституцией и законами парламента?
Таким образом, согласно новому закону, авторами/инициаторами всех будущих вышеперечисленных категорий нормативных актов смогут быть только депутаты парламента, президент РМ, правительство и народное собрание АТО Гагаузия.
И правительство теперь будет разрабатывать нормативные акты, в том числе приказы, для всех министерств и ведомств из своего подчинения, для автономных органов публичной власти и для всех органов местного публичного управления.
Мне очень интересно знать, какими еще оставшимися извилинами «кочана» между растопыренными своими ушами думали авторы этого закона (предположительно минюст и некий уже госсекретарь министерства)?
И чем руководствовался 101 депутат, когда обсуждали и приняли подобную порнографию для нормативных актов?
Справедливости ради следует отметить, что в данном законе есть и очень хорошие положения.
Решено, что все изменения и дополнения во все нормативные акты будут вступать в силу по истечении месяца со дня опубликования в «ОМ» или на дату, указанную в тексте нормативного акта, однако не ранее даты опубликования.
Законы о внесении изменений в Налоговый кодекс, Таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе, а также законы о введении в действие разделов Налогового кодекса и законов, относящихся к налоговой политике, дата вступления в силу должна наступать не ранее шести месяцев со дня опубликования соответствующих законов.
А другая дата вступления в силу нормативных актов может быть установлена лишь в целях защиты прав и основных свобод личности, реализации международных обязательств РМ, приведения нормативно-правовой базы в соответствие с постановлениями Конституционного суда, устранения пробелов или несоответствий между нормативными актами либо при наличии других объективных обстоятельств.
Хорошие обещания, но пустые.
Ведь с июля 2016 года уже предусмотрено, что все изменения/дополнения в Налоговый кодекс будут/должны вступать в силу только после 180 дней с даты публикации в «ОМ».
С тех пор в кодекс вносились изменения и дополнения 19 законами. И во всех этих законах есть уже ставшая дежурной статья – с отступлением от норм 180 дней после публикации, законы вступали в силу с даты немедленной их публикации.
Также замахнулись на обязательную антикоррупционную экспертизу для ВСЕХ проектов нормативных актов, включая и проекты, разработанные депутатами парламента.
После вступлении в действии этого новшества вы представляете себе как понизится КПД «законотворчества» некоторых/многих депутатов?
Кроме того, еще не совсем понятно, каким образом Антикоррупционный центр сможет осилить огромную массу проектов всех нормативных актов согласно классификации в данном законе – от проектов депутатов, до проектов приказов примаров всех уровней. И только таких около 1700. Только по 10 проектов в год = 17000. Плюс не менее 2000-3000 проектов от министерств и правительства. ИТОГО около 20 тысяч.
На 350 сотрудников антикоррупционного центра - по пять проектов ежемесячно.
И это только минимальное количество проектов.
А если учесть и повторные рассмотрения? Тогда только эта «прекрасно придуманная мера» сразу отстранит полный состав Антикоррупционного центра от основной работы по борьбе с коррупцией, на выполнение многочисленных, тысячных экспертиз проектов.
Таким образом, именно этот, в том числе, закон, станет «защитой» для коррупционеров.
Думитру БАРБАЛАТ
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
И правильно делают, что объединяют. Пусть будут три уровня законодательных актов: местные, региональные и республиканские.